Царь Салтан: для взрослых и малышей. Премьера в ТЮЗе таит множество смыслов

65

Тверской театр юного зрителя представил премьерный спектакль, в котором задействовано новое мультимедийное оборудование. В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» играют почти все актеры театра.

Тверской театр юного зрителя представил премьерный спектакль, в котором задействовано новое мультимедийное оборудование. В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» играют почти все актеры театра.

Царь Салтан: для взрослых и малышей. Премьера в ТЮЗе таит множество смыслов

В ближайшее время яркий, смелый, интересный как юному, так и зрелому зрителю спектакль будет сыгран 24, 25, 28 и 30 октября. Длится он около 1 часа 45 минут.

Великолепная игра актеров, пение, танцы сочетаются со спецэффектами, у которых в этом спектакле собственная премьера: Тверской театр юного зрителя представляет новое мультимедийное оборудование. Художник создал уникальное сценическое решение, аналогов которому нет ни в одном другом тверском театре. Волны, деревья, дождь – все это выглядит очень реалистичным.

В спектакле много юмористических деталей, даже в драматичных сценах режиссер Евгений Зимин не дает зрителю повесить нос. На предпоказе смеялись и дети, и взрослые.

Историк, политолог Геннадий Климов увидел в постановке зашифрованные послания, адресованные представителям разных социальных слоев:

«Сразу хочу сказать: кто любит театр, приезжайте из Москвы и Питера в Тверь – здесь, правда, какой-то ренессанс театра.

Сказка о царе Салтане – постановка для всех возрастов. Художественное оформление, музыка, танцы, актеры – все завораживает. Дети шести лет повизгивали от восторга. А если спектакль понятен дошколятам, то он точно будет понятен и современному обывателю. При этом там есть над чем поразмышлять и интеллектуалам.

А.С. Пушкин пересказал древний русский эпос, услышанный от старой няни Арины Родионовны. А древние эпосы – вещь загадочная. В них как в капле воды отражается мироздание – и прошлое, и будущее.

Все узнаваемо. Царь Салтан, которого вводят в заблуждение ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Разве это не похоже на администрацию Твери и двор тверского губернатора, что находятся рядом с театром? Разве это чем-то отличается от Кремля? Все очень узнаваемо. Завладели ушами царя и ездят по ним.

У этой сказки есть и другая историческая реальность. У русской королевы Франции Анны, дочери русского князя Ярослава Мудрого, дети были инициаторами первых крестовых походов за освобождение Гроба Господнего в загадочном для средневековой Европы граде Иерусалиме. Орден рыцарей-госпитальеров Святого Духа был основан блаженным Гвидоном (Guy de Montpellier). Принц (князь) Гвидон собирал в госпитале брошенных детей. О нем писал Пушкин? Или идет речь о более древней истории?

На Дону в древние ветхозаветные эпохи время от времени рождались пророки, которые выводили человечество в будущее, проясняя их сознание. Цари искали их, чтобы убить. Матери, уберегая от беды своих младенцев, пускали их в корзине по реке Дон в надежде на спасение. Именно отсюда был отправлен в корзине Моисей. Он спасся и оказался на Ближнем Востоке – от него пошла одна из ветвей еврейского народа. С этого места отправили по Дону в корзине родители малолетнего Саргона, который стал родоначальником шумеров. Отсюда же в корзине уплыл младенец Карма, герой эпоса древней Индии «Махабхарата». Уплыли отсюда в корзине и Рем, и Ромул, основавшие Рим. Все они были родоначальниками своих новых царств Гвидона (ушедших с Дона). Тур Хейердал, ученый-этнограф, разделял такую же точку зрения.

Таким образом, кажется, детский спектакль рассказывает обо всей мировой истории. Несомненно, это прежде всего заслуга няни Пушкина Арины Родионовны, но и актеры молодцы. Получилось красиво, символично, захватывающе.

И это же – рассказ о современности. Есть пассивный царь Салтан – Путин с его ткачихой-поварихой – госпропагандой, ткачиха – это силовики, повариха вообще прослеживается за раз – это же кремлевский повар Пригожин, сватья баба Бабариха – администрация президента.

А есть заморский царь Гвидон с его белочкой, печатающей доллары, и тридцать три богатыря вместе с дядькой Черномором, выходящие из морской пучины. Понятно, белочка – ФРС США, Черномор, обходящий остров дозором и не выходящий на сушу («вреден воздух нам земли») – это НАТО. А вот кто такая Царевна Лебедь? На ком женился Гвидон? Я, изучивший почти все мировые религии и эпосы, как мне кажется, знаю ответ. А вы?

Счастье, кстати, по сказке, наступит тогда, когда разоблачат трех баб, завладевших ушами царя.

В общем, надо идти вместе с детьми и внуками».

P.S. Премьера спектакля состоялась в день рождения тверского мецената Натальи Серовой, которая могла бы отметить 11 октября юбилей. Коллектив Тверского театра юного зрителя нашел добрые слова в память о Наталье Юрьевне: «Отдельно хочется упомянуть о нашем добром друге, всегда горячо и искренне поддерживавшем нас. Вся труппа Тверского театра юного зрителя, а также художественно-постановочная группа спектакля посвящают премьерные показы ей. Мы помним и любим Наталью Юрьевну».

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика