Одни бросают, другие спасают. «Караван» побывал в гостях у приюта для кошек «Оськин дом»

06.11.2019, 10:24

Частный приют для кошек «Оськин дом» существует более 2,5 лет. За это время сотни бездомных были пристроены, не меньше – стерилизованы, вылечены и спасены. Хозяева и супруги Александр и Екатерина Олейник уживаются с 70 кошками. При этом «Оськин дом» не случайно называется домом. Кошки здесь не живут в клетках, а свободно ходят по комнатам, имеют доступ во двор. В гости к хвостатым отправился корреспондент «Каравана».

Кот Фуфырик – вылитый губернатор, странная Чуня и Солдат Джейн

К моему удивлению, первыми меня встретили не кошки. Завидев незнакомца, из будки выбежали две собаки. С пакетиками корма к ним уже неслась хозяйка. Когда обеденная трапеза была в самом разгаре, мы с Екатериной проследовали к дому.

«Семьдесят кошек. Семьдесят! – вертелось в голове. – Как же они живут-то здесь все?» Двери открываются, и я попадаю в просторный коридор. Хозяйка рассказывает, что у кошек это одна из любимых комнат для сна. Однако сейчас здесь пусто. Неподалеку выход на улицу. Для кошек. С улицы он в виде лестницы.

Одно из первых помещений, куда я попала, было что-то вроде кладовой. С недоверием на меня смотрела Чуня.

– Она немного странная, – поясняет Екатерина. – Думаю, у нее своя плохая история. Может, обидели на улице. Она все время спит, мало играет, никуда не выходит. Ну и мы ее не трогаем. Пусть восстанавливается.

Следующее помещение Екатерина называет кошарней. Что-то вроде кладовой, где хранятся лекарства, пеленки, шприцы, запасы кормов. Наличие полок привлекает кошек, поэтому тут мы встретили сразу десяток хвостатых. Пушистая Стеша, белый, за исключением хвоста и полоски на мордочке, Кефирчик, вороная Наоми, рыжая Царица, черно-белый Мартин, Томас, Пятнашка, Зена, Момо, Эмбер. Хозяйка кличет всех по именам. Удивительно, но и кошки знают свои клички.

В следующей комнате на домике-когтеточке встречаем кота. Бело-серый красавец сидит горделиво, не шелохнувшись.

– Фуфырик, премьер-министр нашего дома, – знакомит хозяйка. – Пожалуй, самый известный персонаж приюта. Он тут здесь с 10 дней от роду. Видите, как любит позировать? Знакомые говорят, что он похож на губернатора Игоря Руденю, такой же важный.

Заходим на кухню. Конечно, и эту часть дома не обошли любимцы стороной. Рядом с плитой, нежно щурясь, сидит кошка Мама. Она первая появилась в доме, почти три года назад. Прибыла не одна, а с маленькими котятами. Отсюда и кличка. Увы, несмотря на то, что она очень красивая и с потрясающим нравом, по ней ни разу не было звонков. Так и живет Мама, в надежде стать единственной любимицей в семье.

В комнате на диване улеглась еще одна мама. У нее четверо котят, которые также находятся в приюте. Черную даму назвали Солдат Джейн. Привез ее мужчина, полковник. Возможно, отсюда и характер. Она в меру воинственная, умеет за себя постоять. Со мной Джейн воевать не стала, а лишь внимательно посмотрела в глаза, хитро прищурившись.

 

Дети есть дети. Даже кошачьи

В следующую комнату я бы заходила вновь и вновь. «Детский сад». Как настоящий. Резвые котятки были заняты своим делом. Кто лихо гоняет лапами игрушечных мышек, кто балдеет на диване. Были здесь и настоящие детские игрушки. И они без внимания не оставались.

– Вот это Шалун. – Екатерина указывает на бело-серенького мальчишку-игруна. – К сожалению, он переболел панлейкопенией («кошачья чумка». – Прим. авт.). Мы его спасли, но котик навсегда остался инвалидом. Однако он жив и счастлив, его ничего не тревожит. А вот это дети Солдата Джейн. Честно признаюсь, их я не различаю. Обе девчонки, обе черненькие. Как мама. Вот их брат Гарик. Все одной раскраски.

Все это время ко мне ластится нежная кошечка, сидящая на тумбе. Обращаю на нее внимание, а она только рада. Стоило мне направить ладонь в ее сторону, чтобы погладить, как она сама ринулась тереться о мою руку. Сама нежность.

– Да, она солнышко, моя девочка, – протяжно приговаривает хозяйка, с любовью глядя на трехцветную красавицу. – Хани все ждет свою семью, но за ней не приходят. Видать, судьба такая. А ведь она умница! Так старается понравиться! И обязательно дождется своих маму и папу.

В «Оськином доме» есть одно правило: не отдавать девочек до стерилизации. Поэтому, если малышки попадают сюда маленькими, приходится дожидаться, когда немного подрастут и будут готовы к операции. Так, например, Леся. Эту кроху я заметила, только когда уходила. Светленькая девчонка сидела тихонько у двери, затаившись.

В «детском саде» есть свой режим. Котятки просыпаются рано, завтракают и занимаются важными делами – играми. Шум, гам, кувырки – все как у детей. К полудню хвостатые малыши затихают и укладываются спать. В 6 часов вечера все по новой – беготня, суета, детство…

Кошки-призраки

Идем на улицу. По пути встречаем Паштета, Фуфырика, скромницу Фросю.

– Сейчас я вас отведу в «Митинский санаторий», – заявляет Екатерина, но, видя мой удивленный взгляд, с улыбкой поясняет: – Двор, где живут кошки, которых мы привезли из санатория «Митино», куда местные жители выкидывали котят. Там они гибли от холода и инфекции. Решено было провести «спасательную операцию» – вывезти оттуда кошек. Сейчас здесь 14 хвостатых. Проблема в том, что они дикие и с инфекциями, их нельзя поместить в дом, чтобы не заразили остальных, пришлось поселить отдельно.

Благодаря небезразличным тверитянам удалось собрать денег на забор. А также супруги заняли денег на постройку кошачьего дома. Здесь животные, и правда, как в санатории. Благодаря электрическим батареям в доме тепло, есть специальный выход на улицу. Внутри домика очень уютно. Строилось, как говорится, для людей.

На крыльце «санатория» восседает Карпуша, единственный кот среди девочек. Когда-то он был чахлик, сейчас очень солиден. Оглядываюсь в поиске остальных усатых.

– Большинство митинских я не знаю, они живут тут как призраки, – отмечает хозяйка. – Выползают, словно тени, только когда время кормежки. И то близко не подходят. Дикие они у меня.

Заходим в домик. Внутри светло, уютно. На стенах полочки. Часть из них сделана в виде домиков, остальные открытые. На одной из полок восседает бело-серая красота. Екатерина с ней по-свойски здоровается: «Малышка! Она единственная, кто со мной более-менее общается».

Как рассказывает хозяйка, здесь все под рукой, есть кладовая. Одного не хватает – колодца. Воду приходится сюда носить. А это непросто.

Мы снова на улице. Екатерина делится планами на будущий год – построить еще один дом, достаточно большой, чтобы можно было увеличить поголовье и чтобы была возможность держать там тех животных, которые по тем или иным причинам должны быть изолированы от остальных. Также хозяйка хочет пристраивать кошек за границу, ведь там нет бездомных животных, а в России «рынок» переполнен.

Кошке для здоровья надо не рожать

Осмотр «Оськиного дома» окончен, есть время задать несколько вопросов. Начинаю с самых популярных.

– Как, на ваш взгляд, можно решить проблему бездомных животных?

– Без участия государства и людей это сделать не получится. Животное – это что? Жизнь. Сколько мы их ни ловим, сколько ни пристраиваем и стерилизуем, кто-то где-то кого-то рожает. Жизнь пробьется даже через асфальт. Самая главная проблема – хозяева. Уже не столько приходится принимать котят с улицы, сколько сталкиваться с тем, что «не уследили, родила».

– Есть мнение, что кошка для здоровья должна родить.

– Это вопрос просветительства. (Екатерина тяжело вздыхает.) Те, кто так считает, заблуждаются. Кошке для здоровья надо не рожать – она устроена иначе, нежели женщина. Вот видите Изольду? Прекрасно себя чувствует. А вот в «Митине» она страдала, когда рожала раз в три месяца. При стерилизации кошка не меняется, не начинает говорить басом, не перенимает привычки кота. Остается ласковой, нежной или, наоборот, игривой охотницей. При этом у нее исчезает проблема «хочу замуж», когда она доводит окружающих и страдает сама. А также уменьшается шанс заболеть раком.

– Долго ли живут бездомные кошки?

– По статистике, 2–3 года. Есть большой риск попасть под машину, быть загрызенной собаками, встретить инфекцию.

– Многие бы хотели взять себе кошку домой, но у них уже есть свой Барсик. Как же ваши 70 уживаются?

– Редко бывает такое, что кошки не ладят. Если переживаете, возьмите усатика противоположного пола. Еще взрослые кошки лучше ладят с котятами. У меня, конечно, бывает, что кошки дерутся. Но потому что их 70! Когда я жила в квартире с четырьмя, таких проблем не было.

– Вы отслеживаете судьбу бывших подопечных, которые обрели семью?

– Нет, их количество перевалило за сотню. Держу тесную связь с хозяевами первые пару недель, пока мы убеждаемся, что все хорошо, животное прижилось. Некоторые становятся друзьями «Оськиного дома», к кому-то даже в гости приезжаем.

 

Выживающие

Обитателям «Оськиного дома» повезло. Они живут в тепле, уюте, ни в чем не нуждаются. Только вот любой кошке хочется жить в семье, быть единственной и самой любимой. Не случайно большинство подопечных так радуются новому гостю, идут встречать, ласкаются. С визитом нового человека в них оживает надежда: «А вдруг ты, именно ты, заберешь меня домой и станешь любимым хозяином?»

Тем, кто остается на улице, повезло еще меньше. Они оказались ненужными, брошенными, вынуждены выживать. Эти 2–3 года жизни (а больше им не отведено) проходят в вечной борьбе, без любимой игрушки, ласковой хозяйской руки и уютного пледа. В этом не их вина, а наша. Человеческая.

 

***

Приют «Оськин дом» существует на пожертвования. Для содержания животных нужны моющие средства, лекарства, корм, игрушки и все необходимое для приятной кошачьей жизни. Помочь можно также материально, перечислив средства на карту Сбербанка 4276 6300 1456 02 32 (Екатерина Анатольевна О.).

Дашун Самарина

845 0
Лента новостей
Прокрутить вверх