Сосны шумят

24.02.2016, 09:18

Губернатор Шевелев решил уничтожить Конаковский бор?

Конаковский бор рискует повторить судьбу Бобачевской рощи в Твери. Пока сценарии идентичны. Особо охраняемая природная территория регионального значения была признана таковой еще в 1986 году. В 1993-м Совет народных депутатов Конаковского района принял решение о корректировке и расширении границ памятника природы! Вдумайтесь – это в лихое время, когда лес мог воровать каждый второй. Все вроде очевидно, вот лес – памятник природы, вот документ, подтверждающий это

 

В 2007–2008 годах на средства жителей Конакова кафедра экологии ТвГУ провела экологическое обследование. В 2009 году был подписан паспорт ООПТ «Лесопарк Конаковский», но границы так и не были внесены в кадастр, а значит, и паспорт не имел законной силы. Все эти годы общественность города пыталась добиться установления границ и внесения их в кадастр, но тщетно. И вдруг в 2015 году стало известно, что проводится новое экологическое обследование, делается проект нового паспорта и границ. Казалось бы, радоваться, но все оказалось не так просто.

 

ОСТАВИЛИ МЕСТО ДЛЯ КОТТЕДЖЕЙ?

 

Печальный опыт Бобачевской рощи показал, что все советские законы и постановления о памятниках природы, по сути, недействительны, если нет утвержденных кадастровых границ. Кроме того, закон №108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» позволяет снизить или вовсе исключить ценность любого памятника природы и скорректировать границы, например, в пользу администрации (или бизнеса). Этот закон был принят еще при Зеленине. Строительство особняков, вывоз леса, захват прибрежных территорий – все это было. Однако новому правительству во главе с Шевелевым удалось не только не уронить знамя, но и приумножить свои амбиции относительно природных ресурсов. Замахнулись на самые, казалось бы, защищенные территории. Пример с Бобачевской рощей – попавшим под застройку единственным зеленым островом в округе – показал, что ключик к заповедному замку найден.

Кадастровые работы по установлению границ «Лесопарка Конаковский» проводила землеустроительная фирма ООО «Независимость». Она раскроила бор на прямоугольники, вычленив из него приличный кусок леса и всю прибрежную зону вдоль реки Сучок.

– Бор раскроили абсурдно. Предлагаемые границы ООПТ учитывают что угодно, только не сохранение природы. Крупные вычлененные куски леса, из них несколько небольших и явно предназначенных под застройку, несовпадение границы ООПТ с береговой линией Иваньковского водохранилища и, как апофеоз, две прямые линии, безжалостно разрезающие лесной массив в 98-м квартале, как будто деревья, мхи, животные и птицы растут и селятся в природе по абсолютно прямым линиям. Вот сосна в ООПТ, а в 50 сантиметрах от нее – уже не ООПТ, – негодует координатор Конаковского районного экологического клуба Алла Фомина.

Отчет о проделанной работе был сдан 29.07.2015 года. А 16 июля того же года ООО «Независимость» вступила в стадию ликвидации. Ее нанимала администрация Конакова, очевидно, с разрешения или приказа областных чиновников. В итоге ни странная судьба землеустроительной фирмы, ни абсурдные границы памятника природы не смутили никого из высоких кабинетов. А 27 октября правительство области издало проект постановления за подписью Шевелева об утверждении паспорта памятника природы регионального значения «Лесопарк Конаковский». Документ был направлен в Минприроды Тверской области, он, в общем-то, и спровоцировал негодование конаковцев.

 

НА КОГО РАБОТАЮТ БИОЛОГИ ИЗ ТВГУ?

 

На этот раз экологические обследования Конаковского бора проводил биофак ТвГУ, нанятый все той же «Независимостью». В своем многостраничном отчете биологи утверждают, что бор – памятник природы и достопримечательность Конакова – нужно усиленно охранять. В то же время указана завуалированная возможность вырубки леса, если это вырубка санитарная или рубка ухода. Про санитарную вырубку мы неоднократно писали («Лес рубят, а головы не летят» – «Караван», №1000 от 03.06.2015) – под видом борьбы с короедом-типографом можно валить здоровый лес гектарами. Достаточно провести нужную лесопатологическую экспертизу, и пилы у лесорубов автоматически расчехляются. В отчете биофака в главе 7, пункте 3 «проблема экологической реабилитации территории» есть четкая рекомендация по проведению лесопатологический экспертизы и устранения последствий массового поражения ели короедом-типографом. Т.е. вырубка строевого леса в Конаковском бору может случиться в любой момент по прихоти чиновника-короеда.

Подписи под отчетом поставил не только декан биофака Светлана Дементьева, но и ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский. Они от комментариев отказались. Но на самом биофаке были удивлены межеванием и губернаторским проектом Конаковского бора. Биологи оправдывались, возмущались, мол, обследование проводили, но не думали, что ООО «Независимость» отрежет от ООПТ приличные куски не только со старым стадионом, но и с прибрежной зоной, гектарами леса, ведь это противоречит их экологическому отчету. Действительно, это так, если не вдаваться в детали с лазейкой под названием «лесопатологическая экспертиза», экологический отчет биофака не снимает с бора природоохранной ценности, но он входит в проектный отчет по установлению границ «Лесопарка Конаковский», сданный «Независимостью».

Биологи не могли не знать преамбулу. Чуть ли не с первого абзаца администрация Конакова устами «Независимости» говорит о правильном использовании и развитии территорий – этим они явно намекают на обесценивание частей «Лесопарка Конаковский», ведь в бору находится полузаброшенный стадион, который при СССР активно использовали, проводили легкоатлетические соревнования и футбольные матчи. А восстановить его, по мнению чиновников, задача стратегическая. Конечно, сюда приплели и рекомендации Российского футбольного союза по пропаганде футбола накануне домашнего чемпионата мира и вообще желание видеть людей спортивными и счастливыми.

Но за всей этой идеологией прослеживаются задачи оттяпать дорогой земли с живописными видами, ведь помимо мыса с заброшенным стадионом и спортивной инфраструктурой, унаследованной от СССР, землеустроители отделили дополнительные гектары леса и берег реки Сучок.

Удалось узнать еще одну пикантную подробность. Вроде бы ООО «Независимость» наняла биофак, но денег так и не заплатила. Интересно, как бы повели себя биологи, если бы получили гонорар? Стали бы переделывать комплексное экологическое обследование с бОльшим уклоном в пользу чиновников из Конакова? Или отказались бы от любых комментариев?

Вопрос с оплатой не решен до сих пор. То ли насчет денег не договорились, то ли биологов действительно кинули. Впрочем, сочувствовать биофаку я бы не стал, ведь именно они проводили экологическое обследование Бобачевской рощи. И вместо того, чтобы способствовать расширению границ памятника природы и посадке новых сосен на пустыре, биологи позволили зажать памятник природы в бетонные клещи убогих многоэтажек с клеймом тверского ДСК.

 

БОЛОТО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

 

Помимо биофака комплексными экологическими обследованиями природных территорий занимается экологический центр при ТвГУ. Директор центра Александр Сорокин рассказал, что сегодня активно развивается так называемое частно-государственное партнерство и чиновники решают далеко не все:

– У нас тысячи неисследованных природных территорий, для этого нужны миллиарды, для начала хотя бы несколько миллионов, а у Минприроды нет и таких денег. Сегодня область ищет ответственные экологические компании для привлечения дополнительных инвестиций на исследования и содержание природных территорий, но в то же время удовлетворяются и интересы компании-инвестора. К примеру, есть торфяное болото на ООПТ. Оно хранит чистоту и полноводие рек, дарит нам клюкву и морошку, а как место обитания редких биологических видов оно бесценно с точки зрения эколога. Но для обывателя или чиновника не представляет никакой ценности. Зато для бизнесмена – это торфяная залежь или место прокладки трубопровода. В Минприроды запускают процедуру корректировки границ таким образом, чтобы вычленить из ООПТ это болото, при этом в другой части к ООПТ присоединяется равный по площади кусок леса или иного болота. Но, поскольку всю компанию оплачивает инвестор-торфоразработчик, он фактически и нанимает любых землеустроителей и любые экологические компании для экспертной оценки. Кусок земли вычленяется и продается либо сдается в аренду, и, по идее, на вырученные средства должны содержаться природные территории Тверской области. Конечно, бывают и накладки – есть и необъективные экологические компании и ученые, которые могут написать любое заключение в угоду инвесторов, при этом природа страдает.

После этих слов невольно задумаешься, а действительно ли все упирается только в амбиции администрации Конакова, правительства Тверской области и минприроды? Может быть, есть человек или экономический субъект, заинтересовавший кого-то из чиновников, например, главу администрации Конакова Олега Шаталова, а может, и самого Шевелева? К слову, представители, конаковской администрации сами проговорились как-то журналистам, что у них в планах построить близ города что-то вроде спортивно-развлекательного комплекса на месте старых советских аттракционов и спортплощадок, а также восстановить стадион. Хотя в 2007 году экологи четко объяснили чиновникам, что бор этого не выдержит. На месте советских аттракционов давно стоят крепкие молодые сосны, экосистема потихоньку восстанавливается, а с учетом ее чрезвычайной хрупкости при антропогенных нагрузках современного города буквально каждое дерево на счету.

 

ЧИНОВНИКИ ПРИКИНУЛИСЬ ОВЕЧКАМИ

 

Схема с Конаковским бором позволяет обесценивать любые природные территории в Тверской области. Такая практика может перехлестнуться на другие участки: лес, река, болото – неважно. Нет паспорта границ – значит, у областных чиновников есть возможность под прикрытием создания этого паспорта оттяпать себе кусок пожирнее, а потом выгодно продать или сдать в аренду. Даже если границы есть, то их всегда можно скорректировать, в вышеупомянутом законе об этом сказано прямо.

Недавно в «Тверских ведомостях» появилась заметка «Уникальные болота Тверской области нашли своего покровителя», где довольно подробно рассказано, как на четырех государственных природных заказниках регионального значения, расположенных в Кувшиновском и Селижаровском районах: «Болото Чистик», «Болото Глоденское», «Болото Мясковский Мох» и «Болото Мох Мшана», – появилась «смотрящая» компания ООО «Домостроительный комбинат «САТОМ». На этих болотах можно встретить представителей флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу РФ и в Красную книгу Тверской области.

Так вот этот ДСК по договору с областью и минприроды будет добывать в болотах торф и сапропель и делать из него экологически чистое удобрение. При этом компания будет охранять уникальную флору и фауну заказников. В Интернете можно легко найти ООО «ДСК «Сатом»», фирма из Брянской области с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Основные виды деятельности – лесозаготовка и производство пиломатериалов, шпона, фанеры, плит, панелей. Ни слова об удобрении.

Как бы не вышло, что под прикрытием добычи торфа эти «меценаты» не вырезали гектаров 100 леса – так, для подвода коммуникаций. Ясно, что через свои СМИ область пытается приодеть новую схему по сдаче природных ресурсов «экологически порядочным» фирмам в белоснежную овечью шкурку. Правда, зубки то от бензопил никуда не спрячешь. Не удивлюсь также, что это брянское ДСК окажется корнем одного дерева с московско-тверским ДСК. Если так, то здесь, возможно, не обошлось без прямого губернаторского лоббирования.

 

ДЫРЫ В ЗАКОНЕ – ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

 

Вернемся к Конаковскому бору. Я расспросил кучу знакомых и все-таки сумел найти эколога, участвовавшего в заказных экспертизах. Специалист согласился помочь на анонимных условиях:

– Когда у кого-то (властей или частного лица) возникает желание приватизировать или как-то использовать ООПТ, то сразу вступается природоохранная прокуратура, но тут же выясняется, что эта территория не совсем уж и охраняемая, не имеет утвержденных границ и не поставлена на кадастровый учет и как следует не изучена. Закон №108-ЗО развязывает руки. Конечно, природоохранная прокуратура может направить бумаги в суд, а суд обязует минприроды провести экспертизу. Заинтересованное лицо финансирует эти работы, по итогам которых добивается нужного для себя заключения и получает землю через новые или измененные кадастровые границы. Перед подписью губернатором паспорта с новыми границами проходят слушания в комиссии по ООПТ при областной администрации. Как правило, там все лояльны: дают нужную оценку и все подписывают. Бывали случаи, когда из состава комиссии выводили экологов, выступающих против передачи земли спонсорам, чтобы сделка в итоге не сорвалась.

Прорехи в природоохранном законодательстве Тверской области помогают обходить федеральные законы. И, по сути, закон №108-ЗО противоречит сам себе и здравому смыслу. Велика роль ученых, решивших взять на совесть сей грех. Они идут на поводу у власти и инвесторов-расхитителей. По всей видимости, подобные хитроумные схемы с землей – результат договоренности властей, бизнеса и некоторых псевдоэкологов.

Чтобы действие федеральных законов распространялось на региональные ООПТ и запрещало корректировку границ и передачу земель частным инвесторам, нужно либо менять статус региональных ООПТ на федеральные, либо расширять зону действия федерального закона.

Сами слушания по новым границам Конаковского бора проходили несколько в ином формате, нежели Бобачевские слушания. Здесь не было ни подставных лиц в виде работников ДСК, ни олицетворения зла в виде минприроды, ни громких скандалов. Чиновники из Конаковской администрации попытались максимально сгладить углы и поддакивали разгоряченным жителям, советуя идти со своими предложениями во все инстанции. Народ выпустил пар, а чиновники вроде остались при своих, удерживая взрывоопасный баланс, будто они нейтральные судьи, а не одни из участников этого лесного гамбита. Тем не менее жители написали обращение в минприроды с возражениями по новым границам.

– В рамках процедуры публичных слушаний, до 8 февраля, конаковцы приносили в администрацию города подписи против урезанных границ бора и разрешения строительства в нем. Для Конакова собрано рекордное количество подписей – около трех тысяч. Эти подписи вместе с протоколом публичных слушаний в установленный срок городская администрация направит в минприроды Тверской области. Их должна рассмотреть комиссия по ООПТ при губернаторе области, а также Государственная экологическая экспертиза. Будет ли учтено мнение конаковцев? – задается риторическим вопросом Алла Фомина.

Конечно, письма в тверские инстанции – это неплохо. Но, если чиновники сами замешаны в этом лесном переделе, они вряд ли остановятся и спустят все на тормозах. А потом сделают на «законных» основаниях так, что Шевелев или его преемник подпишут постановление о новых границах. Судя по губернаторскому проекту, это должно случиться летом этого года. Тем не менее защитники бора подстраховались, они готовят петицию президенту, ведь в таком положении оказался не только Конаковский бор, но и многие ООПТ по стране. Активисты также подключат депутатов Госдумы, способных умерить аппетиты конаковских и областных чиновников, а также бизнесменов неясного происхождения. «Караван» следит за развитием событий.

Павел КИРИЛЛОВ

20 0
Лента новостей
Прокрутить вверх