Лекарство для региона. Медицинский университет помогает Верхневолжью решить вопрос с дефицитом врачей

23.10.2019, 10:30

Дефицит врачей – один из самых острых вопросов современного здравоохранения. Важный шаг для решения данной проблемы предпринял Тверской государственный медицинский университет. Здесь увеличат количество бюджетных мест для абитуриентов из Твери и Тверской области, которые после обучения останутся в Верхневолжье.

Нацелен вуз и на другие положительные перемены. О качестве образования и подготовке врача нового поколения рассказала ректор вуза, главный невролог Тверской области Леся Чичановская – человек, знающий о нуждах региональной медицины не понаслышке.

 

Ставка на своих

– Леся Васильевна, у вас большой лечебный и педагогический опыт. Однако это ваш первый учебный год в качестве ректора. С какими результатами и настроением вы в него вошли?

– В должности ректора я с 1 февраля 2019 года, мне предстояло и предстоит выполнить много важных задач. В мае университет успешно прошел государственную аккредитацию образовательной деятельности, подтвердив полное соответствие государственным образовательным стандартам.

Гордостью для нас стало 46-е место в списке лучших вузов России по версии Forbes, ведь еще год назад мы были на пятьдесят позиций ниже. Безусловно, это заслуга всего коллектива и наших студентов.

Достойно прошли первичную аккредитацию специалиста наши выпускники, успешно сдали экзамены и прошли первичную специализированную аккредитацию ординаторы.

На высоком уровне в вузе прошла приемная кампания. На первый курс поступили около 500 человек из 39 регионов страны, причем 32% абитуриентов – это золотые медалисты. В вуз пришли ребята с высоким потенциалом, что обусловлено престижностью обучения в нашем университете.

Прием еще не завершен, поскольку иностранные студенты могут поступать до конца октября. Мы зачислили уже 130 человек, рассчитываем принять еще 30.

Приемная кампания поставила перед руководством серьезные вопросы, требую-
щие разрешения. Я пришла из тверского здравоохранения и не понаслышке знаю о нуждах отрасли в нашем регионе. Сегодня университет плотно работает с правительством и Министерством здравоохранения Тверской области. Учитывая проблемы региональной медицины, мы понимаем, что сегодня важно быть более доступными именно для тверских абитуриентов, в особенности для поступающих на целевое обучение. Моя задача – увеличить количество бюджетных мест для таких ребят. Мы уже обратились за помощью в Министерство здравоохранения РФ. Мы получили полную поддержку своей инициативы. С 2021 года у нас могут появиться дополнительно не менее ста бюджетных мест. Это значит, что у тверских ребят существенно повысятся шансы на поступление, а у больниц – на кадровое пополнение.

– Как будет выстраиваться бюджетная политика в отношении иностранных студентов?

– Обучение иностранных студентов – важное перспективное направление развития как для вуза, так и для России в целом. Неслучайно увеличение экспорта образовательных услуг отнесено к национальным проектам, а целевой показатель в этой сфере определен как 25% иностранных обучающихся от общего количества обучающихся вуза. Однако в последние годы в Тверском медицинском университете имелись определенные перекосы в осуществлении приема и обучения иностранных граждан. Например, почти не отличалась стоимость обучения для зарубежных и российских студентов. Хотя учить иностранцев существенно дороже: необходима визовая поддержка, преподавание на английском языке (полное в течение трех лет, а далее частичное), обучение русскому языку, обеспечение общежитием и прочее. С этого года мы подняли стоимость обучения для англоязычных студентов на 50 тысяч рублей, а также отказались от услуг ряда фирм-посредников, которые организовывали участие во вступительных испытаниях зарубежных студентов. Это вызвало определенное непонимание со стороны отдельных заинтересованных лиц. Вместе с тем в этом году без участия каких-либо посредников в Тверской медицинский университет поступили более ста абитуриентов из Туркмении, Украины, Молдовы, Израиля и других стран. Эти юноши и девушки, заинтересованные в получении качественного образования, сдавали серьезные внутренние испытания. Для тех, кто не смог поступить с первого раза, открыли подготовительное отделение. В течение года обучающиеся будут изучать русский язык, химию, биологию и другие предметы. Некоторые поступившие – дети наших иностранных выпускников прошлых лет. Приятно, что сегодня о Тверском медицинском университете знают во многих странах. Ведущий стоматолог Германии учился в стенах Тверского медицинского университета. Наши выпускники занимают высокие должности в Великобритании, Шри-Ланке и других странах мира.

 

Служить людям

– Время не стоит на месте. Какие задачи призван решать современный медицинский вуз?

– Их много, но одна из главных – качественное обучение студентов. Мы должны соответствовать образовательным нормативам и, прежде всего, ориентироваться на медицину регионов, с которыми заключили договоры целевого обучения. В настоящий момент это 11 областей: Тверская, Калужская, Брянская, Тульская и другие. Сегодня в стране реализуют крупные национальные проекты. Закупается медицинское оборудование, открываются новые больницы и медицинские центры – мы должны понимать и знать уже с первого курса, куда пойдут работать наши выпускники. Это необходимо для подготовки врача новой формации.

Исключительную важность в современных условиях имеет направленность на участие наших сотрудников и студентов в научной деятельности. Мы реализуем проекты вместе с ведущими научно-исследовательскими институтами и лаборатория-
ми Москвы и Санкт-Петербурга.

Еще одно ключевое направление для университета – лечебная работа. Сегодня в университетской клинике оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь, развивают торакальную хирургию, проводят уникальные для Тверской области операции. Из федерального бюджета нам дополнительно выделят около
100 млн рублей на закупку дорогостоящего оборудования. Все это позволяет сотням тверских пациентов получать современную помощь, не уезжая в столичные центры.

– Вы готовите врачей и провизоров в том числе по договорам целевого обучения. Такие выпускники отправятся работать в больницы своей малой родины. Но остальные бюджетники, получившие образование за счет государства, едва ли поедут в районы. Не пора ли возвращать распределение?

– Возможно, это помогло бы, но обязать сегодня мы никого не можем. Хотя мое личное убеждение – плох тот генерал, который не был солдатом. Студенты должны «понюхать порох» первичного звена здравоохранения, поработать на участке, приобрести бесценный практический опыт принятия быстрых и верных решений в условиях, далеких от столичных клиник. В студенческие годы очень полезно пройти школу волонтерства, поработать санитаром, медсестрой, массажистом. Я сама это все прошла. Понимаете, получить красный диплом недостаточно, чтобы стать хорошим доктором, нужно узнать профессию с азов. Как военные отдают долг стране, так и медики должны служить людям.

 

Работа по призванию

– К сожалению, нередко приходится слышать про ошибки врачей. Как подготовить хорошего специалиста?

– Даже в Германии происходит до 30% врачебных ошибок. Страшно, когда по незнанию доктора или по совокупности обстоятельств человек погибает или получает тяжелое увечье. Конечно, такое недопустимо. Это значит, что качество образования должно поступательно повышаться. Чем больше человек имеет компетенций и знаний, тем он профессиональнее. Не следует думать, что врача, как компьютер, нужно «начинить» разными программами. Однако за пять-шесть лет обучения мы стремимся не только заложить фундамент знаний, но и научить стремлению к непрерывному профессиональному росту и самосовершенствованию в условиях постоянно развивающейся врачебной деятельности.

Наша профессия требует высоких морально-этических качеств, желания учиться, быть готовым меняться, а главное – помогать людям, служить им.

Сегодня мы проводим психологическое тестирование студентов по оценке профессиональной ориентации. На третьем курсе большинство хотят быть хирургами или гинекологами, позднее появляются другие приоритеты. Важно помочь молодому человеку найти именно то направление, к которому он имеет большую склонность и призвание. Жизненно необходимо научить его общаться с пациентом, чувствовать боль другого человека, сопереживать, быть внимательным к больному и его родственникам. И этим всегда славился наш университет.

 

Университет занял 46-е место в списке лучших вузов России по версии Forbes, хотя еще год назад был на пятьдесят позиций ниже. Это заслуга коллектива и студентов.

 

Сохранить классику

– Сегодня много говорят о том, что руководитель должен быть эффективным менеджером. Допустим ли такой подход в здравоохранении?

– Страшно, когда в образование или здравоохранение приходят только менеджеры. Такой практичный подход хорош для промышленности, но в социальной сфере ориентиры должны быть направлены в первую очередь на человека. Безусловно, менеджер тоже нужен в каждом учреждении. Но для меня руководитель – это человек, который может собрать команду, правильно поставить задачи, а главное – умеет брать на себя ответственность за людей, как бы это ни было тяжело.

– Каким бы вы хотели видеть наш медицинский университет?

– Классическим вузом с традициями, которые заложили здесь 65 лет назад профессора из Ленинграда. То, что принесла та питерская интеллигенция вместе со специалистами из Москвы, чувствуется и по сей день. Тогда уже через шесть лет институт дал свой первый выпуск, который в значительной мере закрыл нужды калининского здравоохранения. Хочется, чтобы мы по-прежнему готовили специалистов высокого уровня. В этом году университет встречает свое 65-летие. Этому событию посвящен цикл студенческих и научных конференций, в том числе с участием иностранных ученых. Шестого декабря состоится большой концерт с погружением в историю. За все эти годы университету есть чем гордиться!

 

Леся Чичановская – выпускница Тверского медицинского университета (тогда – академии. – Прим. авт.). С 2008 года заведовала кафедрой нервных болезней в вузе. В 2013 году возглавила областной клинический лечебно-реабилитационный центр. С 1 февраля 2019 года занимает должность ректора Тверского государственного медицинского университета. Имеет 76 научных публикаций, 28 научных работ, автор 1 и соавтор 4 монографий, соавтор 2 изобретений.

Екатерина Евсеева

439 0
Лента новостей
Прокрутить вверх