«Лучше пустырь с борщевиком, чем церковь». Страсти вокруг проекта храма в Мамулине

30.07.2019, 15:56

В последнее время общество довольно болезненно реагирует на те или иные действия РПЦ. История в Екатеринбурге, где граждане протестовали против строительства храма в сквере, создала большую волну негатива, которая отчасти докатилась и до Твери.

Буквально пару недель назад завершился основной этап строительства Спасо-Преображенского собора – одного из культурных и духовных символов древней и дореволюционной Твери. Социальные сети буквально кипели от противоречивых чувств, от восторга до гнева. И в этом же месяце тема строительства православных храмов переместилась на окраину Твери, в микрорайоны Мамулино и Брусилово, к дому-«треугольнику», рядом с которым стоит деревянная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца. Завязкой новой серии «религиозных войн» в социальных сетях послужило расширение существующего земельного участка, выделенного храму еще в 2014 году.

Предыстория

Для начала немного истории. Еще в конце 1990-х построить церковь в Мамулине собирался Михаил Круг. В 2012 году намерения небольшой группы местных жителей также не увенчались успехом: несмотря на то что было собрано 100 подписей реальных жителей старого Мамулина, землю городская администрация предоставить не смогла из-за масштабной распродажи под массовую застройку.  Наконец в 2014 году земля церкви была выделена, а точнее подарена частным инвестором, строившим дом-«треугольник». И вот в ноябре 2015 года фактически в чистом поле был поставлен строительный вагончик, оборудованный под храм. Уже тогда в соцсетях возникали первые дискуссии о его целесообразности в новом микрорайоне. Шло время, жилые массивы вокруг росли не по дням, а по часам: сдан «треугольник», первые жильцы въехали в свои квартиры в ЖК «Мичуринский». Только летом 2018 года деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца впервые открыл свои двери. За год число прихожан увеличилось в несколько раз, собственно, это и подтолкнуло настоятеля храма священника Дмитрия Курдюкова попросить администрацию выделить землю для строительства более просторного каменного храма.
 

Треугольные дома и земельные участки

Земельный участок площадью 2135 квадратных метров представляет собой два треугольника, соединенных между собой тонкой линией. Несмотря на довольно внушительные цифры, построить что-то на участке весьма проблематично, даже существующий храм едва влез в границы. Городские власти предложили передать церкви городскую территорию площадью 1766 кв. м и с видом разрешенного использования под сборник ливневых стоков. На сайте администрации были объявлены публичные слушания по проекту храма на окраине Мамулина, а точнее по выделению земли. К документу был прикреплен примерный эскиз будущего храма. Само собой, в лучших традициях тверских чиновников: тиражирование столь значимой информации было лишь на сайте городской администрации среди множества подобных документов.

Во многом это и спровоцировало недовольство со стороны местных жителей. Во-первых, некоторым людям не понравилась сама идея строительства храма и то, что их никто об этом не спросил, во-вторых, смутили размеры, ведь в рендере они были весьма внушительными, в-третьих, сам факт выделения земельного участка и перевода его статуса из сборника ливневых стоков под религиозное использование.

 Кроме того, участок накладывался на парковку того самого дома-«треугольника». Все эти факты вызвали народный гнев в соцсетях, масла в огонь подлили и местные жители – журналисты, не желающие проанализировать ситуацию объективно. Само собой, всплыли известные стереотипы, которыми сегодня пропитано медиапространство: церковный бизнес, православие головного мозга, сектанты и т.д.

Да, среди верующих встречаются порой весьма радикальные и упрямые личности, да и карикатурные образы священников из произведений Пушкина или Ильфа и Петрова могли быть скопированы с реальных личностей. Но исключения нельзя считать правилом. Помощь тверским детским домам и домам-интернатам, хоспис «Анастасия», благотворительная ярмарка «Надежда», гостиница для бездомных во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, помощь малообеспеченным семьям – все это работа тверского духовенства.

 

Если вы за церковь – значит, за «Единую Россию»

Очевидно, что сегодня общество устало ото лжи и несбывшихся надежд. Недовольство политикой федеральных, региональных и местных властей выливается в очные и заочные протесты. Церковь в этой ситуации превращается в козла отпущения, мальчика для битья, хотя сама по себе она не виновата в том, что государство ее поддерживает и порой дискредитирует этой поддержкой. Обыватель смотрит в экран своего гаджета и свято верит в утверждение «церковь = государство». Все морально-нравственные ценности любого светского общества, по сути, основаны на христианстве. В то же время современное обращение церкви к людям носит слишком академичный и формальный характер, нравоучения и лозунги, исходящие в том числе от адептов православия, нуждаются в более индивидуальном подходе. Сотрудничество верующих и атеистов, а также представителей других конфессий на базе создания какого-то полезного социального проекта могло бы показать и доказать, что не все вокруг продано и предано.

Протест в Мамулине во многом был основан и на недовольстве действиями властей и на некорректном противопоставлении церкви и социальных учреждений. Всю прошлую неделю несогласные с проектом строительства храма собирали подписи. Интернет-сообщество «развиртуализовалось», и разного рода персонажи вроде Лизы Барбоскиной превратились в реальных людей. Я посетил одно из таких собраний, несмотря на то что я был в явном меньшинстве, никто не кидался на меня с кулаками и не пытался заткнуть: все-таки в жизни люди куда более тактичны и вежливы, нежели за масками своих аккаунтов.

