Леся Чичановская: медицина – это служение

06.08.2019, 17:01

Леся Чичановская, ректор Тверского государственного медицинского университета, недавно возглавила этот вуз. И сейчас и студенты, и преподаватели пытаются определить, какую политику она будет проводить, что может измениться в учебном процессе, кадрах, академическом здравоохранении. Сегодня Леся Васильевна – гость нашей рубрики «Разговор с главным редактором».

Прежде всего – необходима команда

– Леся Васильевна, я так понимаю, ваша жизнь с нашим тверским медицинским вузом связана давно?

– Вы правы. Действительно, вся сознательная жизнь связана с Тверским медицинским университетом, с 1991 года, когда я пришла студенткой в Калининский медицинский институт. После чего поступила в ординатуру, затем окончила аспирантуру, вместе с тем работала научным сотрудником в научно-исследовательском центре института, где изучала проблему цереброваскулярной патологии. Одновременно с научной работой всегда была в практическом здравоохранении. И вот уже более 10 лет заведую кафедрой нервных болезней в нашем университете.

Параллельно с научно-образовательной деятельностью работала сначала обычным врачом-неврологом в Тверской клинической областной больнице, потом стала заведующей сосудистым центром, после чего возглавила областной реабилитационный центр.

– Если я не ошибаюсь, вы вообще первая женщина-ректор в нашем медицинском университете? Не создает ли это каких-либо проблем, ведь вузовская среда очень консервативна?

– В нашем университете я действительно первая женщина-ректор. Поначалу где-то глубоко в душе были сомнения, что вдруг это все-таки не женская профессия, но, учитывая колоссальный опыт, приобретенный в практическом здравоохранении, я решила его реализовать в новой для меня должности, зная изнутри проблемы нашего образования, здравоохранения и науки.

В управлении университетом необходима хорошая, смелая, отважная, креативная команда. Этому меня научил еще мой руководитель и в науке, и в жизни – Маргарита Михайловна Герасимова, которая была профессором и крупным ученым в нашей Тверской медицинской академии. К сожалению, она скоропостижно умерла, многое не успев. Мне посчастливилось поработать с ней 10 лет. За эти годы она меня многому научила. И со временем я поняла, что и в науке, и в управлении, и в коллективном общении люди должны быть совершенно разными. И если есть разнообразные, смелые идеи по развитию вуза, не нужно бояться совместно обсуждать эти идеи, спорить на ректорате, прежде чем вынести на обсуждение ученым советом университета и реализовать.

– А сейчас эта команда формируется или уже сформирована?

– На сегодняшний день команда уже сформирована: она сплочена, очень разнообразна и, как показал опыт моего управления, достаточно работоспособна, хотя, на мой взгляд, и не совсем классическая.

– Что вы понимаете под «неклассической» командой?

– Не классическая тем, что каждый проректор по-своему интересен и является лидером в своем направлении. Каждый из них молод, требователен и, что самое важное, ставит перед собой амбициозные и грандиозные задачи. Для меня, как для ректора, это очень важно, поскольку все их планы обеспечивают прекрасную перспективу развития вуза. Учитывая, что наш вуз солидный и достаточно мощный, безусловно, мы хотим сохранить и преумножить лидерство нашего университета в различных направлениях.

 

Образование и медицина накануне технологического прорыва

– Какие направления у вас традиционно сильны?

– Конечно же, это стоматология. В частности, детская стоматология, которая вошла в обособленную научную площадку, куда были интегрированы разнообразные кафедры, и уже сегодня я заслушала первый отчет этого нового научного проекта. Научные результаты межкафедральной команды ученых кафедр детской стоматологии, пропедевтической стоматологии, детской хирургии и кафедры педиатрии действительно инновационные и меняют взгляд на классические стоматологические тренды.

В нашем университете 58 кафедр. На сегодняшний день произведена межкафедральная интеграция в научных и образовательных процессах, результаты которых будут внедрены в повседневную работу нашей университетской клиники.

– Сегодня в связи с выраженным научно-технологическим прогрессом, когда медицина находится на острие смены своих укладов, как вы считаете, готов ли Тверской медицинский университет к таким серьезным вызовам?

– Вы абсолютно правы. Сегодня, как никогда, мы наблюдаем колоссальные изменения в научно-образовательной сфере. Это касается не только нашего университета, но и является общемировым трендом. Сегодняшнее образование должно быть разных уровней. И мы понимаем, что наш университет должен готовить и врачей поликлиники, и высококлассных узких специалистов, и конкурентоспособных ученых и преподавателей. Безусловно, подготовка столь значительного количества специалистов требует крайне высокого уровня знаний таких дисциплин, как физика, биология, химия. На сегодняшний день мы отмечаем достаточно высокие баллы ЕГЭ у абитуриентов по сравнению с предыдущими годами.

