Зима – враг или друг?

Окончание эпидемий, снежные заносы, газовые долги

08.12.2021, 22:01

Итак, в России вообще и в Тверской области в частности наступила зима. Веками ее приход – огромная неожиданность для народа. Все местные коллеги на новостных сайтах, как о величайшей сенсации, написали новость с таким заголовком: «Первого декабря в Твери начнется зима».

Почему-то первый снег у нас принято воспринимать с оптимизмом. Мол, это символ какого-то обновления. В этой статье я попытаюсь рассказать, почему я не согласна с таким отношением к зиме и снегу. Но в этом декабре поводы для сдержанного оптимизма действительно есть.

Пик смертности пройден?

Во-первых, небольшие ковидные каникулы в начале ноября, а также введение в Тверской области на четыре дня QR-кодов для входа в общественные места, как ни странно, дали результат. Цепочка заражений разорвалась, и сейчас, по прогнозам медиков, должна пойти на спад смертность. Если вам повезло пережить ноябрь, ваши шансы выжить существенно повышаются. В тверских ковидных госпиталях шторм сменился затишьем. Кое-где наблюдаются пустые койки. Сейчас поставлена задача вакцинировать до 80% сотрудников государственных и муниципальных предприятий. Частные предприятия тоже активно включились в процесс вакцинации. Так, в тверском гипермаркете «Глобус» в прошлое воскресенье я видела объявление, что у них вакцинировано 82% сотрудников. В крупнейшей типографии России «Парето-Принт», по словам ее директора Павла Арсеньева, тоже привились практически все сотрудники, кроме тех, кто недавно переболел ковидом и у кого есть медотвод.

Есть надежда, что новый штамм ковида «Омикрон», движущийся к нам из Африки, все же оправдает предсказания ученых, еще в начале пандемии говоривших, что вирус должен мутировать до такого состояния, что будет очень заразным, но не смертельным, ведь его задача не убивать свою кормовую базу, то есть человечество, а размножаться.

Именно так сто лет назад исчезла испанка, превратившаяся в обычный сезонный грипп. Пока что говорят о легком течении этой разновидности ковида. Основной симптом – дикая усталость (думаю, большинство населения нашей страны ее и так испытывает, особенно после двух лет пандемии).

Конец чумы и грязи

Все средневековые эпидемии чумы, холеры и оспы на Руси прекращались с наступлением морозов. Это был один из поводов любить зиму для наших предков. У современных людей таких поводов немного, если не брать в расчет генетическую память, литературные аллюзии и «стокгольмский синдром» (психологический феномен, когда жертва проникается симпатией к мучителю).

Почему крестьянин обновлял на дровнях путь, торжествуя? Да потому, что зима была временем отдыха от изнурительных сельскохозяйственных работ. Люди работали в светлое время, спали в темное. И поди, как хорошо было спать две трети суток! Женщины в избах занимались необременительным женским трудом, который считался за отдых, – пряли, ткали. Старики плели лапти и рассказывали сказки вертевшимся под ногами детям.

Зимой мороз делал проезжими дороги по российским непролазным болотам и черноземной грязи. В федеральные магистрали превращались реки, по которым мчались, напевая, ямщики – в основном тверские мужики, ушедшие на заработки (их даже на войну 1812 года призывали с тройками лошадей и санями). Кроме того, заметно чище становилось в городах, поскольку лошади были главным средством передвижения, в остальное время под ногами хлюпала навозная жижа.

В общем, были какие-то преимущества, ради которых стоило потерпеть холод, к которому наш народ приноровился, запасся шубами и тулупами, которые передавались по наследству – ходить в бабушкином салопе было незазорно. Хотя и в былые времена Федор Тютчев, например, писал: «Да, какая подлость быть приговоренным к такому климату, порой спрашиваешь себя, за какое преступление ты сюда сослан».

Плохое управление, помноженное на мороз

Сегодня отрицательная изотерма января – фактор, существенно влияющий на российскую экономику. Огромные расходы на теплоэнергетику увеличивают себестоимость всего произведенного в России. А еще это бомба, заложенная в российское местное самоуправление и государственное устройство. Региональным и муниципальным властям никак не выбраться из огромных газовых долгов. Тверская область продолжает наращивать задолженность перед «Газпромом», несмотря на смену губернаторов. Все попытки решить проблему усугубляют ситуацию.

Недавно была предпринята попытка отдать «Газпрому» весь комплекс тверской теплоэнергетики, включающий четыре ТЭЦ и сети. Этот вариант обсуждался еще во времена раннего губернаторства Шевелева, но тогда на это не согласились тверские региональные власти. А теперь, судя по всему, не согласился «Газпром».

А каким проклятием является для муниципалитетов уборка города от снега! На прошлой неделе, аккурат 1 декабря, довольно умеренный снегопад почти паралзовал движение в Твери. Машины заносило на нечищеных дорогах, в частности, рассказывают, что автомобиль губернатора Игоря Рудени «поцеловался» на улице Вагжанова с машиной сопровождения ГИБДД. ДТП как такового не было, но тем не менее даже если высокопрофессиональные водители не совсем справились с управлением, то что говорить об остальных?

Дело в том, что тверской МУП «ЖЭК», в ведении которого находится уборка города, хронически недофинансируется. В бюджете Твери на его содержание заложена лишь четверть тех средств, которые ему нужны. Две предыдущие почти бесснежные и мягкие зимы позволили руководству города расслабиться и совсем забить на это несчастное предприятие. Урок снегопада 2012-го, когда все движение в Твери встало, на автодороге М-10 застряли машины, а люди раскупили все лопаты, чтобы прокапывать себе дорогу на работу, прочно забыт.

Сегодня качество городского управления в Твери такое низкое, что, кажется, им мало естественных проблем, они зачем-то создают искусственные. Так, 3 декабря в 17 часов вся Тверь встала в глухой пробке, потому что именно в это время приспичило осуществить ямочный ремонт Нововолжского моста. Сто тридцать автобусов «Транспорта Верхневолжья» с гражданами, спешащими домой после трудового дня в конце рабочей недели, застряли на несколько часов. Стоял Тверской проспект, стояли Волоколамка (где проблемы усугублялись ремонтом Южного путепровода) и проспект Калинина и так далее. Почему этот ямочный ремонт нельзя было осуществить ночью или, на худой конец, утром субботы или воскресенья? Или дорожники теперь тоже не работают во внеурочное время?

Что характерно, Тверская городская Дума, которая отдает в областное ведение один городской объект за другим, даже не пытается отдать региону МУП «ЖЭК», с которым явно не справляется.

 

Мария ОРЛОВА

фото: Андрей Сабынин, Ульяна Вовчук, pixabay.com, Кирилл Салимов

 

153 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх