Судьба княжеских мощей. К 700-летию со дня похорон Михаила Ярославича Тверского

16.07.2019, 16:41

В 2017 и в 2018 годах в Твери отмечали две 700-летние даты: сражение под Бортеневом и мученическая гибель князя Михаила Ярославича. Однако есть и третья дата – 700 лет со дня похорон небесного защитника тверской земли.

 

 

Загадочные цифры

В летописных источниках четко сказано о дате появления князя в ставке Узбека – 6 сентября 1318 года. Ровно через год, 6 сентября 1319 года, его хоронили в Твери в Спасо-Преображенском соборе, рядом с могилой первого тверского епископа Симеона.

22 декабря 1317 года произошло сражение под Бортеневом, а 22 ноября 1318 года (5 декабря по н. ст.) князя убили. Разница тоже почти год. Последнее «явление» народу мощей князя произошло 18 мая 1919 года, через 600 лет после его похорон. Отчего так получается, сказать трудно, но это факт!

 

1500 км до могилы

После убийства Михаила Ярославича виновник его гибели племянник князь Юрий Московский указал своим людям везти тело дяди на Москву. Если измерить по прямой линии на карте расстояние между местом казни (это Ингушетия) и Москвой, то получим 1500–1600 км. Для тогдашних средств передвижения это огромный путь. Предположим, что люди Юрия «…повезоша его в Роусь, везоущимъ по городомъ по роуськым… на телезе и в санех» (ПСРЛ, Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского) со средней скоростью 10–20 км в сутки. При таком допущении в Москву тело доставили через 80 или 150 суток от исходного пункта к концу апреля или началу июня 1319 года, а может, и позже, если учитывать зимние условия (с ноября 1318 по март 1319 года), весеннюю распутицу и остановки сопровождающих в городах по разным другим причинам. Это не противоречит той же летописи: «…и потом же тело святого лежало на Москве лето все…» в церкви Спаса на Бору в Кремле.

Все это время в Твери о судьбе своего князя ничего не знали – общения с Москвой не было.

 

Прибытие в Тверь

К лету 1319 года из Орды вернулся Юрий Московский вместе с княжичем Константином Михайловичем, сыном убитого в Орде Михаила Ярославича, и его боярами и слугами. Сначала они прибыли во Владимир, где Юрий должен был объявить о своем великом княжении Владимирском. Об этом узнали в Твери, снарядили в Москву делегацию, и там им сообщили о гибели тверского князя и о местонахождении его мощей.

Старший сын Михаила Дмитрий (Грозные Очи) послал брата своего Александра с боярами во Владимир, и они «едва оумолиша князя великаго Юрья Даниловичя», который и повелел «оутпоустити тело блаженнаго». Да не просто так, а за деньги, которые Дмитрий за это время собрал для Орды в качестве ежегодного «выхода». В этом весь Юрий.

Из Твери в Москву поехала группа бояр с игуменами и попами, они и привезли тело Михаила Ярославича к 6 сентября 1319 года. Далее в указанной летописи имеется неоднозначная для понимания фраза: «и сретоша его сынове его: князь Дмитреи, князь Александр, князь Василеи, и княгиня его Анна, по Волзе в насадех…». То есть часть пути из Москвы тело везли водным путем? Каким – непонятно.

Епископ Варсонофий с игуменами и попами, множество народа встретили мощи князя «оу святого архааггела Михаила на брезе», то есть на берегу Волги, у монастыря Михаила Архангела. Ныне это место, по мнению тверских археологов А. Хохлова и А. Салимова, на участке между улицей Советской, переулками Татарским и Смоленским, к северу от Рыбацкой улицы, там активисты намерены восстановить этот храм. По другой версии, здесь был дружинный двор князя с домовым храмом в честь архангела Михаила, небесного покровителя тверских князей.

Гроб донесли до церковных ворот собора «и тако на многы часы плакахоу, и едва внесоша въ церковъ». Затем его предали земле. Летописец особо отмечает, что тело погибшего «…обретеся цело все, а не истлевшее».

 

Зачем перекладывали мощи

Сразу после похорон Михаила Ярославича стали почитать как местного святого. Первое вскрытие гроба князя произошло через 82 года, в 1411 году, в княжение Ивана Михайловича (1357–1425) при епископе Антонии. Мощи вынули из земли, они были поставлены для чествования и поклонения в соборе, «но потомъ, по случаю одного изъ пожаров, опустошивших Тверь, при епископе Акакии (служил в 1522–1567 годах. – Прим. авт.), во времена Иоанна Грознаго, – опять опущены въ землю, изъ предосторожности въ двойномъ гробе – деревянномъ и каменномъ, въ которомъ и почивали до 1635 года, и только тогда, съ соизволения царя Михаила Феодоровича, поставлены вновь открыто, 2 ноября этого года» (Н.Н. Овсянников. Краткие сведения о тверском кафедральном соборе; Тверь, 1896).

Вернемся в XVI век. В 1549 году на Московском соборе при московском митрополите Макарии князь Михаил Ярославич Тверской был наряду с другими канонизирован как общерусский святой.

Считается, что второе вскрытие мощей Михаила Ярославича произошло в 1634 году (по н. ст. в 1635 году) во время архиепископа Тверского Евфимия (служил в 1627–1641 годах), который за год до этого изложил просьбу царю Михаилу Романову выдать из казны денег на ремонт «соборной церкви боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа» (М.В. Строганов. Древняя Тверь – реальная и книжная; Тверь, 2006).

Следующее переложение мощей великого князя произошло 30 сентября 1655 года, когда Тверь и окрестности поразила эпидемия холеры. Архиепископ Лаврентий (служил в 1654–1657 годах) решил для спасения людей от «страшного мора» совершить богоугодное дело. Мощи из древней каменной раки переложили во вновь устроенную деревянную, окутали в новую белую камку, покрыв «достойными» и многоценными покровами. После крестного хода и свершения литургии поставили раку на прежнее место на левой стороне в «придельной церкви».

До революции ежегодно 30 сентября вокруг Спасо-Преображенского собора совершался крестный ход с мощами князя в память об избавлении Твери от холеры в 1655 году.

В 1661 году в Твери вспыхнул пожар, который стал причиной новой перестройки, а потом при архиепископе Сергии (служил в 1682–1703 годах) храм разобрали до основания и восстановили в 1689–1696 годах. Могилу князя не трогали.

В 1747 или в 1748 году при архиепископе Митрофане (служил в 1739–1752 годах) рака Михаила была обложена листовым чеканным золоченым серебром и поставлена в углублении южной соборной стены у самого иконостаса в приделе храма Введения Божией Матери.

В 1831 году Тверь снова пережила эпидемию холеры, и церковные власти 24 июня провели крестный ход с мощами князя по главным улицам Твери при громадном стечении богомольцев. В дальнейшем 24 июня крестный ход проводился ежегодно (Тверской патерик, 1991 г.)

Очередное переложение мощей по «определению» Священного синода произошло 22–24 июня 1902 года по причине, во-первых, обветшалости деревянной раки, во-вторых, император Николай II не имел сына и подобная церковная церемония должна была в этом ему помочь.

 

Вскрытие в советское время

В советское время мощи святых вскрывались, чтобы разубедить народ в их сакральности. Кампания борьбы в РСФСР началась в январе 1919 года, в Твери – тогда же, несмотря на протесты служителей церквей, прихожан и даже рабочих бывшей фабрики Морозовых.

Вскрытие мощей князя Михаила произошло 18 мая 1919 года в кафедральном соборе в присутствии различных выборных, при епископе Серафиме и большом скоплении горожан. Приводим выдержки из объемного протокола вскрытия, опубликованного в вышеназванной книге тверского ученого М.В. Строганова.

 «Внутри раки в великокняжеском одеянии стиля XIII–XIV века лежали покрытые шелковым покрывалом мощи. Сняв с головы богато сшитый золотом бархатный, цвета бордо воздух с отверстием для прикладывания, Епископ Серафим обнажил часть потемневшего от времени головного черепа, на лбу которого ясно выделялось место прикладывания… На месте груди лежал восьмиконечный вызолоченный стильный крест изделия XVII–XVIII века с серебряной, вызолоченной цепью работы XIX века… Вся одежда сделана на зеленой шелковой подкладке. Одежда перехвачена таким же широким шелковым поясом… Раскрыв одежду, открылась рубаха, сшитая из белой шелковой материи и подпоясана таким же шелковым поясом… Внутри рубахи лежал сделанный из розовой шелковой материи саван, в который по обычаю XII–XIII века одевали умерших, по раскрытии его в белой камке (мешке) оказались кости. Все они состояли из различных частей человеческого организма.

Среднего размера, хорошо сохранившийся череп был одет в белую сатиновую монашескую схиму, над верхней же частью черепа лежала отдельно великокняжеская шапка, сделанная из малинового бархата и украшенная искусственным жемчугом и меховым околышем…

Весь череп лежал на бархатной подушечке и был отделен от других частей скелета. Нижняя часть его отпала. Как на верхней, так и в нижней частях челюстей отчетливо выделялся 21 зуб. Весь череп и другие кости коричневого цвета…».

Далее приводится перечень всех костей скелета. Доктора, члены комиссии пришли к выводу, что все они принадлежат одному человеку. Рака с мощами была оставлена открытой для обозрения всем желающим до 21 мая 1919 года. Все это публиковалось в центральной и местной печати с изрядной долей скепсиса и даже издевок в адрес почитателей мощей. Рака с мощами по-прежнему находилась в соборе до начала 1930-х годов, затем ее поместили в краеведческий музей для экспозиции, потом в фонды музея.

Во время войны немцы музей разграбили, и в это время рака пропала, затем ее нашли, но без мощей князя. Мощи исчезли, и никто не знает, где они. И документов никаких нет.

***

По некоторым данным, малая частица мощей св. благоверного Михаила находится в Москве, в храме Петра и Павла, однако официальные сведения отсутствуют.                                                 

Известный тверской краевед Николай Забелин как-то высказался, что мощи князя обретутся только тогда, когда полностью восстановят Спасо-Преображенский собор. Может, он прав?

Борис Ершов

162 0
Лента новостей
Прокрутить вверх