Наши выпускники придут работать на совершенно новом оборудовании, будут лечить инновационными методами и препаратами. Таким образом, современный научно-технологический прогресс ставит перед профессорско-преподавательским составом высокие требования. Поэтому я перед ученым советом и всеми заведующими кафедрами, а также профессорско-преподавательским составом ставлю грандиозную задачу – чтобы мы полностью соответствовали этим современным вызовам прогресса. И уже сегодня наш коллектив может в полной мере гордиться таким высоким соответствиям, успешно пройдя в июне государственную аккредитацию.

Таким образом, могу утверждать, что наш вуз находится на достойном высоком уровне. Находясь в должности ректора всего лишь три месяца, я впервые столкнулась с колоссальной ответственностью перед федеральными органами управления, своими коллегами и нашими обучающимися. Я поняла, что, даже будучи завкафедрой, не видела все те требования, которые надо пройти к аккредитации.

 

Подготовить врачей новой формации

– Сейчас много рассуждают о «поколении ЕГЭ». Вы, наблюдая за первокурсниками, как считаете, лучше или хуже за последние годы стали те, кто поступает в ТГМУ?

– К сожалению (или к счастью), мы не участвуем в отборе поступающих к нам в вуз. Требование одно – высокий балл по результатам ЕГЭ. Но, наблюдая за первокурсниками, можно сказать, что эти дети имеют очень высокий уровень подготовки. Наши первокурсники пытливые, обладают высоким потенциалом, ставят перед собой амбициозные цели, иногда задают такие вопросы, на которые преподаватели не всегда могут смело дать ответ, и порой вместе с ними мы начинаем докапываться до истины. Наши кафедры, работающие по фундаментальным направлениям, уже с первого курса предлагают им погрузиться в мир академической науки. И здесь моя задача заключается в формировании единой фундаментальной и клинической платформы. Я также понимаю, что процесс медицинского обучения – это сложный, многогранный, ступенчатый процесс. Ведь посмотрите: у нас все начинается с изучения морфологии на первых курсах, затем студенты дополняют свои знания изучением нарушения функций и строения пораженного органа, приступая к дальнейшему изучению многообразия клинических картин.

К примеру, сначала они смотрели на стеклышки под микроскопом, потом уже сами в рамках студенческого научного общества выращивали культуры тканей, в дальнейшем они приходят в клинику, видят пациента с изучаемым заболеванием. Старшекурсники уже реально понимают, как и почему эта болезнь возникла у человека.

Здесь же хочу отметить важность и необходимость психологической поддержки молодого специалиста. Так я, будучи в должности главного врача, не понаслышке знаю, что, когда в клинику приходят ординаторы, они, несмотря на высокий уровень знаний, имеют проблемы в общении с пациентами, коллегами, особенно преклонного возраста. И вот здесь наша задача заключается в том, чтобы еще в вузе привить им преемственность между поколениями и уважение к больному человеку. Новые врачи – это поколение гаджетов, они ищут всю информацию в интернете и где-то на шаг впереди классических врачей, а где-то на два шага позади, потому что нет той душевности, того психологического сострадания, сочувствия пациентам, той атмосферы коллектива.

– Как вы готовите выпускников к работе на новом медицинском оборудовании? И есть такое оборудование для диагностики и лечения?

– Сегодня медицина семимильными шагами идет вперед. Если, скажем, 15 лет назад компьютерные томографы, МРТ-аппараты, позитронно-эмиссионные томографы были каким-то эксклюзивом научно-исследовательских центров Москвы и Санкт-Петербурга, то сегодня у нас в Твери они практически есть везде. И студент должен понимать необходимость данных диагностических процедур и их результатов. Все студенты изучают современное оборудование и новые методики диагностики на многочисленных клинических базах университета, и здесь я должна констатировать современный уровень оснащения нашей областной клинической больницы.

Одной из клинических баз обучающихся также является университетская клиника, оснащенная высокотехнологическим оборудованием и имеющая высококлассных специалистов, где студенты могут ознакомиться с большим спектром инновационных методик лечения и обследования пациентов.

– Я знаю, что на Западе студенты-медики достаточно мало контактируют с реальными больными и практики особой не имеют, а у нас практика всегда была на первом плане.

– До того момента, как наш студент приходит в клинику, он уже на самом деле и теоретически, и практически уже на симуляторах очень многое умеет. Но, как вы понимаете, никакой симулятор, купленный за большие деньги, не заменит факта общения с пациентом. И уже сегодня университет имеет достойный современный симуляционный центр. Там наших обучающихся, как пилотов, натаскивают на моделях-симуляторах. К примеру, наши стоматологи имеют свои разнообразные фантомы, на которых оттачивают свое мастерство. У каждой специальности свой набор фантомов: одни принимают роды, другие осуществляют диагностические мероприятия на высокотехнологичных моделях. Все обучающиеся проходят через реанимационные модели, которые достаточно точно имитируют живого человека с его физиологической реакцией. И вы знаете, обучение в симуляционном центре по-своему интересно: каждая модель реально имитирует человека с различными заболеваниями, вплоть до родов (с моделью новорожденного), издает звуки, меняет дыхание, сердцебиение и другие параметры жизнедеятельности, и если наш студент неправильно оказывает помощь, то состояние фантомного больного ухудшается, вплоть до смерти.

Знаете, я нахожусь сегодня, как и все ректоры медицинских вузов, в достаточно сложной ситуации, ведь клиническая практика студента не в полном объеме закреплена современным законодательством, и вот здесь нам приходится рассчитывать и на понимание практикующих коллег, и на понимание пациента. С чисто человеческой позиции (а мы все когда-то болели и лечились в больницах) ничего преступного в беседе, осмотре и участии обучающегося в лечебном процессе нет. Все допущенные к пациенту студенты, ординаторы имеют двойной контроль: с одной стороны – преподаватель университета, а с другой – лечащий врач этого больного и заведующий отделением. Именно такая слаженная работа в полной мере позволяет гарантировать качественное образование и оказание медицинской помощи на высоком уровне, что требует от нас современная система обязательного медицинского страхования. И если задуматься, наверное, никто из нас не хотел бы лечиться у дипломированного специалиста, который впервые видит пациента.
 

Стоматологическую клинику и диагностический центр переоснастят новым оборудованием

– Хочу спросить о ситуации с академическим здравоохранением, стоматологической клиникой и диагностическим центром ТГМУ, потому что возникло много разных разговоров по поводу того, что происходит с этими лечебными учреждениями. Какова ваша идея, как должна быть налажена работа этих учреждений?

– На современном этапе нынешнего развития наш университет имеет превосходную клиническую базу, представленную стоматологическим центром и диагностической клиникой, и это в полной мере, могу отметить, наша гордость. Сегодня университетская клиника – это площадка для развития современных и инновационных методов скрининга, диагностики и лечения разнообразных заболеваний. Одним из моих требований к работе нашей клиники является более эксклюзивный путь развития. Мы должны стать единственными и уникальными в Тверском регионе. В клинике уже сейчас выполняются эксклюзивные высокотехнологические операции. Помимо исполнения эксклюзивных методик, я вижу, что университетская клиника должна принимать участие в борьбе с социально значимыми заболеваниями нашего региона, прежде всего с сердечно-сосудистой патологией, онкологией. Так, в университетской клинике планируется организация областного научно-практического центра аритмологии, кроме этого, в планах открытие центра метаболических синдромов. Хочу отметить, что данное направление очень востребовано: как показал анализ, мы имеем колоссальный отток пациентов в соседние регионы, которые вынуждены регулярно обращаться в иногородние центры за коррекцией своих гормональных нарушений.

Особые успехи мы достигли в офтальмологическом направлении, возглавляемом заведующим кафедрой профессором Сергеем Григорьевичем Торопыгиным. Только в нашей клинике на достойном уровне выполняются оперативные вмешательства на задней камере глаза и даже пересадка роговицы. Также остается по-прежнему востребованной и ортопедическая помощь, ведь многие жители города и области вынуждены уезжать за высокими технологиями в соседние регионы, тогда как теперь у них есть возможность получить такую же помощь у себя в регионе. И для нас это очень важно, потому что мы становимся лидерами развития медицинского туризма в Тверском регионе.

Касательно стоматологической клиники хочу отметить, что лет десять – двадцать назад она была элитной и на текущий момент сохраняет хороший уровень оснащения, по-прежнему гордостью стоматологической клиники является высококлассный профессорско-преподавательский состав. К примеру, многие именитые стоматологи Российской Федерации и зарубежья окончили наш стоматологический факультет. Так, в Бейруте ректором медицинского вуза является выпускник нашего университета, в Германии один из главных стоматологов – выпускник нашего стоматологического факультета, не говоря уже о тех профессорах, которые имеют мировые имена и до сих пор работают в нашей альма-матер. Это наша гордость! На мне колоссальная ответственность за сохранение и преумножение традиций нашей стоматологической школы.

К нашему счастью, эту точку зрения разделяет и федеральное министерство здравоохранения, которое одобрило весомое финансирование в проведение капитального ремонта и полного переоснащения оборудования стоматологической клиники нашего вуза. Поэтому сейчас полным ходом мы проводим экспертные работы по оценке состояния здания и необходимого высокотехнологического оборудования. По завершении реализации данного проекта планируется, что наша стоматологическая клиника будет одной из ведущих клиник Российской Федерации.

Как вы видите, современные потребности населения, постоянное развитие технологий оказания медицинской помощи и многочисленные экономические факторы предопределяют процесс реформ в университете. И, пользуясь случаем, в очередной раз хочу поблагодарить весь коллектив нашего университета за понимание тех шагов, которые нам предстоит осуществить для сохранения лидирующих позиций вуза.
 

Выпускники – от Максатихи до Африки

– Наш медуниверситет все время был очень популярен среди иностранных студентов: Азия, Африка, Латинская Америка. Популярность не снижается?

– Да, по-прежнему наш вуз является лидером в медицинском образовании стран Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Ведь не просто так наш университет носит название «Дружбы народов», которое ему было присвоено. В нашем университете обучаются студенты из 42 стран мира. Отрадно, что многие наши выпускники имеют различные ученые степени и занимают разнообразные государственные должности. Такая политика университета полностью соответствует требованиям нашего президента Владимира Владимировича Путина, который поставил цель – значительно увеличить экспорт образовательных услуг. Так, уже в этом году мы увеличили набор иностранных студентов, что явилось первым шагом к выполнению поручений президента по удвоению количества иностранных студентов к 2024 году.

– То есть, в принципе, ТГМУ – это один из представителей России во всем мире?

– Да, без ложной скромности можно говорить, что ТГМУ имеет мировую известность. В этом году на выпуск иностранных студентов мы принимали целые семьи выпускников, а это около 140 родителей, бабушек, племянников, они вместе выходили получать дипломы. Это очень приятно. Тут же отмечу, что уже в целом ряде стран Азии и Африки есть династии наших выпускников.

– Сейчас сложилась тяжелая ситуация со здравоохранением на местах, в районных центрах, и я так понимаю, что выпускники медуниверситета не хотят ехать туда, где нет оборудования, нет возможностей для интеллектуального развития. Что делать?

– В соответствии с государственными заказами и требованиями наш университет полностью справляется. В этом году вуз подготовил 104 молодых специалиста. Все они успешно сдали выпускные экзамены и аккредитацию, то есть все они должны будут пойти работать в тверское здравоохранение. На мой взгляд, решение вопроса распределения и кадрового дефицита полностью зависит от мер социальной поддержки, которые необходимо законодательно закрепить.

Не секрет, что близкое расположение Тверского региона с Москвой и Санкт-Петербургом играет важную роль. Такое тесное соседство имеет отрицательное значение в распределении кадрового потенциала на местах, в частности, мы имеем колоссальный отток наших выпускников в столицы нашей Родины. Кадровый вопрос на протяжении многих лет остается сложным, и, конечно, его не решить на старших курсах только в стенах университета. Я вижу решение этого вопроса в необходимости проведения профориентационной работы со школьниками, отбора наиболее мотивированных из них для заключения договора о целевом обучении с поступлением. Кроме этого, нужна работа с учащимися на различных, в особенности на предвыпускных и выпускных курсах с заключением договора о целевом обучении без поступления. Необходимы также меры поддержки и контроля студентов, заключивших договор о целевом обучении. И, как я уже говорила, нужна экономическая и социальная поддержка выпускников ТГМУ (зарплата, жилье, инфраструктура, льготы и субсидии, возможность профессионального роста и др.).

Безусловно, каждого нашего выпускника мы планируем сопровождать и курировать на протяжении трех последующих лет. Это значит, что наш выпускник, который направлен на работу в районный центр, будет постоянно иметь возможность консультироваться со своими наставниками и преподавателями. Таким образом, университет будет выступать в роли современного онлайн-центра консультирования.

Теперь все будет зависеть от наших главных врачей, которые ждут этих целевиков и которые должны создать им условия и труда, и, самое главное, заработной платы. Оклад начинающего врача действительно очень маленький. Но к окладу идут стимулирующие и другие выплаты, есть дорожная карта по майским указам президента по повышению зарплаты медикам, за реализацию которой каждый главный врач своей головой отвечает. И если каждый главный врач дождется этого целевика, создаст ему условия для его труда и даст достойную зарплату, наши выпускники закроют брешь в региональной медицине.

В завершение нашего разговора еще раз хочу отметить, что именно сплоченная работа всех уровней и подразделений нашего университета позволяет сохранить высокий потенциал вуза, который продолжает плодотворно работать на благо нашей тверской земли.

– Будем на это надеяться!

Мария Орлова

93 0
Лента новостей
Прокрутить вверх