Заповедными стальными магистралями. Стоит ли полностью отказываться от железнодорожной инфраструктуры.

19.02.2020, 09:18
Кувшиново

Часть 1. Душевная станция

Поводом для нашей серии путевых очерков послужила информация в социальных сетях о том, что руководство Октябрьской железной дороги планирует закрыть станции Ранцево и Скакулино на линии Торжок – Соблаго. Так это на самом деле или нет, не совсем ясно, официальной информации от ведомства пока нет. Хотя, похоже, все идет именно к закрытию. Мы решили узнать, к каким последствиям это может привести.

Станция Кувшиново

Сокращенный «короткий»

«Несмотря на то что дорога железная и поэтому, казалось бы, должна быть чужда живой природе, она удивительным образом гармонирует с ней. Это один из феноменов железки». Слова из книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог» сказаны как будто о ней – линии протяженностью 165 километров, неспешно плывущей среди лесов, болот, верхневолжских озер и небольших поселков, которые, словно поселения старообрядцев, упорно не желают принимать XXI век с его техническим прогрессом. Здесь нет ни «Сапсанов», ни «Невских экспрессов», большая часть этой ветки лежит на деревянных шпалах и песчаном балласте, а на трех станциях – Ранцево, Селижарово и Скакулино – еще сохранились семафоры, которые и сегодня используются в качестве средств сигнализации на перегонах. Что и делает линию Торжок – Соблаго популярной среди туристов и любителей железных дорог.

Однако создавалась она не для романтики, а из сугубо практических соображений. Строительство линии шло в три этапа. Первый участок от Торжка до села Каменного (современное Кувшиново) был построен в 1907–1912 годах как подъездной путь Каменской бумажной фабрики по инициативе ее владелицы Юлии Кувшиновой, в 1916 году линия была продлена до поселка Селижарово, а в 1928-м
достроена до станции Соблаго Бологое-Полоцкой железной дороги. Большого грузового или пассажирского движения здесь не было даже в советские годы, что и позволило сохранить эту ветку практически в первозданном виде. Увы, не все постройки начала прошлого столетия дошли до наших дней. Одни унесла Великая Отечественная война, другие – время.

Еще относительно недавно здесь ежедневно ходил пассажирский поезд № 665/666 сообщением Москва – Осташков (в начале 2000-х «дьявольский» номер изменили на 603/604, а позднее на 683/684), который в 2015 году был окончательно отменен. Через день ходил пригородный (ранее – грузопассажирский с товарными вагонами в составе, а также вагоном-лавкой; его еще называли «короткий») Торжок – Осташков. С октября 2013-го, когда начался ремонт путей на участке Торжок – Кувшиново, маршрут поезда был сокращен до Кувшинова, потом на какое-то время его продлили до Торжка, а с 2019-го он снова был «обрезан». Теперь состоящий из одного пассажирского вагона и тепловоза пригородный поезд № 6955/6956 Кувшиново – Осташков, курсирующий два раза в неделю, по пятницам и понедельникам, для многих является в прямом смысле синонимом жизни, так как это единственный способ связи отдельных поселков Кувшиновского и Селижаровского районов с «большой землей». Об этом мы расскажем в следующей части, а пока вернемся на станцию Кувшиново.

Станция Ранцево

Восстанавливать дороже

«Вот здесь, на первом этаже, был зал ожидания, там – буфет и комната, где сидел милиционер дядя Коля Бобров, наш, кувшиновский. На втором – различные службы. Здесь, – дежурная по станции Надежда Иванова открывает небольшую комнату со стеллажами, – был кабинет начальника грузового двора, а в этом помещении – багажное отделение». Кувшиново – одна из очень немногих железнодорожных станций, сохранивших ту душевную теплоту, которую хорошо представляешь, просматривая старые кинофильмы. Здесь сотрудники не грубят и не пытаются препятствовать фото- и видеосъемке, наоборот, всегда ответят на вопрос, расскажут, покажут, причем искренне. И человеку с фотоаппаратом, проявляющему интерес к железной дороге, здесь будут только рады.

Спрашиваю Надежду Олеговну, как она относится к закрытию Ранцева и Скакулина, единственных, кроме Кувшинова и Селижарова, пока являющихся (правда, уже только на бумаге, но хоть какая-то, да надежда) станциями и не превращенных в остановочный пункт. Отвечает: «Отрицательно». И объясняет почему: «Прежде всего, это историческая линия, где сохранена старинная инфраструктура и постройки. Закрыть станцию означает оставить ее без присмотра и ждать, пока деревянное здание вокзала попросту рухнет или сгорит».

Линия Торжок – Соблаго входит в состав заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги. Даже вагон единственного поезда окрашен в зеленый, как и на участке Бологое – Великие Луки, а не в корпоративный серый цвет. Однако какого-то статуса путевое хозяйство не имеет, охранной грамотой для инфраструктуры слово «заповедная» не является. А потому и ясности, что беречь, а что нет и кому, нет. Да, сносить объекты на небольших станциях нельзя. Но это не означает обязанность тратить деньги на содержание путей и платить зарплату персоналу. Получается пересечение интересов: ОАО «РЖД», которое на словах говорит о сохранении исторического наследия, с одной стороны, и Октябрьской дороги (являющейся, как это ни парадоксально будет звучать, структурным подразделением РЖД), вынужденной содержать малодеятельную линию.

Впрочем, насчет малодеятельности – тоже как посмотреть. Моя собеседница с этим никак не соглашается: «По станции Кувшиново для Каменской бумажно-картонной фабрики мы пропускаем в среднем шестьдесят вагонов в месяц. Иногда доходит и до восьмидесяти. Это перекрывает все затраты на содержание обеих станций – и Кувшиново, и Ранцево».

Когда-то в поселке Ранцево добывали торф, который отгружали на одноименной станции. Сейчас нет. Но давайте смотреть шире. Железнодорожная станция – это объект, где есть путевое развитие: парк или уходящие в сторону промышленные подъездные пути. На однопутных линиях станция – место для разъезда встречных поездов. То есть закрытие станции попросту приведет к увеличению длины перегона и как следствие – к снижению пропускной способности всей линии.

Может, сейчас, кроме единственного пригородного и вывозных поездов с лесом, здесь и не ходит ничего. Но ведь дополнительные мощности могут и потребоваться. Стоит ли в таком случае ломать? Наверное, завтра восстанавливать будет дороже, чем сегодня поддерживать.

Станция или надежда на здравый смысл?

Здание вокзала станции Кувшиново с остроконечной крышей, построенное по проекту архитектора Флегонта Воскресенского, более характерно для дореволюционных Северных железных дорог, нежели Николаевской, заметно выделяется своим обликом и по праву является достопримечательностью этого небольшого провинциального городка. Стены бревенчатые, в помещениях, которые сегодня не используются и не имеют отделки, видна кладка и сохранившиеся круглые печки. Здание чудом уцелело во время войны, хотя осколки в него попадали. Позднее их находили во время ремонта кровли.

В нескольких метрах от вокзала – водонапорная башня, которая, в отличие от подобных сооружений в других городах (например, в Осташкове), не используется. Платформа высокая – единственная на этой линии.

На втором этаже здания вокзала находится музей. Он небольшой: коллекция фонарей, инструменты, билеты, грамоты. На стенах – фотографии людей, работавших на станции. Есть семьи и даже династии: супруги Тамара и Михаил Новгородские, Тамара и Павел Лютовы, Сергей Соловьев, Василий Петров…

Помещение дежурного по станции тоже по-своему музей. Где, например, еще встретишь жезловый аппарат, да еще действующий? Электрожезловая система путевой блокировки – еще одна особенность линии Торжок – Осташков.

«Мы любим свою работу, работаем с удовольствием и хотим, чтоб наш город развивался и процветал, в том числе благодаря железной дороге», – говорит Надежда Иванова.

Поезд из Осташкова прибыл точно по расписанию. Через полчаса он отправится обратно. Первая остановка – Ранцево. Семафор, два пути, переезд с поднимающимся вручную шлагбаумом. Но опустить его некому. Как некому и встретить-проводить поезд. Что умрет скорее – станция или надежда на здравый смысл?

Михаил ЛЕТУЕВ

190 0
Лента новостей
Прокрутить вверх