Свой протест народ также объяснял в том числе и обидой на отца Дмитрия за то, что он не вынес проект в публичную плоскость, впервые за много лет позволил себе недельный отпуск (как раз в самый разгар всех событий), а также за ряд высказываний, которые люди восприняли на свой личный счет. «Безбожниками нас назвал, а мы верующие!»

Да, сегодня и верующие могут выступить против храма из-за того, что он не соответствует современным тенденциям градостроительства. Такой вот логический парадокс современного социума. Впрочем, настоятель Георгиевского храма уже принес свои извинения. Конечно, на собрании протестующих я услышал множество небылиц вроде: «да вы только и делаете, что торгуете золотом, не платите налоги и за «Единую Россию» голосуете», «вы под окнами школы покойников будете носить и отпевать, и в колокола звонить круглые сутки», а главное – «стройку развернете у нас под окнами на семь лет, будете пылить и шуметь» (при этом людей не смущает, что вокруг них не один год в режиме нон-стоп ведется пыльная и грязная стройка и если бы землю не отдали церкви, рядом с «треугольником» вырос бы многоэтажный «квадрат»: окна в окна).

Не обошлось и без классических возмущений: «лучше пустырь с борщевиком, чем храм», «не надо храма ни в центре, ни на окраине», «лучше бы больницы строили!» А еще мне настоятельно рекомендовали чаще читать Библию и обратиться к протестантскому опыту.

 

ни эллинов, ни иудеев 

По словам Марии Саган, главного организатора протеста, ей удалось собрать около 200 подписей против. Тогда как бумажную петицию за строительство храма подписали порядка 120 человек. 26 июля группа активистов из Мамулина пришла на публичные слушания в городскую администрацию. Туда же подтянулись и сторонники выделения земли и строительства капитального здания храма. Горячие выкрики следовали с той и с другой стороны, тем не менее разум восторжествовал, и обсуждение проекта выделения участка ливневых стоков под религиозное использование проходило в спокойной обстановке.

Главный архитектор города Алексей Жоголев успокоил народ:

– В этом кабинете нет ни ангелов, ни демонов, ни эллинов, ни иудеев, мы говорим как граждане, неравнодушные к судьбе нашего города. Здесь возник конфликт, в котором, наверное, виноваты и мы, так как неправильно довели до людей информацию.

Далее архитектор пояснил, что заявка на выделение земельного участка была воспринята как строительство, а картинки рендера как готовый проект. Напомню, что на рендере изображен храм размером 25 х 20 метров в основании и 30 метров высотой.

Жители многострадального дома высказывали опасения, что новая церковь будет построена окна в окна к дому-«треугольнику», а пруд, используемый как сборник ливневых стоков, засыплют гравием.

Представитель приходского совета Алексей Третьяков пояснил, что выделяемый отрезок земли действительно нахлестывается на парковку дома-«треугольника», точнее наоборот. Да и размеры предполагаемого каменного храма будут гораздо скромнее – 20 х 10 метров, и по факту он еще больше отодвинется от дома-«треугольника», чем деревянная часовня. Поэтому пруд, парковка, детская площадка никак не пострадают. Не будет и колокольни, пугающей по утрам маленьких детей, да и покойников нынче отпевают на кладбищах и в моргах.

Поговорили и о возможности перенести храм на конечную остановку маршрутных такси. В этом случае придется снова просить землю у частных инвесторов или у администрации.

На самом деле на обсуждении выделяемого участка земли для церкви подняли, пожалуй, все проблемы микрорайона: отсутствие полноценной геологической экспертизы при строительстве некоторых зданий и дорог, отсутствие соцучреждений и зеленых зон.

Журналист «Твериграда» Павел Макаров предложил облагородить водоем и дикую облепиховую рощу, тем самым сделать новую рекреационную зону среди агрессивного городского пейзажа:

– Пожалуй, что возделывание водоема и дикой облепиховой рощи в перспективе может стать точкой соприкосновения всех жителей, независимо от вероисповедания.

Настоятель храма блаженной Ксении Петербуржской отец Сергий (Дмитриев) поделился собственным опытом благоустройства подшефной ему территории, созданием мемориала на Волынском кладбище:

– Храм Серафима Саровского буквально стоит на костях расстрелянных людей, на Волынском кладбище похоронены более тысячи солдат, защищавших Калинин от фашистов, есть здесь и могилы известных тверских людей, живших в Твери 200–300 лет назад. Если вы хотите видеть в Мамулине рекреационную зону, следует создать общественную группу во «ВКонтакте», благоустраивать территорию и гасить социальный конфликт.

Конфликт в Мамулине лишний раз доказал, что мы живем среди самых разных людей с множеством мнений, каждый довод и атеиста, и верующего должен быть услышан обществом, а каждый довод гражданина в идеале должен быть услышан государством.

Мария Саган доказала, что может быть достаточно сильным активистом, поэтому я еще и еще раз обращаюсь к ней с просьбой организовать сбор подписей не против храма, а за выделение земли под социальный объект, тогда ее поддержат абсолютно все, в том числе и церковная община в Мамулине. Нужно собираться всем и просить у администрации города выделить новые участки земли под больницы, спортшколы, детские сады. Противопоставление храмов, построенных на частные средства меценатов и прихожан, и бюджетных социальных учреждений выглядит некорректно. При желании можно и больницу поставить на частные средства с помощью краудфандинга, но, опять же, нужна организованность людей. А жители Мамулина доказали, что они могут саморганизовываться. 

Павел КИРИЛЛОВ

73 0
Лента новостей
Прокрутить вверх