Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Постановка «Кабалы святош» – это поступок

25

Премьеру спектакля «Кабала святош» в Тверском театре драмы комментирует Геннадий Климов:

Премьеру спектакля «Кабала святош» в Тверском театре драмы комментирует Геннадий Климов:

– На фоне сегодняшнего роста в нашей стране идеологического мракобесия и культов всяких начальников и начальничков, чтобы поставить такой спектакль, надо обладать определенным мужеством. Символизм ситуации в том, что театр расположен в нескольких домах от Тверской епархии, которая захватывает все больше собственности и в которой угадываются все персонажи из спектакля булгаковской «Кабалы святош» и пьесы Мольера «Тартюф».

В нынешней постановке переплетено много пластов отношений: Мольера и короля Людовика, русского писателя Михаила Булгакова и тирана Иосифа Сталина, да и нынешние времена можно угадать…

«Тартюф» – комедийная пьеса Мольера, написанная в 1664 году. Действие происходит в Париже, в доме Оргона. В доверие к хозяину дома Оргону втирается человек по имени Тартюф. Господин смотрит на гостя как на набожного посланца небес. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон неосмотрительно переписывает на него дом и свои капиталы.

Актер Константин Юченков очень убедительно сыграл роль Мольера (Михаила Булгакова). Очень заметным в спектакле неожиданно стал слуга Бутон, воплощенный Владимиром Чернышовым.

Подобная драма, еще большего масштаба, разворачивается сегодня и в Твери. Тверскую епархию захватили мальчики, прибывающие с Украины на заработки, с дипломами православной семинарии, купленными на Привозе в Одессе. Местный престарелый митрополит Виктор оказался полностью под влиянием «юных небесных созданий».

В свою очередь, сам Виктор пытается играть роль «святого старца» по отношению к вновь прибывшему в Тверь губернатору Игорю Рудене, который, дабы не быть вовлеченным в местные интриги, попытался опереться на мнение местного церковного начальника. Но получилось, как всегда. Виктор искренний добрый старичок: грешит и кается, грешит и кается. Среди этой «достоевщины» вдруг режиссер Валерий Персиков ставит спектакль о них!

Актер Борис Михня в роли архиепископа де Шаррона движется по сцене, как исчадие ада, как голограмма тьмы. У нас сегодня в России есть свой мракобес, завезенный из прокуратуры Крыма, «архиепископ» Поклонская, которая от лица якобы оскорбленной общественности требует запрещения фильма «Матильда» режиссера Учителя, как в свое время де Шаррон требовал запретить «Тартюфа». Они не Христа защищают, они узнали себя в самом неприличном обличии…

Многие сравнивают премьеру «Кабалы святош» в театре драмы с памятной театралам постановкой Ларисы Леляновой в ТЮЗе лет 15 назад. Но тогда была другая эпоха, тогда были еще времена свободы и неограниченных возможностей. Тогда это была просто изящная постановка, осмысление истории страны, поиск новой формы. А сегодня постановка этого спектакля – гражданский поступок.

Театр бросил перчатку местному архиепископу де Шаррону и местному королю Людовику. Легко говорить правду о власти издалека, а каково,  если она с тобой находится на одной улице?

Геннадий Климов

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика