Жители Твери – в спектакле

30

В Твери впервые поставили документальный спектакль о городе под названием «Тверь-Тверь». Постановка получила противоречивые отзывы зрителей, мы публикуем впечатления искусствоведа Александры Смирновой.

В Твери впервые поставили документальный спектакль о городе под названием «Тверь-Тверь». Постановка получила противоречивые отзывы зрителей, мы публикуем впечатления искусствоведа Александры Смирновой.

2 июня я посетила премьеру документального спектакля «Тверь-Тверь» в Тверском ТЮЗе. Много слышала про него заранее. Много ожидала. Изначально знала, что он про Тверь 1990-х или около того. 

Оказалось, это психологическая остросоциальная драма с элементами сюрреализма. Тема маленького человека. Классическая тема-призма. Этот спектакль очень понравится всем жителям Твери, кроме работников администраций всех уровней. Зал живо реагировал на происходящее. Смеялся и плакал. Бурными аплодисментами не отпускал со сцены актеров.

Наверное, это и есть настоящая оценка. Маленький человек не руководит миром. Маленький человек, как песчинка, подхваченная ветрами и водами исторических процессов, течет по волнам. Маленький человек – это по большому счету человек без клешней, без зубов, с маленькими ластами и очень легкий. От него ничего не зависит, а он зависит от всего. Девушка с балалайкой и чемоданом, бредущая из Двора Пролетарки до ж/д вокзала очень странным логистическим путем и все-таки опоздавшая на электричку (почему на электричку, непонятно, так как есть чудесные малобюджетные сидячие варианты чуть ли не за 500 рублей в поездах; но девушка, видимо, легких путей не ищет). Ноющий 40-летний бугай, у которого душа болит и который себя потерял (персонажи, которых я на дух не переношу, при попытке общения со мной они просто рискуют получить сильную психологическую травму).

Приличный юноша, берущий у людей интервью. Девочка-отличница, не видящая перспектив. Старый ворчливый дед. Старушка, выжившая из ума. Старушка-нищенка, пережившая всю свою семью, но не потерявшая свою силу духа. Учительница с сильной профессиональной деформацией. Друзья главной героини – девочки с чемоданом и балалайкой – просто люди, пьющие иногда на кухне. Съехавший с катушек мужик как бы бомж. Работница частного похоронного бюро (ранее работавшая на полиграфе непонятно какой литературы). Актриса, которую спасли от рака всем миром. Девочка – вечный волонтер, социально активная и несчастная. Историк, который не знает, что Тверской драматический театр до революции имел 1200 зрительских мест. Продавщица непродовольственных товаров из секс-шопа.

Видеоряд отвлекает. Лично меня. Я с детства пьесы любила читать за то, что там ничего лишнего, но современные формы и все-такое… Звук там иногда гулял в видео – может, специально, конечно. Модно так сейчас. Но девочку, спасшуюся от рака, было не очень слышно. 

В общем, спектакль отличный. Декорация, музыка и свет отличные. Сценарий смутил. Но благодаря отличной режиссуре, декорациям и социальной актуальности он простителен. Потому что я не знаю других таких сценариев, благодаря которым людям со сцены скажут правду. Если кто-то напишет сценарий лучше, то тогда я скажу: «Вот Вася написал лучше сценарий, чем Сережа. Он явно лучше изучил контекст и использовал его в своей драматургии».

Но нет Васи, а есть Сергей Давыдов. И Сергею Давыдову спасибо огромное. И Елизавете Бондарь спасибо. И Павлу Никитину. И Александре Голиковой. И Николаю Попову. И Александру Рязанцеву. И всему актерскому составу. 

Живи, Тверь, и здравствуй долгие лета!

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика