Париж и Тверь. Как исследовали российско-французские отношения в Тверской области

11.07.2017, 15:43

С 4 по 7 июля в Тверской области прошла летняя школа для студентов, аспирантов и молодых исследователей, посвященная российско-французским культурным отношениям. Ученые читали лекции и осматривали достопримечательности Твери, Торжка и других населенных пунктов Тверской области. Мероприятие провели совместно Тверской государственный университет, университет Новая Сорбонна – Париж 3 и Российский государственный гуманитарный университет. О летней школе «Каравану» рассказал доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы Александр Сорочан.

Франция как образец

– Подобные летние школы мы проводим с 2014 года. Первая была организована также совместно с Сорбонной, вторая – с польским университетом Иоанна Павла II (Краков). Молодые исследователи слушают выступления маститых коллег, но при этом делают собственные доклады. Это хорошая возможность для них получить рекомендации при обсуждениях. Здесь присутствуют и студенты, и магистранты, и аспиранты, и исследователи, уже защитившие диссертацию.

– Почему была выбрана именно французская тематика?

– Основная тема всех школ – вопрос идентичности: как мы понимаем себя, как понимаем других, то есть в первую очередь национальная проблематика. Например, как поляки видят русских, а русские видят поляков. Французская культура, начиная с XVIII века, была образцом для России и оказала колоссальное воздействие на всю систему ценностей. Это влияние немного спало в ХХ веке, хотя еще оставался ориентир на Францию как на мерило вкуса. В ХХI веке все уже немного сложнее, вмешиваются политические контексты, но все равно Франция сохраняет свои позиции. Поэтому неудивительно, что в разговоре «я и другой» мы обращаемся именно к французской традиции.

– Сейчас у России достаточно напряженные отношения с европейскими странами, не мешает ли это при организации летних школ?

– Мы вне политики в данном случае, поэтому никаких проблем не возникает.

– Заметила, что многие темы очень актуальны…

– Да, в этом году у нас был жесткий отбор докладов. Раньше было больше студентов, сейчас упор делается больше на магистрантов и аспирантов. Мы старались подбирать доклады, которые как-то взаимодействуют с современностью. Например, доклад о «Маленьком принце» в русских переводах. Произведение Экзюпери по юридическим причинам не может быть напечатано в новом переводе (лицензия на это принадлежит одному из издательств.– Прим. авт.). Поэтому важно обсуждение конкретно этой проблемы и переводов классики вообще.

– Некоторые доклады, кроме научной актуальности, характеризуются тесной связью с современностью. Например, тема французской революции – сейчас в России также все говорят про революционные настроения. Один из докладов посвящен «Делу Дрейфуса» – очень актуальная тема шпионажа…

– Это уже во многом молодежный взгляд. Исследователи сами выстраивали эти темы, видимо, потому что им самим это интересно.

 

Есть ли перспектива у научного туризма?

– Помимо научных выступлений и обсуждений, участники летней школы посещают туристические места. Можно сказать, что это хороший формат для развития «научного туризма».

– Да, мы каждый год возим участников летней школы в наиболее яркие места Тверской области. В этом году мы посетили Домотканово, усадьбу Валентина Серова, Императорский дворец, Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, усадьбу Знаменское-Раек. В каждом из объектов мы ищем связь с Францией, например, Серов – импрессионист, а это течение возникло именно во Франции, и т.д. В принципе, при наличии финансирования это действительно можно было бы превратить в полноценный научный туризм. Тем более в Твери не один университет. В прошлом, кстати, у нас на летней школе были представители ТвГТУ и ТГМУ.

– А иностранные студенты посещают летние школы?

– В этом году, к сожалению, не получилось. Финансовые условия стесненные и с нашей, и с французской стороны. А в прошлый раз у нас было достаточно много студентов и аспирантов из Польши. Поляки, кстати, побывали с нами в Старице: сначала они пришли в ужас от того, в каких условиях живут люди, но перед отъездом уже рассуждали о том, какие там замечательные люди, какая прекрасная страна и т.д. 

 


 

«Ученые во Франции говорят элегантно, так же как и одеваются»

Александр Федорович Строев, профессор кафедры сравнительного литературоведения Университета Новая Сорбонна Париж 3:

– Это наше второе совместное мероприятие. Я очень люблю форму летних школ. До этого я уже организовывал немного в другом формате что-то подобное в Вологодской области.

– Насколько важно научное сотрудничество между университетами разных стран?

– Это важно, потому что подходы совершенно разные, разный научный язык, другая методология. Причем важно именно сейчас, так как многие студенты стараются перехватывать понятия, идущие от западной науки, но это иногда вырастает в какие-то странные кальки. Нужно восстановить нормальное, человеческое литературоведение, которое основано не только на теории, хотя и она очень важна. Ценно то, что здесь собираются и общаются в неформальной манере студенты, аспиранты, доценты, профессора. Это помогает, например, сейчас я слышал доклады лучше, чем два года назад. Они сложнее, профессиональнее, люди меньше стали прятаться за теорией, появились интересные подходы.

Кстати, после предыдущей летней школы студентки, нынешние аспирантки ТвГУ побывали в Париже, им это во многом, думаю, помогло. Было бы еще больше пользы, если бы они перед поездкой подучили французский язык. Но в любом случае они смогли посмотреть, как преподают во Франции, конечно, они были там всего месяц, но этого достаточно, чтобы получить определенный опыт.

– А сильно система преподавания во Франции отличается от российской?

– Все системы преподавания отличаются: французская, английская, американская, русская, немецкая. Нет общеевропейской системы образования, хотя есть более или менее похожие структуры. Подход научный другой, другой научный язык, другая манера общения. Например, французский научный язык построен на том, что люди говорят очень элегантно, так же как и одеваются. А в России научные работы тяжеловесные, язык достаточно корявый, а если писать красиво – это уже не наука.

– Как внешнеполитические отношения сказываются на культурных связях?

– Я думаю, что у России нет никаких проблем с европейскими странами. У руководства нынешней России, выбранного демократическим путем, есть некая политическая линия, которая не совсем соответствует политике европейских стран и США. Но этот вопрос не имеет ни малейшего отношения ни к России вообще, ни к европейским странам, а уж тем более к общению между людьми. Если вам француз скажет, что вы – красивая девушка, вряд ли вы вспомните о политических разногласиях.

 


 

Подготовила Екатерина СМИРНОВА

78 0
Лента новостей
Прокрутить вверх