Есть ли новые Унковские? К 190-летию тверского либерала, который защищал крестьян и вольнодумцев

22.01.2019, 12:52

Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

 

В прошлом номере «Каравана» была опубликована статья о тверском земце Алексее Унковском, который сейчас незаслуженно забыт. Тем не менее именно в это время его фигура как никогда актуальна. Мы публикуем вторую часть материала.

Попытался обратиться к императору и был арестован

В ссылке Унковский пробыл полгода, в сентябре 1860 года он уже был в Твери с запретом выезда из своего имения и под особым наблюдением нового губернатора П.Т. Баранова. Однако в октябре шеф жандармов разрешил ему выезд куда угодно, кроме Петербурга. Алексей Михайлович уехал в Москву.

19 февраля 1861 года обнародован манифест с названием «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» – исторический для империи документ. По словам современников, Унковский якобы произнес: «…ведь глупей, как освободили крестьян, нельзя было и придумать!» Это он напомнил о содержании былого проекта тверского комитета, более справедливого, чем появившийся манифест.

Борьба с крепостниками-антиреформаторами не стихала, Алексей Михайлович защищал интересы крестьян доступными ему средствами, в том числе рассылкой писем разному начальству: «Крестьянский вопрос – дело всех людей Русской земли, и избранники дворянства должны руководствоваться своими убеждениями, а не указаниями отдельных групп своего сословия».

В феврале 1862 года тверское дворянство организовало чрезвычайное собрание с целью принятия обращения к императору о несостоятельности реформы и ее переделки. Естественно, адрес тверских вольнодумцев был отклонен, события в Твери обсуждались почти везде в России. По этой причине 13 авторов заявления, среди них Унковский, Европеус и другие, были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость, где и пробыли полгода. Состоялся суд, было решение сената, их помиловали, но сделали поднадзорными почти до конца жизни. Жительство в Твери запретили, и Алексей Михайлович, а также его соратник Салтыков переехали в Москву.

Это стало третьим наказанием строптивому Унковскому от властей. На этом реформаторская деятельность в практическом плане у тверского земца закончилась.

 

Защищал убийцу царя от?смертной казни

Далее была попытка заняться самостоятельной журнальной деятельностью вместе с Салтыковым, Головачевым, Европеусом, но она не удалась из-за противодействия властей – пришлось только сотрудничать с другими журналами, например с «Русским вестником» М.Н. Каткова, затем с «Современником» Н.А. Некрасова, в котором Унковский публиковал свои статьи о российском судопроизводстве, налоговой системе. Однако он не мыслил себя оторванным от общественной жизни, а потому дал согласие пойти на службу во вновь созданное ведомство госконтроля – управляющим губернской палаты в Нижнем Новгороде. Тверь ему закрыли наглухо.

Здесь его личная жизнь круто изменилась – в 1866 году он женился на дочери местного служащего 20-летней Любови Федоровне Буринской, а в декабре этого года, приняв присягу, вступил в адвокатскую корпорацию Петербургского округа – сравнительно новое явление в российской действительности. Унковский вел гражданские дела, но приходилось вести и политические, таков был его характер. Авторитетного присяжного поверенного (так тогда назывались адвокаты) избирали членом Петербургского совета присяжных поверенных и даже его председателем в 1875–1881 годах.

В марте 1881 года всю империю потрясло убийство народовольцами императора Александра II. Суд над убийцами состоялся 26–29 марта 1881 года. Мы в Твери мало или почти не знали, что адвокат Алексей Унковский из Твери защищал подсудимого Н. Рысакова, 19-летнего мещанина, бросившего первую бомбу под карету царя. У каждого из заговорщиков был свой адвокат, например, Софью Перовскую (в Твери есть улица ее имени) защищал В. Кедрин. А. Желябов (тоже награжден улицей в Твери) от защиты отказался.

«Я понимаю, что очень многим приходит в голову то, что защита по настоящему делу совершенно невозможна, что защиты быть не может… Я не являюсь здесь защитником совершенного злодеяния; я защищаю только лицо, которое его совершило», – сказал Унковский в начале своего выступления. Он призывал суд заменить смертную казнь Рысакову каторгой, так как ему не исполнился 21 год, после которого по закону можно было казнить. Но 3 апреля все-таки всех обвиняемых повесили – об этом писано и говорено много.

Авторитет и заслуги Алексея Михайловича были таковы, что в 1866 году Московское юридическое общество избрало его почетным членом, а в 1891 году адвокаты Петербурга в честь 25-летия его адвокатской службы преподнесли ему местный адрес, а также решили иметь в зале совета портрет А.М. Унковского. А эта знаменитость жила с большой семьей бедно и трудно. Его друг М.Е. Салтыков писал в письме А.Л. Боровиковскому: «Он бедный, работает без устали, но, по обыкновению, скромен и живет с хлеба на квас».

 

Отец шестерых детей

Супруги Унковские жили дружно, у них родились четверо детей: в январе 1867 года – дочь Зинаида, в декабре того же года – сын Михаил, в 1869 году – сын Владимир, в октябре 1871 года – дочь Софья. В 1872 году умерла супруга Любовь Федоровна, которая перед смертью попросила свою подругу из Нижнего Новгорода Анастасию Михайловну Грацинскую не оставлять ее детей и Алексея Михайловича. Что и было сделано: в 1875 году он попросил ее руки, она стала его второй женой, родила дочь Лизу в 1876 году и сына Николая в 1883 году.

Большая семья, вечная нехватка средств заставили «помещика» Унковского свою землю не сдавать в аренду, а вести самому свое хозяйство. А это хлопоты и нервы.

Умер наш знаменитый земец 20 декабря 1893 года (1 января 1894 года по новому стилю) от гриппа (инфлюэнцы), который тогда не умели лечить. Похоронили его на кладбище села Мало-Троицкое Тверского уезда, из-за войны и небрежения при советской власти его могила была почти забыта, но благодаря усилиям потомков могильная плита восстановлена.

 

Нужно установить бюст и провести конференцию

Говорят, что история повторяется. Да, но не на 100 процентов, каждый новый ее виток обладает своими особенностями. В середине XIX века в России шла борьба за реформы, особенно в крестьянском вопросе. Через полтора века у нас с вами возникли те же крестьянские вопросы: как сохранить настоящих хозяев земли на селе, как сохранить и сами села? сельские мироощущение и мировоззрение? чистоту нравов и морали? Кто должен заботиться о решении этих проблем сейчас?

Тогда у нас были неравнодушные земцы, не боявшиеся идти на конфронтацию с властью, среди них было немало Унковских. А есть ли у нас сегодня свои Унковские?

В тверской земле родились и прославили Россию много выдающихся личностей. Краеведы и историки чаще выделяют представителей военной, политической, научной и духовной сфер бытия. А деятелям общественной жизни уделяют внимания меньше всего. Алексей Унковский несправедливо находится в тени за малым исключением – в случае с упоминаемым выше нашим историком Владимиром Дмитриевичем Чернышовым с его книгой «Жизнь и судьба тверского реформатора» (1998).

Хотелось бы обратить внимание всех живущих в XXI веке тверитян на огромную значимость фигуры Алексея Унковского в российской и тем более тверской истории. Властям города Твери и области следует подумать о двух вещах – установке бюста Унковского возле его дома на улице Андрея Дементьева (бывшей Скорбященской, а затем Володарского), организации конференции на тему о роли тверского земства в реформировании российского общества XIX века и о развитии системы местного самоуправления с привязкой к современным реалиям.ъ

…Не обижая память прекрасного поэта Андрея Дементьева, можно сожалеть, что улица, где жил знаменитый земец, не названа в его честь. У Алексея Михайловича Унковского исторических заслуг перед Россией поболее, чем у других.

Борис Ершов

82 0
Лента новостей
Прокрутить вверх