Тверской туризм без купюр

14.02.2017, 13:45

Туризм с душком

В усадьбе Рябушинских кто-то продолжает жить на свой страх и риск

Вышний Волочек с точки зрения туристической привлекательности

 

В Тверской области собираются развивать туризм, но пока все сводится к разговорам. На практике же гостей стыдно везти в наш регион, причем даже в прекрасные древние города. Недавно журналисты «Караван+Я» добрались до Вышнего Волочка, чтобы объективно оценить его туристическую привлекательность.

В 2017 году Вышний Волочек празднует 580-летие. Обычно к круглым датам города начинают приводить в порядок. Но пока в городе тишина. В свое время Волочек вообще входил в число исторических городов России. Но при таком статусе ничего нельзя сносить, новые здания можно строить только с проведением археологических раскопок, поэтому нашлись люди, которым это мешало. Как нам стало известно, во время руководства Марка Хасаинова город лишился своего исторического статуса, чтобы можно было продавать земли под застройку.

Тогда Вышний Волочек омолодили до 1471 года. Хотя 1437 год – дата первого литературного упоминания, которая ни у кого никогда не вызывала сомнений, но со временем про нее забыли.

Мы проинспектировали исторические места города, которые могли бы привлекать тысячи туристов и приносить миллионы рублей в бюджет. Но пока здесь только, извините, дерьмо – в прямом смысле этого слова.

 

УСАДЬБА РЯБУШИНСКИХ, БОБРЫ И КАНАЛИЗАЦИЯ

Усадьба Рябушинских находится на окраине Вышнего Волочка. Она была построена в начале ХХ века в стиле модерн. Ее также называют дачей Рябушинских. Путь к ней ведет через фабричный городок, возведенный купцом Павлом Рябушинским, владельцем первого текстильного производства в Вышнем Волочке.

В свое время москвичи хотели выкупить эти территории, создать здесь полноценный дом отдыха. Но в этом месте проходит городская канализация, летом от нее просто не продохнуть. Естественно, о базе отдыха не могло быть и речи. Также эту усадьбу хотели перевезти в Удомельский район, чтобы создать музей. (Когда-то там находился еще один дом Рябушинских в Тверской области, он впоследствии сгорел.) Но и от этой идеи отказались.

Слева от дороги мы видим ту самую канализационную насосную станцию (КНС), которая когда-то подпортила судьбу этой территории. Рядом с усадьбой болото. Раньше на его месте был парк, но местные бобры постарались, и образовалась топь – теперь все, что течет с КНС, застаивается здесь. Запашок тот еще.

Сам дом Рябушинских находится на пригорке. Это потрепанное двухэтажное здание с разбитыми окнами и разрушенным фасадом. Но красоты оно не потеряло, сохранились резные детали, деревянные шпили на крыше, печные трубы готической формы. Это редкий пример купеческой усадьбы в стиле модерн, особенно для Тверской области. Тем более что здание сохранилось практически полностью, его все еще можно использовать, даже в музейных целях.

Справа от усадьбы находятся флигели, где до сих пор живут люди. Один флигель недавно пытались ремонтировать, здесь даже вставлены пластиковые окна, которые на общем фоне смотрятся немного дико. Второй более покосившийся, на его крыльце мирно курит бабушка, с любопытством поглядывая в нашу сторону.

Над старинной деревянной дверью висит черная табличка с надписью: «Инкубаторно-птицеводческая станция». В советские времена в подвале дома действительно располагалась птицефабрика, а на первом и втором этажах были квартиры ее работников.

В парадном вестибюле холодно и темно. Справа лежит куча песка, судя по всему, в целях противопожарной безопасности. На стенах висят почтовые ящики для 11 квартир. Потолок здесь рушится вовсю, к стене приставлен лист фанеры, упавший сверху. В потолке огромная дыра, под которой стоит маленький металлический тазик. Здесь еще сохранились аутентичные двери со стеклянными вставками с орнаментом из разноцветных стекол в стиле модерн.

На первом и втором этажах расположены жилые квартиры. Хозяевам уже давно должны были дать квартиры по программе переселения из аварийного жилья, но этого до сих пор не произошло – местные жители предполагают, что здесь прописано слишком много людей, что и вызывает проблему. Заходим в пустующую квартиру на первом этаже. Среди кучи брошенных бывшими хозяевами вещей можно рассмотреть уникальность этого дома: старинный камин, сейчас заложенный кирпичами; потолки, украшенные резьбой; старинный паркет. Рядом с этой брошенной квартирой – жилая. На первом этаже находится уникальная, сохранившаяся кафельная ванная комната, но она заперта.

На второй этаж ведет старая деревянная лестница с резными перилами, она тоже сохранилась, хотя видно, что ее не раз перекрашивали во всевозможные цвета. На лестничной клетке также сохранилось окно и паркет. На втором этаже расположена жилая квартира. Мы хотели пообщаться с местными жителями, но их не оказалось дома. В остальную часть здания, к сожалению, не попасть. Двери либо заперты, либо не открываются из-за обвалившегося потолка.

За домом стоят небольшие сараи, здесь местные жители хранят дрова – отопление в доме печное. С этой стороны здания виден недавно восстановленный балкон, видимо, жильцы до сих пор им пользуются. Здесь, несмотря на мороз, уже чувствуется неприятный запах. Он идет от канализации, еще картину портит теплотрасса и ТЭЦ. Говорить о доме отдыха сложно, пока не уберут все эти «прелести».

Напротив входа в дом виднеется здание общежития для рабочих, построенного в готическом стиле, издалека оно смотрится очень красиво. Сейчас от него осталась только одна стена, но приезжающие туристы до сих пор приходят в восторг, развалины напоминают скорее католический собор, а не общежитие.

Собираясь уезжать, мы встречаем на дороге мужчину в зеленой куртке, выгуливающего собаку.

– В этом доме прописано много человек, а жилых две квартиры, – рассказывает нам Александр. – На втором этаже женщина редко приезжает, а на первом мой свояк живет, он здесь вырос. Условий там никаких. Туалет на улице. Воды нет, раньше была колонка, теперь воду из города приходится возить. Парадоксально, что во времена Рябушинских в доме была и вода и канализация, сейчас – XXI век, а нет ничего.

 

В ДОМЕ ФУРЦЕВОЙ ТУСУЮТСЯ НАРКОМАНЫ

Дом Фурцевой построен в 1906 году. Здание крепко стоит, но вот внутри – мрак

Всю территорию вышневолоцкого «фабричного городка» не мешало бы поместить под охрану. Туристы, приезжая сюда, восхищаются: здесь практически полностью сохранилась архитектура и планировка района. Тем более фабрика Рябушинских была уникальна своими условиями для рабочих: дома, общежития с ванными и канализацией, детские сады, школы. Это было первое производство, где рабочим предоставляли полный соцпакет.

Сохранилась на улице Максима Горького фабричная столовая из красного кирпича, сейчас в этом здании жилой дом. Дальше улица занята небольшими деревянными двухэтажными домами, где раньше жили рабочие. Они и сейчас заселены.

Здесь также стоят огромные трехэтажные казармы, красная и белая. Красная построена в 1906 году, в советское время она стала общежитием «Юность». Именно в этой казарме провела детство железная леди Советского Союза, министр культуры Екатерина Фурцева. Сейчас это заброшенный дом, у входа под лестницей валяется мусор. Рядом с ним лежат десятки платежек за свет, которые усердно доставляют почтальоны. На одной квитанции стоят чьи-то кеды. В общем, это типичные городские руины, где «тусуются» наркоманы, курят подростки, жители выкидывают мусор, а еще оно приобрело функцию общественного туалета. Здесь стоит едкий аммиачный запах, хоть топор вешай.

Окна в этом здании еще сохранились, недавно тут жили люди. Говорят, что до сих пор здесь обитает несколько жильцов.

А вот белая казарма в худшем состоянии, без окон и дверей, но само здание крепкое.

В принципе, их еще можно восстановить. Практика реставрации таких зданий есть в Питере, но этот город охраняется ЮНЕСКО, а Вышний Волочек охраняют разве что местные активисты.

 

ЗА РЕМОНТ ТОРГОВЫХ РЯДОВ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ СРОК

Торговые ряды прямо в самом центре города рушатся на глазах

Центр Вышнего Волочка исторически красив, с сохранившимися фасадами. Но некоторые из них местные предприниматели все-таки смогли уничтожить. Например, дом Сухановых обшили серой и невзрачной плиткой. На все возмущения краеведов в областном комитете охраны памятников нашелся ответ: здание не является памятником архитектуры, хотя на самом деле этого статуса оно лишилось из-за того, что однажды были перепутаны адреса и под охрану попало здание напротив.

Наконец мы приближаемся к главной гордости Вышнего Волочка – Торговым рядам. Это единственных объект из всех, что мы посетили, который имеет официальный статус памятника архитектуры. Их начинали строить еще в XVIII веке, но закончили только в XIX, поэтому дату постройки относят к последнему. Здесь когда-то торговали купцы, ремесленники, местные жители. Своего рода «старинный супермаркет».

Торговые ряды №2 сейчас разрушаются из-за отсутствия крыши. В свое время здесь начинали делать крышу по программе реставрации, но сделали только половину. Поэтому сейчас кирпичи размывает от дождей и тающего весной снега, арки и своды разрушаются. А железные листы с «половинчатой» крыши уже срывает. Однажды такой лист почти полностью снесло ветром, он остался висеть «на ниточке» прямо над тропинкой, где ходят местные жители. Прибивать его на место администрация отказалась: памятник архитектуры, и это запрещено. В итоге лист все-таки сняли, но теперь на этом участке из-за текущей крыши рушатся колонны.

Если сейчас сюда и вести туристов, то им придется любоваться не только на старинную, пусть и разрушающуюся архитектуру, но и на вполне современные кучи мусора и граффити на стенах.

Торговые ряды №1 все еще действуют. Здание, конечно, обшарпанное, но пока держится. Хотя в некоторых местах начали обрушаться и плесневеть своды. В Торговых рядах располагаются разные магазинчики: от мясных до цветочных и дачно-огородных. Наверное, только в России в здании XVIII – XIX веков может располагаться магазин «Три поросенка», а не картинная галерея, музей или что-то подобное.

Кстати, напротив установлена интересная остановка с красивыми арками и витыми элементами. С ней связана смешная история: ее смонтировали для съемок фильма «Огни большого города», а потом администрация отчиталась, что она, видите ли, сделана ко Дню города, как подарок горожанам.

Со двора эти Торговые ряды выглядят плачевнее, здесь тоже все начало разрушаться. Одна из колонн обвалилась, ее взялся восстанавливать местный предприниматель, чтобы здание не обвалилось совсем. Рабочие сложили новую колонну. В итоге на бизнесмена завели уголовное дело… Так что статус памятника архитектуры в данном случае еще и мешает зданию. После этого случая уже ни один бизнесмен не будет что-то ремонтировать и восстанавливать. А общество охраны памятников истории и культуры не обращает внимания на эти объекты, тем более что в федеральной собственности по всей России таких тысячи. Исторические здания, находящиеся в частной собственности, в Вышнем Волочке рушатся – их восстановление владельцам обойдется слишком дорого. Например, дом Тыртовых стоит в полуразрушенном состоянии, а на фасаде висит растяжка: «Продаю».

 

НА ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ ВОНЯЮТ РУЧЕЙКИ

Раньше тут, очевидно, жили рабочие с фабрики

Мы подходим к набережной Вышнего Волочка. Здесь стоят здания, которые в 1780 году построил архитектор Никитин, он же построил Путевой дворец в Твери. Это еще одна визитная карточка Волочка. Одно из зданий уникально – над ним возвышается пожарная каланча. Пока мы ее рассматриваем, из окна второго этажа выкидывают песок. Мы так и не поняли, с какой целью это делалось, лишь убедились, что Волочек – удивительный город.

Сейчас в этих зданиях располагаются административные ведомства. Например, казначейство здесь находится с 1780 года и по сегодняшний день.

Чуть дальше располагается Путевой дворец, где останавливалась Екатерина Великая. В свое время его переделали, появились пристройки. Сейчас тут находится школа. Раньше рядом были Дворцовая площадь и городской сад, хотя сейчас его так назвать сложно. Скорее это просто небольшой, заросший деревьями и кустами участок. Школьники катаются на лыжах по тропинкам. Заросли здесь недавно вычищали, об этом свидетельствуют костры из веток, которые горят прямо на набережной.

Если пройти немного в глубь этого «сада», сильно ощущается неприятный запах, который уже, кажется, преследует нас. Канализация здесь течет в открытую. Чем ближе подходишь, тем сильнее вонь от этих ручейков.

В Волочке еще много мест и зданий, про которые можно рассказывать. К примеру, здесь есть уникальное здание, выстроенное в форме самолета – стиль конструктивизм. Это единственное здание в России подобной формы, но оно тоже заброшено.

 

P.S. Вот вам яркий пример туризма в Тверской области: развалины, мусор, граффити, запах канализации. Что делать туристу в этих местах? Хотя небольшие группы город все-таки притягивает, летом сюда приедут 50 художников из США, ведь Вышний Волочек известен среди художников: здесь писали Репин, Левитан, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля и т.д. Но местным экскурсоводам приходится краснеть перед туристами, которые искренне не понимают, почему в России все так. В Европе такие объекты уже давно бы восстановили, и дело не в патриотизме, а в бизнес-потенциале этого города. На зданиях с красивой историей можно зарабатывать. Пока в Тверской области ведут беседы о туризме, читают отчеты, создают министерства, наша собственная «Русская Венеция» утопает в дерьме. Пожалуй, стоит взять комментарий у чиновников, отвечающих за развитие туризма, – у президента Ассоциации туризма Тверской области Ирины Шереметкер, министра туризма Ивана Егорова. Следите за нашими публикациями.

Екатерина СМИРНОВА

23 0
Лента новостей
Прокрутить вверх