Битва за медицину. Надежды и разочарования минздрава Тверской области

11.07.2017, 15:51

Мы продолжаем разговор о ситуации в тверском здравоохранении. Как известно, ситуация в этой сфере катастрофическая, и основные изменения к худшему пришлись на несколько лет работы предыдущего руководителя минздрава Тверской области Романа Курынина. Что ждет медицинское сообщество от нового руководителя тверской медицины Виталия Синоды, какие болячки надо ликвидировать в первую очередь? Об этом – размышления нашего внештатного автора, врача одной из тверских больниц.

 

«День освобождения» тверской медицины

Погожий день 17 мая 2017 года стал для тверского здравоохранения поистине историческим событием: в одночасье на заседании регионального правительства сменилась вся верхушка управления медицинской отрасли, переживающей в последнее время не самые радужные времена.

Серьезных кадровых решений в этом стратегически важном секторе социальной жизни ждали – кризис тверского здравоохранения, мягко говоря, затянулся, а в последнее время явно обострился, но губернатор по каким-то причинам не спешил расставлять точки в этом вопросе. И вот свершилось: министра-варяга Романа Курынина отправили в отставку, а вместе с ним и недавно утвержденную в своей многолетней должности зампреда правительства Светлану Вержбицкую, которая рулила тверским здравоохранением еще со времен Дмитрия Зеленина.

Первый персонаж вернулся назад в столицу и, по слухам, занял какое-то тепленькое управленческое местечко, а долгожительницу областной администрации «сослали» руководить областным драмтеатром. Обе освободившиеся должности занял экс-руководитель регионального Рос-потребнадзора, доктор медицинских наук Виталий Синода.

Новость эту медицинская общественность восприняла более чем радостно. Главные врачи тверских больниц, пережившие при курынинском правлении жесточайший прессинг, в этот день пили шампанское и поднимали тосты за свершившееся освобождение. Обычные практические врачи тоже не оставались в стороне от происходящего и с нескрываемым сарказмом поздравляли друг друга «с новым директором драмтеатра».

При всех положительных качествах Вержбицкой (а они, безусловно, есть),  долгие годы мы наблюдали последствия того, как школьный педагог по образованию «эффективно» руководит здравоохранением. В культуре и образовании она, безусловно, способна была хотя бы разобраться и даже внести какие-то важные коррективы, но вот практическое здравоохранение человеку, не прошедшему годы работы в медицинском халате, сродни проблемам космической индустрии для осеменителя скота. Именно поэтому, когда Игорь Руденя отобрал у Вержбицкой управление образованием и культурой, передав эти полномочия экс-ректору ТГУ Андрею Белоцерковскому, всем стало понятно, что скоро у одного из культурных учреждений Твери появится новый руководитель.

В тот момент профессиональная общественность напряглась – и.о. министра Романа Курынина долгое время не утверждают в должности, но и при этом не отправляют восвояси – скорее всего, губернатор присматривается к молодому новатору и готовит его на место Вержбицкой, опасались многие. Такой расклад событий стал бы стихийным бедствием в первую очередь для  главных врачей тверских больниц, которых команда Курынина мечтала тотально поменять. Но тут неожиданно всех расставил по местам Виталий Синода, долго не соглашавшийся занимать министерскую должность и в итоге получивший все руководство отраслью сразу.

 

«Курынинское иго»

Фигура молодого столичного уролога Романа Курынина весьма парадоксальна. Уверенный, устремленный и деятельный на первый взгляд министр сразу всех впечатлил. На смену случайной и безликой тогдашней и.о. руководителя минздрава Татьяне Соцкой, казалось, пришла новая эффективная и прогрессивная опытная команда с крепкими связями за пределами Верхневолжья. Новый чиновник активно встречался с общественностью, с увлечением и интересом знакомился с жизнью местных больниц, много обещал разинувшим рот главным врачам. Сложилось впечатление, что такие энергичные и предприимчивые люди знают, как нужно, и будут делать, как лучше.

Но после первоначального знакомства с местными медицинскими достопримечательностями Роман Викторович неожиданно для всех очарованных стал действовать совершенно иначе, чем ожидалось. Он развязал настоящую войну с теми, кто годами создавал историю современного здравоохранения региона. Главной задачей его «эффективного» управления стало откровенное стремление отобрать у местных медицинских учреждений возможность зарабатывать деньги. Все ключевые финансовые потоки были в принудительном порядке взяты под жесткий контроль новой команды минздрава, создавались новоявленные побочные компании, которые тут же перехватили у местных клиник рычаги заработка дополнительных средств. Яркий пример тому – организация новой столичной службы медицинского обслуживания мигрантов, которые до этого времени приносили деньги в областной бюджет и позитивно регулировали тем самым заработки тверских врачей.

 

«Война главврачей»

Естественно, главврачи взбунтовались и начали брыкаться. И тут выход нашелся: было решено сменить несогласных и засидевшихся на своих тепленьких местах руководителей медицинских учреждений, которые не хотели лишаться прибыли. И понеслось… Такого количества проверок и рейдов еще не видывали доселе местные больницы! Беспрерывно и остервенело региональный минздрав тряс главврачей, а с ними и все коллективы больниц, штрафуя за каждую бумажку, взыскивая за каждый промах и недогляд. За полтора года в некоторых клиниках прошло по тридцать (!) самых разнообразных комиссий, которые копили факты для будущих кадровых решений.

В итоге руководители медучреждений объединились и начали открытую войну с Курыниным. Последнему не удалось завершить начатое, по сути, по двум причинам – грянули выборы, в период которых молодому министру попросту не разрешили раздражать бдительность избирателей громкими скандалами, а позже произошла смена областной власти, положительному и миролюбивому имиджу которой также повредили бы локальные революции. Короче говоря, не успел Роман Викторович «вытравить» злополучную «ржавчину», а она «поразила» все заготовленные железобетонные планы.

Тверская медицинская элита грамотно воспользовалась удобным моментом и, привлекая СМИ, наработанные связи и политические знакомства, шарахнула такую «ответочку», что от былого оптимизма новоиспеченной минздравовской команды и следа не осталось. Министру припомнили все обиды, вытащили на всеобщее обозрение все отрицательные факты не совсем грамотной и слаженной работы, взбудоражили общественность с такой силой, что в людских глазах минздрав стал настоящим исчадьем ада, виновным во всех бедах тверитян.

Имя Романа Курынина в одночасье стало притчей во языцех. Его трепали за все – за неразумное использование финансов, за провальную реформу, за плохую работу поликлиник, за дороговизну лекарств, очереди в больницах и отвратительную работу скорой помощи. Складывалось впечатление, что буквально каждая смерть тверского жителя из-за проблем со здоровьем была на совести одного единственного человека. В итоге копившиеся десятилетиями проблемы тверской медицины наконец-то нашли своего главного виновника. Из молодого, прогрессивного и деятельного чиновника Курынин быстро превратился в неграмотного, сумасбродного и бездарного пацана, который совершенно не владеет ситуацией. А зачем, скажите, новому губернатору чиновники с такой чудовищной репутацией?

 

Реформы, начатые не с того конца

Главной причиной такого грандиозного провала Романа Курынина, на наш взгляд, стала излишняя самоуверенность и неправильная оценка своих возможностей. Он приехал в Тверь с абсолютной уверенностью в том, что своей кажущейся всемогущей властью он одним махом сможет изменить многолетнюю действительность местного здравоохранения, при этом весь спектр революционных перемен направить на выгодные для себя самого позиции. Действительно, несколько немудрый, мальчишеский подход, основанный на размахивании шашкой перед старшими. Власть его оказалась далеко не всемогущей, а наказывающая рука взрослых – увесистой и мощной. Победить всех и сразу, как показало время, не удалось.

Курынинская идея обновления корпуса тверских главврачей была вполне логичной. Действительно, многие из них откровенно засиделись на своих местах, что называется, выработались. Для качественного обновления здравоохранения нужны свежие силы, готовые к переменам, экспериментам, новому взгляду на застарелые проблемы. Оставить все и всех на прежних местах означало неминуемый провал любых реформ. Однако затеивать вражду сразу со всеми – очевидная глупость. Прежде чем выстраивать наступательные маневры, следовало взвесить общественное мнение и оценить силы потенциального противника. Среди возможных объектов для борьбы логичнее было выбрать крепких союзников. Ими, на наш взгляд, должны были стать наиболее опытные руководители ЛПУ, снискавшие безупречную репутацию.

К примеру, к числу таких союзников смело можно было бы отнести главврача Центра имени Аваева Каринэ Конюхову, которая руководит своей клиникой без малого 30 лет. За эти годы она умудрилась из рядового кожвендиспансера создать многопрофильный современный медицинский центр, занимающийся актуальными, социально важными вопросами сохранения здоровья. Индивидуальный творческий подход к реорганизации клиники чувствуется во всем – от глобальных европейских подходов лечения и реабилитации онкологических больных и носителей ВИЧ-инфекции до дизайнерских мелочей в убранстве интерьеров. Профессиональная репутация Конюховой настолько безоговорочна, что мысль воевать с ней могла прийти в голову только мало понимающему в политике человеку. Один факт того, что Каринэ Александровна является доверенным лицом президента В. Путина в Тверском регионе, должен был как-то охладить горячий пыл реформаторов.

Ан нет. Роману Курынину и его команде пришелся по нраву уютный и оснащенный медицинский центр в самом сердце Твери, который, как мы полагаем, можно было реорганизовать и использовать в других, более выгодных для себя самих, целях. В итоге противостояние между минздравом и администрацией Аваевского центра перешло в отрытую войну, сопровождающуюся судами, громкими разборками и открытой нетерпимостью сторон. Каринэ Конюхова не только умело отбивалась от регулярных рейдов минздрава, но и объединила вокруг себя всех остальных опальных главврачей, создав мощный общественный резонанс «инновационной» работы  команды нового министра. Кто в итоге победил – мы все увидели 17 мая сего года.

 

От Виталия Синоды ждут конкретных шагов

Пришедший на смену Роману Курынину доктор наук Виталий Синода – человек другой категории, крепкий местный управленец, прекрасно знающий истинную ситуацию в регионе, лично знакомый со всеми представителями медицинской элиты. По мнению экспертов, главное его преимущество в том, что он свой. Однако можно ли этот факт оценивать столь однозначно?

Безусловно, сегодняшнее здравоохранение губернии требует коренных перемен. Оставить имеющуюся ситуацию без новых реформаторских решений означает окончательно похоронить последние надежды на прогресс. Нужны и кадровые перестановки, четко назрела необходимость обновления и омоложения в рядах главврачей, которые задают тон и формируют тенденции в отрасли. Однако махать шашкой и рубить сплеча, как мы видим по прежним обстоятельствам,  не вариант. Нужен точечный подход, взвешенный анализ и решительные действия. Хочется верить, что Виталий Синода понимает это и готов к переменам, что в его планы не входит спустить все на тормозах. В качестве совета рекомендуем новой команде минздрава опираться при анализе работы отдельных ЛПУ не на внешнее впечатление, а на реальную ситуацию внутри больниц и диспансеров. Истинную оценку работы главврача могут дать только его подчиненные, которые знают «изнанку» и могут аргументированно сопоставить внешние и внутренние факторы.

На публике руководитель больницы частенько предстает прогрессивным новатором и созидателем, а на самом деле является фальсификатором, деспотом и самодуром. И, поверьте, такие персонажи у нас в Твери имеются, нужно только повнимательнее присмотреться и пообщаться с врачами и медицинским персоналом, который не станет утаивать правду.

Но в первую очередь Виталию Синоде нужно сформировать управленческий аппарат минздрава, выбрать толковых заместителей и руководителей ключевых направлений. Курынинская компания тут же разбежалась, как только сняли министра. Мне лично искренне жаль первого заместителя министра Аллу Соловьеву. На нее «повесили всех собак» и сделали чуть ли не главным виновником неумелой политики предыдущего руководства. А ведь она была одна из немногих, кто реально знал болевые точки сегодняшнего здравоохранения. До заместительства Алла Валентиновна весьма успешно руководила лечебным сектором минздрава. Увы, ей не повезло идти под флагами шальной компании варягов, желающих выжечь все на корню. В других бы ситуациях и при ином подходе фигура госпожи Соловьевой выглядела бы совершенно иначе.

Сегодня после всего случившегося минздраву очень не хватает опытных и деятельных управленцев, умеющих высказать свое мнение и при этом четко владеющих ситуацией. Прошло два месяца, а чего-то очереди на замещение вакантных должностей в управлении минздрава пока не видно. Это тоже о многом говорит…

Антон ЦЕПЛЯЕВ

98 0
Лента новостей
Прокрутить вверх