Чем (не) удивил «Человек паук: Нет пути домой»?

24.12.2021, 17:48
Источник: https://gamemag.ru/news/155214/spider-man-problem

Самая громкая премьера 2021 года «Человек паук: Нет пути домой» состоялась уже больше недели назад. На данный момент в мировом прокате она собрала 800 млн долларов, а это значит, что люди уже посмотрели фильм, и «Караван» может рассказать своим читателям, чем студия Marvel (не) удивила зрителей, не опасаясь сболтнуть лишнего и не испортив впечатление о кино спойлерами.

Сюжет

В фильме «Человек паук: Нет пути домой» создатели продолжают историю становления героя. И, судя по всему, завершают. В этой части Питер Паркер наконец-то становится по-настоящему дружелюбным соседом, которого не связывают знакомства с бесчисленным количеством персонажей Marvel.

Отправной точкой повествования становится концовка предыдущей части под названием «Человек паук: Вдали от дома»: весь мир узнал, кто скрывается под маской человека паука и Питер Паркер в один момент стал знаменитостью. Причём знаменитостью в плохом смысле слова, потому что общественность раскололась на два лагеря: тех, кому нравится человек паук, и тех, кто его ненавидит. В общем, Питер скучает по былым временам, когда за ним не охотились папарацци. Приходит к Доктору Стренджу, чтобы тот с помощью своей магии заставил весь мир забыть, кто скрывается за маской человека паука. Во время ритуала по стиранию памяти всему миру, Питер мешает Доктору Стренджу делать свои магические дела, потому что хочет и рыбку съесть, и чтобы тётя Мей с MJ ничего не забыли. Ритуал прерывается, и в нашу вселенную прорываются злодеи из предыдущих экранизаций комиксов о человеке пауке.

Злодеи из других вселенных – это продающая фишка «Нет пути домой», потому что фанаты готовы идти в кино только для того, чтобы посмотреть на Тоби Магуайра, Эндрю Гарфилда в образе человека паука, а также на Зелёного гоблина, Доктора Осьминога, Электро, Ящера и Песочного человека из любимых фильмов начала второго тысячелетия. Создатели пытались создать интригу вокруг появления старых персонажей в новом фильме, однако им это не удалось (да и, судя по всему, не очень-то они хотели всё скрыть, потому что рекламная компания у фильма была чересчур обширной и, соответственно, дорогостоящей).

Питер Паркер ловит всех злодеев-пришельцев, но, прежде чем отправить всех по домам, решает перевоспитать их, потому что понимает: они все умрут в своих вселенных. Все кроме Песочного человека, но про него создатели как-то забыли. Питер ссорится с Доктором Стренджем, который говорит, мол, перевоспитывать людей – самое бессмысленное занятие из всех возможных. А после драки волшебник оказывается заперт в зеркальном измерении на половину фильма. Человек паук пытается перевоспитать злодеев, те, разумеется, выходят из-под контроля. Зелёный гоблин даже убивает сексуальную тётю Мей. Но потом Питер находит своих двойников из других вселенных, которые помогают ему преодолеть горечь утраты и заодно поймать всех потерянных злодеев. После финальной битвы внезапно (!) появляется Доктор Стрендж и говорит, мол, магия уже настолько нестабильна, что сейчас весь мир покатится в тар-тарары, если не провести ритуал по массовому забвению ещё раз – и в этот раз без детских желаний Питера Паркера.

Человек паук соглашается, пришельцы отправляются по своим вселенным, а во вселенной Питера абсолютно все забывают, что он человек паук. Вернее, мир откатывается до такого состояния, при котором Питер Паркер будто бы и не рождался, как в мультфильме «Шрек навсегда». Питер находит MJ и хочет было рассказать своей возлюбленной, что произошло на самом деле, но всё-таки решается остаться анонимным героем-одиночкой, дружелюбным соседом человеком пауком. Конец.

Анализ

Судя по фильму, его создатели наконец-то поняли, в чём суть человека паука как персонажа. Конкретно: человек паук живёт двумя жизнями. Всякий раз, когда он – человек паук, страдает Питер Паркер. А когда он – Питер Паркер, страдает человек паук. В этом его драма, в этом посыл Стена Ли – создателя персонажа.

В «Человек паук: Нет пути домой» Marvel наконец-то показали зрителям, что Питер Паркер осознаёт ответственность за свои поступки. Он понимает, что если весь мир будет знать, что он человек паук, то и его, и его близких ждут сплошные мучения и разочарования. Только Питеру Паркеру в исполнении Тома Холанда для такого философского умозаключения понадобилась наглядная демонстрация последствий известности. Только когда весь мир узнал, что он – человек паук, персонаж понял, наконец: «Надо быть взрослее».

Тупость и топорность персонажа идеально вписывается в такой же тупой и топорный сюжет. Конечно, многие зрители отметили плавность повествования и логичные переходы от одного события к другому, но каких-либо интересных, неожиданных и нестандартных сюжетных поворотов в фильме от этого не прибавилось. Создатели очень хотели, чтобы каждый, абсолютно каждый зритель понял, в чём суть замеса, чтобы он не запутался в хитросплетениях сюжета, не потерял нить повествования. Никакой изящности – только драматургические стандарты, простые для восприятия.

Создатели также очень хотели представить персонажей из других вселенных – облизать их и красивенькими показать зрителям. Но они напрочь забыли, что делает обычного персонажа (особенно злодея) хорошим элементом повествования. Конфликт человека паука со злодеями строится вокруг того, что он хочет сделать из них добрых людей и отправить каждого в свою вселенную, а они, во-первых, не хотят становиться добрыми, лишившись своих супер-сил, и, во-вторых, не хотят возвращаться в свои вселенные. Все, кроме Песочного человека, но о нём, как уже было сказано, создатели попросту забыли.

Электро хочет остаться во вселенной Тома Холанда, потому что «здесь так много энергии… здесь я так могущественен…» Но создатели никак не показывают его могущество – его точно также побеждают Питеры Паркеры, и всё. Зелёный гоблин противостоит человеку пауку просто потому, что он сумасшедший и хочет видеть мир в огне. Ящер весь фильм молчит, никак не развивается и почти не участвует в повествовании. Доктору Осьминогу Питер просто ставит новый микрочип по управлению механическими конечностями, после чего тот мгновенно выздоравливает и становится добрым – конец сюжетной арки. А Песочный человек вообще изначально хочет вернуться к дочери в свою вселенную, но почему-то борется с человеком пауком. Безосновательно.

Дальше. Невероятно странный сюжетный ход в конце – стирание памяти всему миру. То есть, весь мир забывает, что Питер Паркер – это человек паук. Интересно, что будет дальше. Неужели создатели не обесценят концовку в одном из следующих фильмов? Концовка «Нет пути домой» действительно оставляет сильное впечатление. Как уже было сказано, наконец-то человек паук принимает ответственность за свои поступки. Но, зная Marvel, опасаешься, что в следующем фильме они попросту за пять минут хронометража сделают так, чтобы все персонажи вселенной, которые должны знать, что Питер Паркер – это человек паук, узнают, что Питер Паркер – это человек паук. А это будет означать обнуление концовки «Нет пути домой». Тогда в чём прикол?

Итог

Первое впечатление от фильма, конечно, очень сильное. В этом заслуга покойного Стена Ли, который создал человека паука, придумал его философию. Marvel сумели вычленить психологическую подоплеку персонажа, однако сделали это довольно топорно, сосредоточившись на вписывании в повествование кучи ненужных злодеев из других вселенных. Сделано это было, разумеется, для завлечения людей в кинотеатры и заработка денег.

То есть, «Человек паук: Нет пути домой» – это неплохое кино про любимого многими персонажа, но в то же время это типичный кино-аттракцион от Marvel, нужный по большей части его создателям. Тем не менее, в эпоху тотально безвкусия в области кино «Нет пути домой» превозносят до небес просто за то, что они показали Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда – такова уж нынешняя аудитория. И с такой тенденцией развития массового кино большие фильмы будут всё более простыми, скудными на интересные моменты и наполненными фан-сервисом для завлечения людей в кинотеатры.

1925 3

3 комментария к “Чем (не) удивил «Человек паук: Нет пути домой»?”

  1. Абсолютно бездарная размазня, а не статья. Длинно, скучно, ни о чём. Мария Игоревна набрала первокурсников журфака ТГУ? Мы пожинаем труды «птенцов Бойникова»?

    1. Никита

      Говорит человек, который даже не добрался до того, чтобы писать статьи и не добился чего то стоющего в своей жизни, я считаю, что статья вполне интересная и рассказано всё по факту, а вы, прежде чем судить чей-то труд, посмотрите, что стоющего сделали вы!

  2. Татьяна

    Наконец-то, рецензия без «вау, крутой экшн!», а вполне здравый, осмысленный взгляд на суррогат от Марвел. Еще бы на хорошую литературу почитать)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх