Яков Шульман: За здоровьем надо идти не в больницу

14.05.2019, 15:49

Яков Григорьевич Шульман – знаковое имя для тверской медицины. Сегодня он возглавляет хирургическую клинику больницы имени Пирогова, и мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, что такое человеческое здоровье.

Сегодня людям нужно внимание и профессионализм, и клиника имени Пирогова основана на легендарных именах тверской медицины: Свентицкий (пластическая хирургия), Стрельников (стоматология), Шульман (общая хирургия).

Яков Григорьевич начал наш разговор именно с клиники – новой, с современными операционными, комфортабельными палатами.

 

Как нам обустроить здравоохранение

– Мы готовы принимать больше пациентов, чем сейчас, но, к сожалению, частная хирургия платная – хотя, честно скажу, цены у нас очень невысокие, если сравнивать с Москвой. Однако платежеспособность у людей низкая, особенно в нашем регионе. В принципе, нас зарегистрировали в системе ОМС, и мы готовы принимать пациентов по полису. Но уже полгода мы просим Фонд обязательного медицинского страхования, чтобы нам дали объемы для работы, квоты, которые они распределяют по больницам.

Если смотреть с позиции интересов пациента, казалось бы, какая разница, куда платить за пациента его страховые взносы? Мы согласны работать по тем же тарифам, что и все больницы. По закону пациент может идти в то медицинское учреждение, в какое считает нужным. И в принципе, здесь нарушается Конституция России, по которой человек имеет право выбрать не только любое лечебное учреждение на территории Российской Федерации, но и врача. И ФОМС обязан за него заплатить. Но поскольку нам не выделили объемы, мы эти деньги не получим.

– Сейчас много говорится о частно-государственном партнерстве в медицине, по-моему, тут оно могло бы очень успешно реализоваться.

– Конечно! Чтобы содержать муниципальные больницы, государство вкладывает деньги, строит их, покупает оборудование, платит врачам. И плюс платит этим больницам по ОМС за пролеченного пациента. А частная клиника создана на частные деньги, это готовое место для того, чтобы пациент мог получить квалифицированную медицинскую помощь. Но ФОМС не хочет за него заплатить. Получается, что якобы существующий в России механизм частно-государственного партнерства – это одна болтовня. Тут могло бы быть частно-государственное партнерство в чистом виде. На частные деньги создана клиника, а государство направляет в нее пациентов лечиться.

– Недавно я посмотрела ролик, снятый Дмитрием Фоминым в Италии, и с удивлением узнала, что в Италии здравоохранение для пациентов вообще бесплатное, даже не страховое. Пациент выбирает любую частную или государственную клинику, и государство платит деньги за его лечение.

– Это происходит не только в Италии, а во всех социально ориентированных государствах – Израиле, странах Скандинавии.

В 2007 году я написал статью в журнал «Медицина и экономика» – тогда в Администрации Президента группа экспертов-экономистов пыталась работать над нормализацией ситуации в нашем здравоохранении. А за несколько лет до того я открыл в Твери «Новую клинику» – это была первая частная хирургическая клиника в России, сделанная с нуля. Так вот, по просьбе этой экспертной группы я написал статью, которая называлась «Счет здоровья». Я там изложил совершенно простые и (до сих пор я так считаю) реализуемые принципы совершенно другой экономической модели нашего здравоохранения. Необременительные для государства, абсолютно разумные.

Основная мысль была в том, что не нужны эти фонды, не нужны эти дополнительные бюрократические структуры, которые пожирают сами себя, тратят деньги на офисы, на зарплату сотен сотрудников. Для каждого гражданина России нужно открыть банковский «счет здоровья», куда бы аккумулировались средства: из бюджета, по обязательному медицинскому страхованию, по добровольному страхованию, частные взносы. И пациент шел бы в ту больницу и к тому врачу, куда он хочет идти. А деньги шли бы за ним. Тут может быть масса нюансов, но принцип достаточно простой. Но понимаете, что все это значит: от кормушки мгновенно отстраняется колоссальное количество функционеров, которые паразитируют на этой системе и, мало того, делают ее все более неэффективной.

 

Тверь как столица долголетия

– У Тверской области есть уникальная возможность стать столицей медицины – два мегаполиса под боком, крупный вуз, занимающийся подготовкой врачей…

– Лучше говорить не о столице медицины, а о столице здоровья. Кстати, я еще в той статье писал, что эти средства со «счета здоровья» человек имеет право использовать не только на лечение, но и на оздоровительные мероприятия. Это очень важно. Человеку было бы и материально интересно заниматься здоровьем, а не ходить лечиться по больницам.

