Богородицкий храм в Пречистом бору: средневековая история на берегах Тверцы

22.03.2023, 12:26
Фото: клуб «Сеятель»

В тихом месте на берегу Тверцы в селе Красный Бор (историческое название- Пречистый бор) стоит старинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. За свою историю он успел застать царскую Россию Романовых во всём её великолепии и упадке, не без потерь пережил непредсказуемый XX век, с разрушениями, мерзостью запустения и довольно стремительным духовным возрождением.

Однако свой собственный ренессанс у Богородицкого храма случился довольно поздно – лишь в 2009 году. А начиная с 40-х годов прошлого столетия храм, словно беспризорник выброшенный на улицу в ненастную осеннюю хмарь, скитался и ждал пока его наконец найдут и обогреют. Собственно говоря, уникальность и ценность Богородицкого храма не только в нескольких сохранившихся фресках, относящих к клеевой живописи 2-й половины XIX века, а в обстоятельствах его возрождения и тех людях кто начал и продолжает этот нелёгкий путь. Итак, расскажем вам краткую историю храма в Пречистом Бору от истоков до настоящего дня.

История любви и вотчина Отроч Монастыря

История села Пречистый Бор и Богородицкого храма тесно связана с историей Тверского Успенского Отроч монастыря.

Первое упоминание о храме датировано 1631 годом: «Церковь стоит на возвышенном месте за западной окраиной села, на погосте и хорошо видна в перспективе улицы. Южным фасадом церковь обращена к берегу протекающей рядом Тверцы. Некогда на этом месте существовал Богородицкий на Бору мужской монастырь, приписанный к тверскому Отрочу монастырю и известный по документам с 1631 г. Во 2-й пол. 17 в. обитель была упразднена, а ее храм стал приходским».

Сухие факты, изложенные в материалах государственного архива Тверской области, хочется разбавить красивойсредневековой легендой. Отрок Григорий («отрок» в то время – младший дружинник), находившийся на службе у тверского князя Ярослава Ярославича (1230—1272) полюбил девицу Ксению из села Едимоново. Молодые собирались вступить в брак, но, когда девицу увидел князь Ярослав, он сам захотел жениться на Ксении. В итоге расстроенный дружинник оставил ратную службу и отшельником удалился в безлюдный лес на берегу Тверцы. Григорий соорудил часовню и небольшую хижину. Пожив немного в уединении, он решил вернуться в Тверь. На одной из остановок Григорий заснул и во сне ему явилась Пресвятая Богородица.  Матерь Божия повелела отшельнику воздвигнуть храм во имя её честного и славного Успения. Средства на строительство обители выделил князь всё тот же князь Ярослав Ярославич. Так возник тверской Отроч монастырь, который впоследствии сыграл немаловажную роль в истории России. А на берегу Тверцы, где дружинник Григорий выстроил часовню и хижину через какое-то время также образовался монастырь, названный Богородским на Бору.

Фото: клуб «Сеятель»

На пороге неведомого века  

При Романовых храм в Пречистом Бору претерпел архитектурную трансформацию, сменив дерево на камень.В 1790 году на средства прихожан началось строительство каменной церквив честь Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней и трапезной. Строительство завершилось лишь в 1809 году. В 1900-03 годах трапезная храма была значительно расширена: до революции в селе Пречистый Бор проживало 500 человек. А приход Богородского храма с учётом близ лежащих сёл насчитывал порядка 2000 постоянных прихожан. Глядя на эту относительно скромную деревню сегодня совсем не верится, что здесь каких-то 100 лет назад кипела жизнь и кипела она вокруг Богородского храма – центра духовного и социального.

Начало неведомого века как в «Повести о жизни» Паустовского было встречено восторженно и в нашем крае. Люди ещё толком не понимали, что новая эпоха после февральской и особенно после октябрьской революции обернётся кардинальной ломкой привычных жизненных устоев.  Пусть и не сразу, но беспощадные перемены коснулись и тихого умиротворённого берега Тверцы. В 1929 году Пречистый Бор был переименован в Красный Бор, в конце 30-х годов была отслужена последняя литургия в Богородицком храме. После этого большевики закрыли церковь и подвергли её частичному разрушению. По приказу властей были уничтожены апсида с алтарём, притвор, трапезная, колокольня и главка храма. До 1970-х годов в здании храма стояла зерносушилка. После того как колхоз развалился, церковь окончательно забросили и завалили хламом, с крыши были сняты остатки металлической кровли. К 2009 году – тому времени, когда на святыню наконец-то обратили внимание, в центре кладбища осталась лишь руинированная часть храма: восьмерик на четверике с выбитыми окнами, в западной части которого зиял огромный пролом. Сверху на выщербленном кирпичном куполе росли деревья.

От забвения к ренессансу

Так получилось, что теми неравнодушными смельчаками, решившими взяться за восстановление храма в Красном бору оказались молодые ребята из тверского православного молодежного клуба «Сеятель». В 2000-х годах заброшенных храмов в Калининском районе значилось гораздо больше, чем сегодня. В «Сеятеле» существовала традиция ездить к полуразрушенным святыням и молиться в них мирским чином, чтобы храмы не находились в запустении и хотя бы иногда использовались по прямому назначению.

— Раз съездили, второй, третий. И вот один из нас не выдержал и сказал: «Если мы не предпримем никаких попыток по восстановлению, то ещё одной грудой битого кирпича станет больше». Мы были горячи и наивны — вспоминает председатель клуба «Сеятель» Алексей Андреев. – Сначала мы  собрали денег на временную крышу, своими руками сколотили алтарь из фанеры и досок,  убрали огромный слой грунта, перемешанный с мусором. Поставили ворота. В 2013 году  нам удалось накопить средства на вычинку кирпича на обрушенных углах четверика, а в 2015 году на вычинку крыши и устройство постоянной кровли. Но сами работы растянулись на несколько лет.

31 августа 2009 года можно считать официальной датой начала восстановления святыни и памятника архитектуры в Красном бору. В 2010 году состоялась первая литургия, которую посетили не только ребята из «Сеятеля», но и местные жители. Среди них была пожилая женщина, венчавшаяся в этом храме в 1939 году.

В том же 2010 году «сеятели» решили проводить в селе молодёжный фольклорный фестиваль «Новолетие в Пречистом бору». Фестиваль не только возрождал допетровскую традицию празднования Нового года в сентябре, но и привлекал общественность к проблематике восстановления древних храмов. «Новолетие» проводится до сих пор и привлекает большое количество людей, правда с 2015 года из-за проблем с транспортом, фестиваль перенесён в Черногубово, а с 2020 года в село Васильевское.

По словам Алексея Андреева, за 13 лет произошло много всего: менялись священники, не было крупных меценатов, но находились неравнодушные люди, вносившие свою лепту. Субботники в храме и около него проводились волонтерами из клуба «Сеятель» и учебных заведений города Твери.

А  организацию работ по восстановлению Богородицкого храма во многом взял на себя куратор проекта – участник клуба «Сеятель»  Александр Дылевский.
По кирпичику, по горстке раствора – медленно, но неуклонно преображался старинный храм.

ляюляю

Параллельно с пробуждением Пречистого бора, текла жизнь православного клуба, появлялись новые проекты и дела: киноклуб «Твоё кино», регулярные поездки к детям в Медновскую школу-интернат, помощь гостинице для бездомных во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

Однако главным центром притяжения ребят из клуба «Сеятель» по-прежнему оставался Богородицкий храм.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы сегодня

Как минимум один раз в месяц молодёжь из «Сеятеля» приезжает в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эти поездки могут быть довольно весёлыми и многолюдными: ребята собираются большой компанией и направляются в Пречистый бор на нескольких машинах. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – эти строки из Евангелия от Матфея вспоминаются с особенным трепетом, когда навестить храм на берегу Тверцы удаётся лишь нескольким волонтёрам. Без машины такая поездка может превратиться в захватывающее приключение, в котором найдётся место электричке, продолжительному пешему переходу через живописный сосновый лес.

Если в храме нет Богослужения, ребята молятся мирским чином — читают акафисты празднику Рождества Божьей Матери. В теплое время после молебна волонтеры трудятся, благо работы в Богородицком храме хоть отбавляй.  Но есть время и для дружеских пикников на берегу реки Тверцы.

Добровольцы помогают в строительных и уборочных работах или занимаются популяризацией места: снимают ролики, фильмы, рассказывают об истории села и храма всем, кто, так или иначе, интересуется историей, краеведением, храмовой архитектурой.

В Пречистом Бору время замедляется. И даже привычно бодрое течение Тверцы ощущается здесь каким-то тягучим и зацикленным на бесконечный самоповтор.

 В густой студеной воде под прессингом кудлатых снеговых туч медленно тянется поздняя осень. Увы, в этот раз моё посещение Пречистого Бора выпало на конец ноября. В селе очень тихо. Дождик вперемешку с мокрым снегом и ледяным ветром, мягко сказать, не располагает к прогулкам и экскурсиям вокруг храма. Алексей Андреев предлагает взобраться наверх к куполу храма по мокрым деревянным лесам. Скользко, но трапы достаточно широкие, а доски прочные, так что подняться можно. На самом верху холодный ветер отвешивает смачные оплеухи. Перед нами открывается шикарный вид на село, широкую пойму Тверцы и густой сосновый лес.

За последние годы Богородицкий храм заметно преобразился. На куполе больше не растут деревья, стены подлатаны, на месте разрушенной апсиды стоит крест. А в стене, соединявшей храм с алтарём, сохранилась ниша под угли и кадило.

С нами в компании было ещё три человека, в том числе Владимир, отдыхавший в Красном Бору в детстве и юности. Он приехал сюда с багажом ностальгических воспоминаний и историй. Владимир рассказал нам о том, каким были село и храм в 70-х годах прошлого столетия.

Любовь на откосе окна

Я родился за 1000 километров отсюда, но так сложилась моя судьба, что с 1967 по 1977 год я по долгу жил в Красном бору.– вспоминает Владимир – Каждое лето мои родители снимали здесь дачу. Среди местных ребят, приезжавших на лето в окрестные места сложилась весёлая и дружная компания, мы купались и загорали, собирали грибы и ягоды в местных лесах. До 1972 года в Богородицком храме располагалась зерносушилка, стояло оборудование. Кладбище вокруг церкви внушало страх, но мы его перебарывали и часто играли возле храма, поднимались по лестнице до второго яруса окон. Когда я закончил пятый класс мои родители взяли путёвку в пионерлагерь «Строитель», располагавшиеся на противоположном берегу Тверцы. Речка в этом месте мелкая и мои деревенские друзья часто навещали меня в лагере. В «Строителе» я познакомился с девочкой по имени Люба. Не помню почему, но в итоге я убежал из лагеря вместе с друзьями в Красный бор, мы залезли на второй этаж церкви, и на откосе одного из окон я с большим усердием нацарапал слово «Люба». Имя этой девочки сохранилось и по сей день. Тогда, будучи детьми, мы часто хулиганили, не понимали где находимся… Все мы считали себя пионерами и атеистами и были далеки от Бога. А сейчас на седьмом десятилетии начинаешь понимать значимость этого места, его святость. Среди местных моих друзей вспоминаю Михаила Невского. Его дедушка Михаил Леонидович служил в этой церкви священником. В окрестностях Красного бора снимала дачу Людмила Арсеньевна Казарская, — основатель Пушкинских музеев в Бернове и Торжке.

Подготовил Павел Кириллов

P.S. Если вы желаете поучаствовать в восстановлении храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пречистом Бору или в других проектах православного клуба «Сеятель», то приглашаем посетить сайты и группы в соц. сетях:

https://seyat69.ru/ (сайт клуба «Сеятель»)

https://hrambor.ru/ (сайт храма  в Пречистом бору)

https://vk.com/seyat (группа клуба «Сеятель» Вконтакте)

https://vk.com/hrambor (группа храма в Пречистом бору Вконтакте)

 

225 1

1 комментарий к “Богородицкий храм в Пречистом бору: средневековая история на берегах Тверцы”

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх