Мольер и Булгаков на одной сцене. В Тверском театре драмы состоялась премьера «Кабалы святош»

24

В эти выходные на большой сцене драматического театра состоялась премьера новой постановки Валерия Персикова «Кабала святош». Известная пьеса Михаила Булгакова о жизни и творчестве французского комедиографа Жана Батиста Поклена де Мольера мистическим образом переплелась с жизнью самого загадочного русского писателя XX века. Постановка получилась страстной, с острыми политическими и метафизическими углами. Политика, придворные интриги, инквизиция, фарисейство, человеческие желания и грехи – все это пестрое многообразие столкнулось лоб в лоб с искусством, обличающим пороки и возвеличивающим добродетели.

В эти выходные на большой сцене драматического театра состоялась премьера новой постановки Валерия Персикова «Кабала святош». Известная пьеса Михаила Булгакова о жизни и творчестве французского комедиографа Жана-Батиста Поклена де Мольера причудливым и в какой-то степени мистическим образом переплелась с жизнью самого загадочного русского писателя XX века. Постановка получилась страстной, с острыми политическими и метафизическими углами. Политика, придворные интриги, инквизиция, фарисейство, человеческие желания и грехи – все это пестрое многообразие столкнулось лоб в лоб с искусством, обличающим пороки и возвеличивающим добродетели.

Мольер и Булгаков на одной сцене. В Тверском театре драмы состоялась премьера «Кабалы святош»

Противостояние художника и власти

Стоит сказать, что Валерий Персиков выбрал очень удачный материал с вечной темой противостояния художника и власти. Мольер начинал как любимец короля Франции Людовика XIV, но затем драматурга низвергли с пьедестала: Жану-Батисту Поклену запретили появляться при дворе, а «Тартюф», «Дон Жуан» и другие острые обличительные пьесы попали под запрет. Мольеру и его труппе разрешалось играть на сцене театра Пале-Рояль только пошлые фарсы, чтобы не умереть с голоду.

Аналогичная ситуация произошла и с Булгаковым: Сталин дал добро на постановку «Кабалы святош» не сразу и с цензурными правками, так как пьеса уж больно намекала на советскую диктатуру и гонения на писателей. В итоге пьеса получила гневные отзывы номенклатурных советских критиков и, несмотря на триумфальный зрительский успех, все же была запрещена. Нечто подобное случается и в наши дни: при большом желании, многие фильмы, книги, песни, театральные постановки можно обвинить в пропаганде экстремизма, национализма, сепаратизма, оскорблении чувств верующих. 

Мольер и Булгаков на одной сцене. В Тверском театре драмы состоялась премьера «Кабалы святош»

Бутафорские морковки и настоящая курица

Всем известно, что личность Булгакова и его произведения пропитаны мистикой, не обошлось без мистики и в дни премьер. Например, пятничный спектакль пришлось немного задержать из-за перебоев с электричеством: актеры гримировались, подсвечивая друг друга смартфонами. На следующий день, несмотря на очередной блэкаут, спектакль начался вовремя. Зрители восприняли «Кабалу святош» очень тепло. Безусловно, Валерий Персиков не копировал исходный материал слово в слово и даже немного подсушил пьесу Булгакова, зрители не увидели сцены карточной игры короля и маркиза де Лессака, брат Верность превратился в сестру, в начале и в конце трагикомедии на сцене появился Булгаков.

Главные и второстепенные роли в пьесе поровну распределились между признанными мэтрами и молодыми артистами. Сбалансированность актерского состава подкреплялась чередованием смешных и трагических сцен. Зрители не скучали, наблюдая за потешной перебранкой Мольера (нар.арт. Константин Юченков) и его верного слуги Жан-Жака Бутона (нар. арт. Владимир Чернышов) и за зловещей сценой заговора архиепископа Парижа Маркиза де Шарона (арт. Борис Михня) с членами Кабалы Священного писания.

Герои бросались друг в друга бутафорскими морковками, однако в постановке хватало и натурализма, например, за королевским столом Мольер и Людовик XIV (засл. арт. Залим Мирзоев) кушали настоящую жареную курицу, а шлепки по ягодицам Мариэтты Риваль (арт. Юлия Бедарева) были слышны не только на первых рядах.

Тем не менее Персиков ничего не опошлил, и даже полуэротическая сцена между молодой женой и, как выяснилось позже, дочерью главного героя Армандой Бежар Де Мольер (арт. Виктория Козлова) и Захарией Муарроном (арт. Геннадий Бабинов) не показалась слишком откровенной.  

Мольер и Булгаков на одной сцене. В Тверском театре драмы состоялась премьера «Кабалы святош»

Театр бушующих страстей

Поразила по своей силе исповедь в исполнении народной артистки Ирины Андриановой и артиста Бориса Михни, сыгравших Мадлену Де Бежар и Маркиза Де Шаррона соответственно. Ведь именно Мадлена Де Бежар загнала в смертный грех инцеста свою дочь и своего бывшего возлюбленного Мольера, скрыв от него происхождение Арманды. А Мольер невольно втянул в эту греховную историю и короля Франции.  Людовик XIV выступил в роли посаженного отца на свадьбе актера и драматурга, а затем стал крестником его детей, родившихся от Арманды.

Жизнь Мольера была настоящим театром бушующих страстей и без Булгакова. Но трагикомедия «Кабала святош» заставила страдать почти всех, кто окружал главного героя, кроме членов Кабалы Священного писания. Тех самых святош и фарисеев во главе с Маркизом Де Шарроном, ополчившихся на Мольера даже не за его инцест с дочерью, а за сатирическую пьесу «Тартюф». Архиепископ пытается достать Мольера любой ценой и даже натравливает на истерзанного болезнями драматурга королевских мушкетеров во главе с головорезом по кличке «Одноглазый, помолись» (арт. Никита Березкин). Королевский шут в исполнении заслуженного артиста России Валентина Кулагина выступает в пьесе своего рода мерилом справедливости. Шут осуждает доносчика Муаррона,  подсказывает Людовику, что архиепископ гневается из-за пьесы, посвященной критике падших священнослужителей, тогда как пьеса Мольера, критикующая религию, остается незамеченной католической церковью. Были в этой пьесе и библейские аллюзии: предательство Иуды и возвращение блудного сына чётко прослеживается в метаниях Захарии Муаррона.

Народный артист России Константин Юченков сыграл не только Мольера, но и Булгакова. В самом начале пьесы автор «Кабалы святош» Булгаков разговаривает по телефону со Сталиным. И Сталин обещает писателю постановку пьесы в театре и покровительство самого Станиславского.  Столь трудное перевоплощение удалось Юченкову, даже несмотря на то что актер был старше своих героев. И Мольеру и Булгакову на тот момент времени было около 40 лет.

Удивительно символичной получилась концовка пьесы. Мольер умирает на сцене, а Булгаков убирает свой труд в стол: «Кабала святош» уйдет из театра на долгие годы. Но рукописи, как известно, не горят и не пропадают. Тартюф пережил и Людовика Великого, и инквизиторов, увековечив такого неудобного и неугодного Мольера. В глубине сцены появились проекции трамвая, старой Москвы, кота Бегемота, Коровьева, Мастера, Маргариты, Иешуа Га-Ноцри. Михаил Булгаков садится за печатную машинку: он начинает печатать текст самого главного произведения своей жизни. 

Мольер и Булгаков на одной сцене. В Тверском театре драмы состоялась премьера «Кабалы святош»

Павел Кириллов

Фото Сергея Борецкого


«Когда думать о борьбе уже поздно…»

Валерий Смирнов, критик, журналист:

– Премьера «Кабалы святош» в театре драмы вызвала полярные отзывы. Есть те, что сочли спектакль по всем статьям уступающим памятной театралам постановке Ларисы Леляновой в ТЮЗе лет 15 назад. Есть горячие сторонники сценической версии прочтения булгаковской пьесы Валерием Персиковым.

На мой взгляд, в этой работе режиссера-юбиляра (Валерию Александровичу только что исполнилось 70 лет) при имеющихся несовершенствах есть главное, что делает спектакль современным. Его герой сам страстно и весело кует свои несчастья. Славит тирана, желая получить от него приличное денежное содержание для себя и своих актеров. Готов чуть ли не ползать перед главой тогдашней французской вертикали и выполнять все его пожелания взамен на благоприятный режим для своего театра. А когда наступает прозрение, когда приходит такое ясное понимание несовместимости бессменной личной власти всему нормально человеческому и, более всего, искусству, свободному в поисках истины, тогда оказывается поздно думать о борьбе (уже нет больше сил) и даже об эмиграции (английский язык остался невыученным).

Трудно признать оригинальной сто раз проведенную до этого спектакля параллель между автором пьесы и ее героем, а еще точнее – между советским диктатором и четырнадцатым французским Людовиком. Но сыгранная Константином Юченковым сцена прозрения умирающего Мольера, которую шутовски комментирует верный слуга Бутон, воплощенный Владимиром Чернышовым, заставляет зал взрываться аплодисментами. И это настоящая награда для всех создателей спектакля.

Павел Кириллов

Комментарии закрыты.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra

яндекс.ћетрика