– В наш регион традиционно приезжают пенсионеры с Севера, военные отставники, плюс наше население не молодеет. И когда обсуждаются различные стратегии развития Твери и области, часто говорят о том, что у нас складывается такой кластер оздоровительно-геронтологической направленности. Как вам идея сделать Тверь столицей пенсионеров?

– Мне не очень нравится название. Должна звучать другая идеология – столица здоровья и долголетия. Тогда действительно здесь должны быть гораздо больше развиты не только медицинские, но и оздоровительные структуры.

 

Как научить быть здоровыми

– Сейчас вы занимаетесь таким просветительским проектом, как «Академия здоровья». Какая миссия у этой «Академии»?

– Основная сверхзадача, которую мы ставили и ставим, – учить людей быть здоровыми. Как все это возникло? Я сам уже 28 лет занимаюсь в «Школе здоровья» Андрея Изосимова. С самого первого занятия ее посещаю. Это классическая йога. И за эти годы через нее прошло около 2000 человек. Создался большой круг людей, понимающих важность и методы сохранения и укрепления здоровья. Естественно, кроме йоги, многие изучили другие оздоровительные практики – цигун, айкидо, тибетскую гимнастику, скандинавскую ходьбу и многое другое.

Несколько лет назад возникла идея объединить эти возможности, и мы, группа единомышленников, создали некоммерческую организацию «Академия здоровья», чтобы дать людям возможность осваивать эти оздоровительные методики. У нас сейчас есть уже более двадцати квалифицированных мастеров, которые могут передавать эти знания, учить людей. Мы ведем оздоровительные группы и подбираем для каждого, кто пришел, то, что ему больше подходит. В нашей «Академии» есть такая диагностика – РУНО и аюрведическое тестирование. В комплексе это дает очень четкую информацию о состоянии здоровья: мы не болезнь диагностируем, а именно состояние здоровья по различным органам и системам и состояние организма в целом. Это дает возможность подобрать методику, рассчитать физические нагрузки. Как вы видите, наш проект не только просветительский, но и совершенно практический.

– А где проходят ваши занятия?

– Сейчас у нас небольшой зал на улице Симеоновской, 39. Там занимаются и детские группы, йога для детей. Есть залы и в других местах, на «Волжском пекаре», например, ведет группу Андрей Изосимов, в здании МЭГУ на улице Дмитрия Донского я веду группу йоги… Подробности можно узнать на нашем сайте. Есть йога для беременных, суставная гимнастика, скандинавская ходьба, а также травничество – наша коллега Марина Ушакова прошла очень высококвалифицированный курс по лечению травами.

– Традиционно мужчины мало ходят на йогу.

– Наши мужчины вообще традиционно мало куда ходят для своего здоровья, а статистика заболеваемости и смертности говорит о том, что мужчинам надо обратить внимание на свое здоровье больше. Мы убедились по «Академии здоровья», что женщины составляют процентов 80 или 90.

Сейчас мы сделали специализированные курсы на один-два месяца, поскольку людям сложно прийти и заниматься долгое время. Это интенсивные курсы, чтобы человек с определенными проблемами мог прийти и почувствовать, что можно кардинально улучшить свое здоровье даже за такой небольшой период. Например, курс, позволяющий победить гипертонию и диабет.

 

Как нас подсадили на таблетки

– Как вы, представитель традиционной медицины, причем хирург, относитесь ко всей этой нетрадиционной системе оздоровления, аюрведе, травничеству?

– Во-первых, именно это и есть традиционная медицина, а то, чем занимается наше здравоохранение, как раз не традиционная, а современная технократическая медицина.

Мы, хирурги, не очень подходим под определение врачей. Вообще, изначально в Средние века существовали цеха лекарей и цеха цирюльников. Хирурги вышли из цеха цирюльников. В России, когда в XVIII веке возникла первая медицинская академия, она так и называлась: медико-хирургическая академия. Я немного утрирую, но хирургия – это ремесло.

– То есть вы чего-то отрезали, а выхаживать человека должны другие специалисты?

– Конечно, современный хирург знает о человеческом организме все, что знают другие врачи, и сейчас это ремесло порой поднимается до уровня искусства. И выхаживаем своих пациентов мы сами, вместе с другими специалистами. Но тем не менее я хорошо понимаю, что, в принципе, тот путь, который выбрала современная медицина много лет назад, совершенно тупиковый. За последние десятилетия медицина достигла колоссальных успехов, совершены выдающиеся открытия, разработаны новые технологии. Но разве за это время стало меньше больных? Наоборот. Больных все больше, и болезней больше.

– Может быть, это побочное явление увеличения продолжительности жизни? Раньше люди не доживали до болезней, умирали здоровыми лет в 35.

– На самом деле это иллюзия. Тот средний возраст, который был таким низким, был результатом гибели людей в войнах, эпидемиях и так далее. Те, кто не сталкивался с такими экстремальными ситуациями, жили примерно столько же, сколько и мы.

В принципе, лечение от всех болезней таблетками абсолютно бесперспективно. Я говорю категорично, потому что знаю проблему, что называется, изнутри. Ни одну болезнь лекарством не вылечить. Лекарства нужны там, где действительно надо вывести человека из критического состояния, восстановить жизненно важные функции. Так же и современные технологии, высокотехнологичные операции: они позволяют человеку избавиться от смертельных осложнений заболеваний, но не делают его здоровым. Медицина не то место, где надо искать здоровье. Когда-то нашу систему назвали здравоохранением, и, в принципе, зря. У людей возникло ощущение, что за здоровьем надо идти в больницу.

– А выходит, что надо идти в спортзал? Ясно, что большинство предпочитает есть таблетки, чем работать над собой.

– Здоровьем надо заниматься отдельно, это не система медицины. Мы и хотим дать человеку возможность учиться быть здоровым. Я сегодня могу утверждать: мы готовы дать человеку оздоровительные методики, которые позволят ему избавиться от гипертонической болезни, начальной стадии сахарного диабета, в которой большинство находится, и остановить развитие атеросклероза. У тех, кто занимался в нашей группе, сахар крови и давление нормализовались. Все это нарушения метаболизма, и с этим можно справляться. Но тут нужна работа самого человека, а люди к этому часто не готовы.

Например, мы в «Академии здоровья» разработали интенсивный курс «Без гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза…», который включает в себя и гимнастику Шишонина – особый комплекс упражнений для шеи. Этот курс позволяет нормализовать давление, сердечно-сосудистую деятельность, сахар крови. Это намного перспективнее, чем есть таблетки.

Но людей подсадили на лекарства. Фармацевтический бизнес (не хочется произносить слово «мафия») держит в руках все здравоохранение в мире, не только у нас. Всемирная организация здравоохранения тоже в их руках, и все время появляются все новые схемы лечения, включающие все больше лекарств.

– Сегодня в Твери гигантское количество аптек, на одном углу по семь штук.

– Я могу даже цифры назвать: в 1980-е годы в Калинине было порядка 14 аптек. А сейчас их 483! И тогда очереди в аптеках не стояли. Что случилось, почему понадобилось такое количество аптек? Людей «подсадили» на таблетки. Повторяю: лекарства нужны в больницах для вывода человека из критического состояния. Все остальное – вред, в лучшем случае они снимают симптомы болезни, дают мнимое благополучие, и человек не занимается своим здоровьем. Даже биохимическое воздействие таблеток очень вредное. Посмотрите в аннотациях, там все написано!

Лучше заниматься своим здоровьем. И тогда происходит постепенная отмена препаратов, которые люди принимают годами. Но тут нужно работать: с помощью наших занятий в принципе улучшается состояние здоровья. Та же гимнастика для шеи: одно дело, когда головной мозг страдает от недостатка кислорода и сердце вынуждено прокачивать к нему кровь, повышая давление, и другое дело, когда решаются проблемы в шейном отделе позвоночника и давление снижается естественно…

 

Делайте в меру возможностей

– А все ли могут вдруг начать заниматься физическими оздоровительными практиками? Ну, вот 40 лет человек вел малоподвижный образ жизни, а потом резко начал оздоравливаться. Тут можно так «оздоровиться»…

– Главное преимущество наших оздоровительных практик – каждый делает в меру своих возможностей. Мастер видит, на что человек способен. Если видно, что лет 30 человек ничего не делал для себя, подбираем ему комплекс упражнений.

После инсультов и инфарктов жизненно необходимы физические нагрузки. Болезнь возникает там, где нарушено кровообращение, и точка. Те же остеопорозы: людей замучили препаратами кальция, а потом образуются камни в почках. В обычной зелени и твороге достаточно кальция. Должно быть хорошее кровообращение в мышцах, и тогда образуются новые костные клетки – остеоциты. Но это в том случае, если мышцы вокруг кости постоянно работают. С возрастом человек должен больше физически нагружаться. Конечно, это должна быть разумная нагрузка, которая должна включать в работу все мышцы, связки, суставы, позвоночник, но без нее не обойтись. Мы в «Академии здоровья» готовы научить самый широкий круг наших сограждан правильно заниматься своим здоровьем. Наш телефон: 64-58-64.

– Спасибо! Надеемся, наши читатели услышали вас.

Мария Орлова

162 0
Лента новостей
Прокрутить вверх