Федеральный эксперт Михаил Якимов оценил работу «Транспорта Верхневолжья»

12.03.2021, 13:01

В конце февраля в Тверь приезжал директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доктор технических наук Михаил Ростиславович Якимов. О его предварительных оценках транспортной реформы в Твери мы писали в этом материале.

Михаил Якимов провел углубленный анализ реформы и написал об этом подробную статью. Делимся с вами выдержками из нее.

Первые впечатления

Первое, что обращает на себя внимание на улицах Твери – это подвижной состав общественного транспорта. Это одинаковые брендированные автобусы преимущественно производства ЛиАЗ. В частности, автобусы большого класса ЛиАЗ-5292.65 вместимостью 90 пассажиров и ЛиАЗ-4292.60 среднего класса вместимостью 60 пассажиров.

Город Тверь стал городом, в котором трамвайное движение прекратилось сравнительно недавно, позже всех других городов России. На улицах города остались только автобусы. Это само по себе подчеркнуло строгое единообразие транспорта общего пользования и стало визитной карточкой Тверской транспортной реформы.

Особенности маршрутной сети

При первом знакомстве на месте с транспортной системой Твери и её маршрутной сетью транспорта общего пользования, бросается в глаза большое разнообразие маршрутов автобусов, работающих в центральной части города. Причём в центре города можно увидеть не только двузначные номера маршрутов автобусов, но и трёхзначные номера.

На территории города Твери функционируют 85 маршрутов автобусов, причём 33 из них муниципальные, 52 межмуниципальные. Для города с населением 425 тыс. и площадью 152,2 кв. км — это довольно большое количество маршрутов.

Следствием большого количества маршрутов, действующих на территории города, является дублирование маршрутов, низкая заполняемость подвижного состава и избыточная нагрузка на городскую инфраструктуру транспорта общего пользования.

Нагрузка на инфраструктуру, вызванная дублированием маршрутов в городе Твери, сопоставима с более крупными и протяженными городами. Так, например, по остановке «Тверской проспект» в городе Твери проходит 33 маршрута автобуса. При этом обращает на себя внимание, что половина из этих маршрутов, а именно 16 из 33 — это межмуниципальные маршруты, проходящие транзитом через центр города, связывающие город с пригородами.

Этой особенностью город Тверь разительно отличается от других городов. На сопоставимой по загруженности остановке «Музыкальный театр (ул. Профсоюзов)» в городе Красноярске останавливается 34 маршрута. Но только 6 из 34 маршрутов являются межмуниципальными.

Протяженность маршрутов

Многие маршруты связывают собой удалённые районы, диаметрально расположенные в разных сторонах от центра города Твери. Средняя длина муниципального маршрута в одном направлении в Твери по данным реестра маршрутов  составляет 18,84 км, при этом максимальный линейный размер территории городского округа город Тверь составляет около 22 км.

Для города Перми с населением 1 млн. человек средняя длина муниципального маршрута меньше и составляет 14,57 км, при этом максимальный линейный размер территории Перми – 35 км. Более длинные маршруты города Твери существенно усложняют задачу выбора оптимального типа подвижного состава на маршрутах регулярных перевозок.

Расписание движения

Другой особенностью маршрутной сети города Твери является ранее окончание работы подвижного состава на маршрутах. Так из 33 маршрутов общественного транспорта, проходящих через центр города и остановку «Тверской проспект», 10 маршрутов заканчивают работу до 21 часа. На шести маршрутах после 21:00 увеличивается интервал движения.  

Согласно информации о расписании движения, последнее время прибытия автобуса маршрута 31 «м/н Мамулино — Перинатальный центр» на остановку «Тверской проспект» в будний день в 20:46; последнее время прибытия автобуса маршрута 44 «м/н Радужный — ТЦ «МЕТРО» на остановку «Тверской проспект» в будний день в 19:59; последнее время прибытия автобуса маршрута 56 «бул. Цанова — м/н Радужный» на остановку «Тверской проспект» в будний день в 19:32; последнее время прибытия автобуса маршрута 41 «ул. Артюхиной — посёлок Химинститута» на остановку «Тверской проспект» в будний день в 21:17.

У большинства маршрутов общественного транспорта установлены большие интервалы движения. Так из 33 маршрутов, проходящих через центр города и остановку «Тверской проспект», нет ни одного маршрута с интервалом движения 5-7 минут. Только на двух маршрутах из тридцати (30 и 36) интервал движения менее 15 минут, на остальных интервал движения 15 минут и более.

Кроме того, на большой части маршрутов (31 из 85) осуществляется не более 10 рейсов в день. Так из 33 маршрутов, которые проходят через остановку «Тверской проспект», 6 маршрутов ходят 2-5 раз в день, а именно маршруты 110, 111, 114, 128, 138, 139.

Очевидно, что такое расписание не отвечает интересам пассажиров, а чаще формируется исключительно из экономических соображений. С другой стороны правильно выбранный класс вместимости подвижного состава на маршрутах решил бы задачу повышения эффективности использования подвижного состава, без потерь времени пассажиров. 

Большое количество маршрутов городского пассажирского транспорта, а также большая протяжённость диаметральных маршрутов ожидаемо определяют низкий коэффициент пересадочности пассажиров в маршрутной сети города Твери и, соответственно, неравномерную загрузку подвижного состава на линии.

Первые итоги реформы

По итогам первого года реформ городской пассажирский транспорт общего пользования в Твери перевез 52,7 млн. пассажиров. Ежедневно на линии в будний день работало 475 единиц подвижного состава.

Плановые расходы бюджета на 2020 год, согласно Государственной программе Тверской области, составили 3 млрд. 357 млн. рублей. Билетная выручка от перевозки 52,7 млн. пассажиров составляет ориентировочно 1 млрд. 360 млн. рублей. Соответственно невозвратные расходы бюджета на реализацию транспортной реформы в Твери сопоставимы с расходами в городе Перми и составляют ориентировочно – 2 млрд. рублей.

Выводы и рекомендации

Проведённый анализ эффективности функционирования маршрутной сети городского пассажирского транспорта в городе Твери позволяет сделать вывод о том, что передача полномочий по организации транспортного обслуживания населения в городских округах на уровень субъекта Российской Федерации не всегда положительно сказывается на качестве проводимых реформ.

При подготовке транспортной реформы в г. Твери не произошло существенных изменений маршрутной сети, в упор был сделан на обновлении подвижного состава. Результатом стало нерациональное использование подвижного состава, что привело к более высоким тарифам для населения, большим интервалам движения на маршрутах, и существенным расходам бюджетных средств.

Для целей дальнейшего развития транспортной реформы городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Твери и повышения эффективного его функционирования, органу, ответственному за организацию транспортного обслуживания населения в городе Твери, следует рекомендовать проведение работ по оптимизации самой маршрутной сети.

Целью таких исследований должны стать меры по повышению наполняемости подвижного состава в маршрутной сети. Целесообразно отказаться от использования протяженных диаметральных маршрутов, сократить дублирование маршрутов на отдельных участках улично-дорожной сети, тем самым избавиться от избыточной нагрузки на отдельные остановки.

Перераспределить подвижной состав в маршрутной сети города и области, отдав предпочтение автобусам большой вместимости для работы на маршрутах, обслуживающих центр города, и автобусам малой вместимости для работы на пригородных маршрутах. Это, с одной стороны, увеличит заполняемость автобусов большой вместимости, а, с другой стороны, сократит время ожидания транспорта на маршрутах с низким пассажиропотоком за пределами центра города. 

159 0
Лента новостей
Прокрутить вверх