В Твери страшно умирать. Директор хосписа «Анастасия» рассказал правду в правительстве РФ

02.07.2019, 17:22

Правительство Тверской области рапортует об открытии в Твери пяти кабинетов паллиативной помощи, однако это лишь видимость решения проблемы. Необходим комплекс мер, чтобы неизлечимо больные жители региона не умирали в жесточайших муках, не имея доступа к обезболивающим и профессиональному уходу. О том, как обстоят дела в паллиативе на самом деле, в Совете по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ рассказал Александр Шабанов, директор хосписа «Анастасия».

– Паллиативная служба в Тверской области – явление специфическое, об этом говорили другие докладчики, регион в красных строчках по заказу и выборке препаратов, – сказал Александр Шабанов. – Население Тверской области – 1 млн 300 тыс. человек, в регионе 345 паллиативных коек, причем, по словам главного специалиста по паллиативной помощи в Минздраве, они «размазаны» по всей области. Например, в Спировском районе с 11-тысячным населением 20 коек, в Торжке с 21-тысячным – 15 коек, а в Твери, где проживают 420 тыс. человек, нет ни одной койки.

Пресс-служба правительства Тверской области на прошлой неделе разослала пресс-релизы, согласно которым в Твери появятся пять паллиативных коек. Этого недостаточно – нужны специализированные отделения.

Между койкой и отделением большая разница. Почему в Твери не могут открыть нормальное отделение, где специально обученная бригада обеспечит квалифицированный уход за больными и создаст все необходимые условия?

Пикантность ситуации еще и в том, что даже не во всех зарегистрированных отделениях паллиативной помощи в Тверской области могут использовать нормальные обезболивающие. В 6 отделениях из 26 нет наркотических средств.

– Я родился, учился и живу в Твери, – говорит Александр Шабанов, – и для меня большая боль, что здесь нет паллиативной помощи. Я считаю, что человек, который пришел в этот мир, должен быть окружен заботой со стороны общества и государства на каждом этапе своей жизни: детсад, школа, университет, профессия, брак, воспитание детей – вплоть до своего ухода из бытия, которое тоже должно быть достойным. В 2015 году мы с единомышленниками создали некоммерческую выездную хосписную службу и оказываем людям помощь бесплатно: консультации, госпитализацию, обеспечение средствами гигиены. У нас помещение 110 кв. м, два паллиативных врача, четыре медсестры, десять волонтеров, машина в аренде, три телефона, которые работают круглые сутки. Мы выиграли два гранта, нам оказывают спонсорскую помощь добрые люди, фонд «Вера», но очень сложно выстраиваются отношения с властями. Уже сменился второй губернатор, но нет понимания, что паллиативная помощь – это красивый гуманитарный вклад. Все приличные регионы уже открыли хосписы – Москва, Санкт-Петербург, Псков, Смоленск. Почему бы нам не ориентироваться на этот опыт?

Сотрудники хосписа постоянно сталкиваются с препятствиями. Так, ни в коем случае пациент не должен терпеть боль, но врачи боятся выписывать наркотические препараты и, бывает, отказываются прописывать обезболивающие, которые рекомендуют специалисты – сотрудники хосписа. Скорые зачастую не имеют с собой необходимых препаратов или избегают их использования. В результате больные страдают.

– Выезды скорых на прорыв боли – это уже ненормально, потому что боль нужно купировать заранее, – говорит Александр Шабанов. – Другая проблема – это отсутствие информации и взаимодействия медицинских структур. Так, в онкодиспансере человеку ставят IV стадию рака и никак не информируют о выездной службе хосписа.

Часто хоспис занимается ручной маршрутизацией пациентов – обзвоном учреждений, в которых по каким-то причинам не приняли пациента.

Уровень паллиативной помощи в районах – отдельная история.

– В Тверской области закупили многофункциональные кровати для пациентов паллиативных коек. Мы решили проверить это в деревне Козлово Спировского района. Многофункциональные кровати действительно стоят. На вопрос, что необходимо, сотрудники ответили: «Бензопила». В больнице отопление дровяное, и сторож зимой едва справляется с отоплением. А еще там проворонили торги, и больница не получила мясо, в результате пациентов кормят капустой вместо мяса. «Хорошо, что вы привезли памперсы, – сказали мне сотрудники. – А то норматив – два памперса в день, а мы его из-за капусты превышаем».

Вот такая страшная картинка паллиативной помощи в Тверской области, где губернатор во главу угла ставит нравственное и патриотическое воспитание. Вместо разговоров нужно разработать комплексную программу по развитию паллиативной помощи.

Как решили на совете при правительстве РФ, помочь в решении многих вопросов могла бы дорожная карта по паллиативной помощи, которая включила бы в себя последовательные шаги по решению всех накопившихся проблем.

 


 

Губернатор не идет на контакт с инициаторами хосписного движения

Хоспис «Анастасия» 4–5 апреля проводил в Твери межрегиональную конференцию по паллиативной помощи. Министерство здравоохранения проигнорировало мероприятие, направив своих представителей для галочки. Тогда корреспондент «Каравана» взял комментарий у Нюты Федермессер, учредителя фонда помощи хосписам «Вера».

– Сложилось ли какое-то понимание и взаимодействие с региональной властью?

– Пока нет никакого контакта. У меня есть справка, подготовленная фондом «Вера» и его экспертами, о нашем взаимодействии. Прямо скажу, справка очень тухлая. Мнение других экспертов, к сожалению, с нашим мнением совпадает. Вы же видите – подходят заведующие отделениями больниц, рассказывают, что у них есть пациенты, с которыми они просто не знают, что делать. И эту проблему решить непросто. Если о ней сказать министру или губернатору, то первая реакция будет – наказать. А кого наказать-то? Себя? Заведующий отделением несамостоятелен в принятии решений, все идет от позиции руководства.

– Губернатор Тверской области Игорь Руденя позиционирует себя как очень православный человек, строит храмы, все областное правительство в иконах.

– Руденя – православный? А ведь не скажешь. Мне пока не удалось с ним состыковаться, как раз сегодня он в Москве, мы с ним разминулись. Министр здравоохранения пришел на конференцию, и за это ему, конечно, спасибо. Он быстро убежал, потому что у него было какое-то совещание. Сейчас у регионального Минздрава нет выхода, он обязан проявлять внимание к этой теме, потому что ему предстоит писать программу развития паллиативной помощи – ее теперь должны писать все субъекты Федерации, не только пилотные 25 регионов.

***

На прошлой неделе губернатор Тверской области встречался с Владимиром Путиным, и в обнародованной части разговора нет никакой дискуссии по поводу конкретных проблем. Только позитивный отчет, и так на всех уровнях власти. Пока у нас вместо обсуждения проблем с обществом и экспертами – отчеты, а вместо взвешенных решений – бездумные действия для галочки, мы так и останемся в этом болоте. Для эффективности Минздрав и губернатор должны более тесно взаимодействовать с практиками, в том числе и в сфере паллиативной помощи.

Дмитрий Кочетков

67 0
Лента новостей
Прокрутить вверх