Театры Тверской области. Заметки на полях программы фестиваля «Театральные встречи – 2019» в Осташкове и Кашине

14.05.2019, 16:52

Фестиваль непрофессиональных театральных коллективов, который вот уже в 21-й раз был организован областным Домом народного творчества, показывает многообразие талантов со всего региона. Первый этап состоялся в Кашине, второй – в Осташкове. Сам выбор точек для фестивальных показов оказался символичным.

Кашин – город без театральных традиций. И спектакли там шли, по сути, при минимальном количестве случайных зрителей. Поэтому на закрытии, при вручении дипломов победителям, прозвучало пожелание чаще высаживать в этом городе (с прекрасным Дворцом культуры и хорошим техническим оснащением) театральные «десанты», чтобы поскорее разбудить в местной публике интерес к сценическим представлениям.

Иное дело – Осташков. Публики, особенно на «взрослых» спектаклях, было немало, причем публики искушенной. Ведь любительский театр возник здесь в самом начале позапрошлого столетия. Основали его местные мастеровые – иконописцы, маляры, сапожники. Долгое время осташи обходились без актрис, женщинам выходить на сцену считалось неприличным, поэтому женские роли поручались юношам. Лишь к середине XIX века нравы смягчились, и местные девушки приобщились к театру, а когда женой городского головы стала известная профессиональная актриса Мария Савина, покинувшая Петербург ради супруга, актерское мастерство стало для дам не зазорным, а весьма притягательным.

 

Типы коллективов

Сегодняшние театральные объединения в районах области существуют в очень разных парадигмах.

Есть коллективы, собирающиеся на время – для одной-двух постановок. Потом «актеры»-старшеклассники, едва освоившие азы сцены, уезжают в большие города продолжать образование, у кого-то возникают мешающие обстоятельства, и руководителю приходится начинать все сначала – с поиска желающих выйти на сцену. Разумеется, ждать сенсационных творческих достижений от таких коллективов преждевременно. Но приветствовать эти опыты и помогать их становлению, конечно же, нужно.

Имеются коллективы, которые устойчиво существуют многие годы. В нынешнем фестивале «Театральные встречи» такими труппами были представлены не только Осташков, но и Конаково, Ржев, Удомля, Сандово…

 

Чистые постановщики

Во главе любительских театров стоят, безусловно, увлеченные, порой фанатично приверженные искусству руководители. Их тоже можно по-разному классифицировать. Есть, так сказать, чистые постановщики. Их забота – выстроить будущий спектакль на достойном уровне, попутно передав членам коллектива сумму элементарных актерских навыков. Это приемлемая позиция, да, честно говоря, на большее многим руководителям просто не хватает времени и сил.

Отыграв премьеру в родном городе или поселке, эти коллективы начинают гастрольные туры по окрестным клубам. Поэтому в репертуаре, чтобы порадовать публику, преобладают комедии, которые играются в подчеркнуто фарсовой манере. На фестивале спектакли такого рода были представлены постановками «Мамуля» Сандовского народного театра, «Господа, товарищи, сволочи и дамы» театра «Саквояж» из Максатихи. Наиболее слаженным и успешным из этого жанрового ряда жюри посчитало спектакль народного театра изо Ржева «Дом, где все кувырком» – изобретательную комедию положений испанского драматурга А. Портеса в постановке опытного режиссера Елизаветы Паршиковой. Финал спектакля, в котором все действующие лица начинают уверенно и красиво танцевать классическое фламенко, вызвал в зале настоящий восторг.

 

Режиссеры-педагоги

Это уникальные, штучные явления. Так, во Ржеве существует детский эстрадный театр «Мальчишки и девчонки». Заняты в нем участники от детсадовского возраста до учеников старших классов. За это время руководитель театра Ольга Кресницкая терпеливо проходит с подопечными все мыслимые этапы подготовки к актерской профессии. Недаром ее выросшие воспитанники сегодня играют на столичной и тверской профессиональных сценах, а многие продолжают увлекаться театром наряду с основной профессией.

На фестивале «Мальчишки и девчонки» показали эстрадный спектакль для детской аудитории «Вот он! Наш Бибигон!»?– заразительное сочетание танцев, пения и текста опальной сказки дедушки Корнея («Бибигон», написанный Чуковским вскоре после Победы, был жестоко разруган тогдашней критикой и фактически запрещен, а «реабилитирован» и допущен к изданию только после XX съезда).

Осташковский режиссер-педагог Мария Тихомирова, руководящая театром-студией «Спутник» при местной гимназии, работает в том же ключе. Ее воспитанники представили оригинальное и, может быть, даже слишком многозначное прочтение другой сказки Чуковского – «Тараканище». Узнаваемый акцент исполнителя главной роли и революционное знамя, с которым «звери кинулися в бой», могут вызвать сложные (или ложные) ассоциации. Но главное – получилось динамичное, смешное, изобретательное зрелище, интересное не только детям.

Уникальным талантом обладает режиссер Алена Колесникова из Конакова. Ее спектакли поражают масштабностью, многолюдством, тщательной проработкой всех деталей постановки и удивительным для любителей качеством – настоящей ансамблевой игрой. При этом Колесникова не повторяет великие образцы, находя каждый раз собственные оригинальные решения для пьес, имеющих зачастую каноническое воплощение. В Кашине народный театр «Авось-КА» представил знаменитую комедию А. Цагарели «Ханума» в том же переводе, который использовал для своего легендарного спектакля Георгий Товстоногов. Для представления создано лаконичное, но выразительное оформление, задан заразительный темп, и главное, найден замечательный рисунок ролей основных персонажей, в первую очередь князя Пантиашвили (Юрий Трегубов) и свахи Ханумы (Виктория Малышева).

В своеобразное соревнование с другим шедевром советского театра?– «Обыкновенной историей» Ивана Гончарова в изложении Виктора Розова, ставшей одним из главных спектаклей в истории театра «Современник», – вступил народный театр-студия «Зеркало» Тверского государственного университета. Режиссер Алексей Великотный работал над этим спектаклем долго и тщательно. И хотя члены фестивального жюри находили отдельные недочеты (некоторая затянутость действия, не всегда удачные женские наряды, осовремененное, без учета тогдашнего этикета поведение актеров на сцене), «История» получила высокую оценку, а исполнитель роли Адуева-младшего Александр Громов был признан лучшим актером осташковской фестивальной программы.

 

Режиссеры-экспериментаторы

Есть в современном любительском театре и особый тип режиссеров-экспериментаторов. В этом амплуа успешно выступили Евгения Савельева из Кимр и руководитель театра-студии «Запасной выход» из Дубны Московской области Наталья Матюшевская. По стечению обстоятельств оба спектакля оказались связанными с культурными традициями Франции. Кимряки (экспериментальный театр «Твоя сцена») рискнули предложить зрителям мистическую драму знаменитого драматурга и философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра «За закрытой душой» (оригинальное название «За закрытой дверью»). Спектакль гостей из города физиков представил неожиданную трактовку образа великой Эдит Пиаф, об эпизоде из ранней творческой биографии которой опытная Ксения Драгунская написала пьесу «Мой легионер». Оба спектакля сочинены и выстроены режиссерами настолько изобретательно и профессионально, на что член жюри народная артистка России Ирина Андрианова восхищенно произнесла: «Еще один шаг – и они сравняются с профессиональными театрами».

Разумеется, это преувеличение. Такой цели у любительских театров нет. У них другая природа и немножко иные задачи. Но то, что лучшие коллективы любителей сегодня работают, точнее – играют на сцене с замечательными, очень достойными результатами, для зрителей прошедшего фестиваля не секрет.

***

Со стороны те упорство и регулярность, с которыми областной Дом народного творчества проводит подобные фестивали, могут показаться чудачеством. Начальство – что областное, что муниципальное?– уже не раз демонстрировало, что театральное искусство к их фаворитам не относится.

Зритель, соблазняемый двумя бедами нашего века – потребительством и информационным потопом – даже в Осташкове, с его традициями, стал «болеть» сценой реже и легче. И все-таки позиция тех, кто не может расстаться с мечтой о театральных прожекторах и волшебном шуршании открывающегося занавеса, остается выигрышной. Потому что соблазны и моды проходят. А театр, родившийся много раньше всех искушений и новых развлечений, все равно всегда возвращается к людям.

Валерий Смирнов

63 0
Лента новостей
Прокрутить вверх