К 15:00 дошли только до буквы «Г»

03.11.2015, 14:41

В Твери прочитали имена жертв репрессий

30 октября в Твери проходили мероприятия в рамках Дня памяти жертв политических репрессий. «Караван+Я» побывал во дворе Покровского храма, где любой желающий мог зачитать имена безвинно репрессированных в Калининской области в 1937-1938 годах и таким образом «вернуть» это имя России.

 

Акция началась во дворе Покровского храма в 11 утра. На тот момент здесь собралось чуть больше 20 человек. Перед открытием Книги памяти протоиерей Павел Сорочинский прочел специальную поминальную молитву – литию.

 

«РАССТРЕЛИВАЛИ НЕ ДВОРЯН, А ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ»

 

Чтение начала активистка группы, создавшей Книгу Памяти Тверской области – историк Марина ЦВЕТКОВА. Затем чтецы менялись перед микрофоном – каждый озвучил хотя бы по странице книги.

Когда стоишь и слушаешь этот нескончаемый список людей, больше всего в память врезается их возраст и социальное положение. Становится ясно, что расстреливали людей самых разных возрастов – от стариков до почти детей. Большинство из них были обычными крестьянами, рабочими…

– Уже несколько лет мы читаем имена репрессированных по инициативе православных братств. Эти встречи очень важны для сознания людей – надо вспомнить поименно людей, которые были лишены имущества, свободы и даже жизни. Последний раз их имена, наверное, произносили во время приговора, а в течение дня этих людей расстреливали. Вспомнить их имена – наш долг, долг памяти, все это и ради примирения со своим прошлым, которое никак не отпускает нас, – поясняет член геральдического совета при президенте РФ Владимир ЛАВРЕНОВ. – Люди здесь читают, слушают и понимают, что расстреливались не дворяне, не помещики, а самые обычные граждане. Скорее всего, это люди, которые участвовали в революционных событиях, возможно, поддерживали и ту власть, но через 20 лет поняли, что это была большая ошибка. Мы ежегодно около восьми часов читаем 5500 имен от «А» до «Я» людей, которые расстреливались в 1937–1938 годах. Сегодня планируем закончить часам к шести – вот уже и лампу приготовили, чтобы в темноте читать. И это только часть имен, которая сохранилась на документах.

 



«Мы так и не можем пережить эту травму»

Мария ОРЛОВА, шеф-редактор «Караван+Я», главный редактор журнала «Бизнес Территория»:

– Читала сегодня имена репрессированых. В Твери эта акция проходила во дворе храма Покрова. Народ постоянно подходил, но меня узнали и пропустили без очереди. К 15:00 дошли только до буквы «Г» Книги Памяти.

И вот что меня поразило: в основном в 1937-1938 годах были расстреляны очень простые люди. Какие-то колхозники, пчеловоды, сторожи, конюхи, помощники машинистов паровозов, фотографы артели «Инвалид». Даже мне казалось, что в эти годы шла партийная чистка и расстреливали партийное начальство. Нет, на трех страницах мне попался только один партиец – секретарь Центрального райкома ВКП(б) г. Калинина.

Много священников, но крестьян – еще больше. Возраст в основном 40-50 лет. Их расстреляли, их детей убили на войне. Мы, уцелевшие, так и не можем прожить нанесенную народу травму – то глаза закрываем и не хотим о ней знать, то пытаемся оправдать эти жертвы последующей страшной войной…

Я вспомнила, как мой друг-священник рассказал, что отпевал старушку – дочь прокурора то ли Калинина, то ли Калининской области и впоследствии саму работавшую прокурором. На похороны старушки не пришел НИКТО. Только он, священник, которого пригласила соседка. И, говорит батюшка, так тяжело ему было, просто физически чувствовался груз совести, тяготивший эту женщину…

А вот после сегодняшнего чтения, как ни странно, стало легко.



 

 

«Я ЗАМАЛИВАЮ ГРЕХИ ДЕДА»

 

Со стороны кажется, что человек, который читает имена этих людей, должен чувствовать только боль и грусть. Но, когда я сама начинаю читать имена, внутри, что удивительно, появляется какое-то щемящее, но светлое чувство.

– Когда мы читаем эти имена, то они оживают, поэтому и чувства светлые,– объясняет мне одна из присутствующих – Ольга. – Я сама не первый год участвую в акции. Совсем недавно я узнала, что среди репрессированных были и мои родные, несмотря на то что они погибли не в Тверской области. Я выписала их имена, чтобы прочитать здесь. Я считаю, что мы должны и дальше вспоминать всех этих людей, которые погибли, чтобы прошлое не вернулось к нам.

Тем временем акция длится уже больше часа, а Книга все еще открыта на букве «Б». Во двор храма приходят люди.

– Я случайно узнал об акции, решил прийти, – рассказывает 18-летний Илья. – Почему нет? Это наша история, история и моей семьи, ведь и моих предков расстреливали в сталинские времена. Читать имена я как-то стесняюсь, но присутствовать здесь – уже достаточно, и это должен сделать каждый.

Еще одна девушка, член Мариинского православного братства Ольга КОЗЛОВА, рассказывает мне о своих причинах присутствовать здесь:

– Мой дед был прокурором Кимрского района. Он выносил людям приговоры. Я каждый год прихожу на чтение имен репрессированных, чтобы как-то замолить грехи деда. Сам он умер в возрасте 40 лет, ужасно мучаясь от туберкулеза, мой отец тоже очень рано ушел из жизни. Из всех родственников деда я осталась одна.

Каждый пришел сюда сегодня, чтобы получить что-то для себя – кто-то вспомнить своих родных, кто-то отмолить их грехи, а кто-то отмолить грехи народа и страны в целом. После всех эмоций, испытанных здесь, грустно слышать в толпе историю о том, что кто-то написал на одном из буклетов, разложенных по городу: «Сталина на вас нет!»…

Екатерина СМИРНОВА

15 0
Лента новостей
Прокрутить вверх