Забытые дороги Тверской области

15.07.2020, 13:10

В этом году на ремонт дорог в Тверской области потратят более 11 млрд рублей. Рассказываем о том, какие дороги приведут в нормативное состояние, а какие еще долго будут ждать ремонта.

Сейчас те, кто путешествуют по дорогам Тверской области, часто оказываются в своего рода западне: заманив путника подальше, идеальная дорога превращается в ухабы, не видевшие ремонта десятки лет. Так, например, отвратительной становится трасса на Пушкинском кольце Верхневолжья после Бернова, ближе к Старице. Очень плохая дорога ведет все к той же Старице от отеля «Барская усадьба» (причем до Твери дорога хорошая). А если ехать на легендарный Ширков погост, отличная только что отремонтированная дорога до Пено превращается в размокшую грунтовку, пригодную разве что для ралли на джипах.

В 2020 году в России в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» уже восстановлено более 6 тысяч километров федеральных и региональных дорог. Об этом в одном из своих недавних выступлений сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он отметил, что почти все регионы страны выполняют или даже перевыполняют поставленные перед ними планы по ремонту дорог. Правительство РФ поставило перед субъектами задачу – выполнить нацпроект не за 5 лет, а за 4 года.

В связи с этим интересно взглянуть на данные Счетной палаты РФ за первое полугодие 2020 года. Ее аудиторы подсчитали, что нацпроект «Безопасные и качественные дороги» выполнен всего на 26,5%. То есть регионы не расходуют все средства, которые выделяют им на ремонт дорог.

В 2020 году по нацпроекту отремонтируют 153,6 километра автодорог в Тверской области. На Тверь придется 61,5 километра. Сейчас в Тверской области по нацпроекту ремонтируется дорога Красномайский – Фирово. Она связывает муниципалитет с Вышневолоцким городским округом и трассами М-10 и М-11. В 2018 – 2019 годы отремонтировано 34 километра дороги. К 1 октября 2020 года в нормативное состояние обещают привести еще 22 километра. Стоимость ремонта – 162,5 млн рублей. Продолжается ремонт тверского участка трассы М-9 «Москва –Рига». Заключен контракт на три года стоимостью 1,218 млрд рублей. До 2022 года в нормативное состояние приведут 80 километров автодорог в Пеновском и Западнодвинском районах, Осташковском городском округе и Андреапольском муниципальном округе.

В рамках нацпроекта ремонтные работы также ведутся на следующих объектах: «Осташков – Селижарово – Ржев», «Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна», «Торжок – Осташков», «Дубна – Кимры – Горицы», «Тверь – Рождествено – 1-е Мая – Ильинское».

Еще около 400 километров дорог отремонтируют в рамках региональной и муниципальных дорожных программ. Общий объем дорожного фонда Тверской области на 2020 год составил 11,5 млрд рублей.

Тысячи километров бесхозных дорог

Официально в Тверской области чуть более 16 тысяч автомобильных дорог. Порядка 9 тысяч из них находятся на балансе региона. Остальные распределены между муниципалитетами. Есть еще федеральные дороги, которыми занимаются власти Российской федерации.

Заслуженный строитель России, бывший руководитель Дорожного фонда Тверской области Владимир Георгиевич Шеин проработал в строительной отрасли региона более 40 лет. Он рассказал нашему еженедельнику о том, что дорожная сеть региона на самом деле в два раза длиннее, чем мы думаем:

– Вместе с бесхозными дорогами протяженность дорожной сети составляет около 30 000 километров. Например, в Калининском районе около 750 километров общего пользования, а с бесхозными дорогами их более 2000 километров. Их никто никогда не содержал, там нет дорожных знаков, нормальных водоотводных сооружений. Хорошо, что сейчас зимы очень мягкие, без снега, поэтому по этим дорогам еще можно ездить. В суровые зимы они могут разрушиться, и по ним нельзя будет ездить.

Владимир Шеин

Владимир Шеин истоки возникшей проблемы видит в принятии Федерального закона №131 «О местном самоуправлении». В его рамках общую когда-то дорожную сеть разделили на региональную и муниципальную.

– По закону главы муниципальных образований должны были принимать дороги на свой баланс только после того, как их приведут в нормативное состояние. Ну, пусть не нормативное, хотя бы нормальное состояние! – рассказывает Владимир Шеин. – Но главы администраций просто приняли дороги по реестру, без всякого ремонта. И теперь им не на что их ремонтировать. Области выгодно содержать не 16 тысяч километров дорог, а всего 9 тысяч. А муниципалитетам достаются крохи. Свои дороги им просто не на что ремонтировать.

Владимир Шеин считает, что на уровне федерации и регионов нужно создать свои министерства по ремонту автомобильных дорог. Раньше эта отрасль имела свое самостоятельное министерство, а теперь вошла в состав Минстроя РФ. И, как факт, потеряла свою самостоятельность.

Тверская область отдает дороги федерации

Таким образом, в России было сформировано дорожное неравенство. Федеральные дороги содержат в хорошем состоянии, региональные в более-менее хорошем, муниципальные – как повезет.

Муниципалитеты считают за счастье отдать какую-нибудь дорогу на баланс области. Регион в свою очередь ищет возможности передать свое дорожное хозяйство в веденье федерации.

Так, в этом году вышло постановление правительства РФ о передаче на федеральный уровень дорог, которые связывают Тверь со Старицей, Ржевом и Зубцовом, а также дорог, соединяющих Тверь с Бежецком и далее с Ярославской областью. Теперь их будут содержать и ремонтировать по федеральным нормативам.

Дело в том, что эти дороги вошли в состав новой федеральной трассы Р-132 «Золотое кольцо». Эта кольцевая автомобильная дорога протяженностью 1550 километров проходит по маршруту Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Сейчас на будущих федеральных дорогах идут ремонтные работы.

Станислав Петрушенко

– Мы почти год ждали положительного решения от правительства Российской федерации. Только на содержании этих дорог мы будем ежегодно экономить порядка 180 млн рублей в год, – рассказал нашему еженедельнику Станислав Петрушенко, председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области.

Владимир Шеин вспоминает, что дорога Тверь – Старица – Ржев уже не раз отдавалась на уровень федерации, а затем обратно на баланс региона. Возможно, когда-нибудь их снова вернут в хозяйство Тверской области. А пока у региона есть возможности рачительно использовать высвободившиеся ресурсы. Важно учитывать, что бюджет дорожного фонда Тверской области в 2021 году может сократиться, потому что в связи с пандемией коронавируса снизится объем собираемость акцизов и транспортного налога.

Администрация Ржева судится с подрядчиком

Ржев. Большая Спасская улица

Муниципалитеты региона пытаются решить свои транспортные проблемы. Администрация города Ржева судится с ООО «Управление дорожного строительства» (УДС) из подмосковного Красногорска. В 2019 году компания выиграла тендер на ремонт дорог на сумму 173 млн рублей. Первоначально цена была выше на 14 млн рублей. Контракт подписывал уже бывший глава Ржева Вадим Родивилов. После него главой города стал Роман Крылов. Он подписал решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Подрядчик вовремя не устранил выявленные дефекты при проведении ремонта. Этим руководствовался Роман Крылов при принятии решения. ООО «УДС» в свою очередь с третьей попытки подала иск в арбитражный суд города Ржева. Компания хочет взыскать с администрации города 64, 35 млн рублей.

А дорогу доделает другое предприятие из Красногорска – АО «Дорожное ремонтно-строительное управление». Компания стала единственным участником аукциона. И теперь за 5 млн рублей доделает дорогу на Большой Спасской, Торопецком тракте, Осташковском, Зубцовском и Ленинградском шоссе.

Восточный мост может перевернуться

В Твери тоже есть дорожные объекты, вызывающие нарекания. Сейчас завершается ремонт дорожного полотна Восточного моста. Дорожники убрали рельсы и восстановили дорогу.

Владимир Шеин обращает внимание на то, что со стороны улицы Маяковского, по правой полосе у Восточного моста пошла волна амплитудой около 30 метров.

– В железобетонных конструкциях такая волна недопустима. Это опасно. Она уже передалась на тротуар и поручни моста. Если ничего не делать, то в будущем птичка может сесть на мост в определенной точке, и он просто перевернется. С этим срочно что-то нужно делать, – считает Владимир Шеин.

Заслуженный строитель РФ обращает внимание на еще один долгострой – тоннель под Октябрьской железной дорогой у поселка Чуприяновка. Объект, который обошелся в 900 млн рублей, до сих пор не сдан в эксплуатацию.

– Идеальное решение – передать мост на баланс РЖД. В свое время я и моя команда с боем передавали РЖД путепроводы и другие объекты инфраструктуры. И это правильно, ведь РЖД должна отвечать за те объекты, которые касаются железной дороги. Видимо, сотрудники министерства транспорта Тверской области просто не могут или не хотят договариваться с РЖД, – говорит Владимир Шеин.

Как отладить систему

Станислав Петрушенко считает, что дороги в Тверской области за последние пять лет стали намного лучше. Регион поставил перед собой следующие приоритеты. Первый – ремонт дорог, связывающих между собой муниципалитеты области. Второй – создание дорог для реализации крупных инвестпроектов. Третий – ремонт дорог, ведущих к туристическим объектам. Четвертый – ремонт дорог, ведущих к школам, больницам и другим социальным объектам.

– Дороги становятся лучше, но пока денег на все не хватает. Например, дорогу, которая связывает Спирово с Лихославлем, только в этом году три раза размывало. Если мы размажем деньги дорожного фонда равномерно по области, то получим на выходе плохие дороги, которые придется ежегодно латать, – считает Станислав Петрушенко.

Владимир Шеин в свою очередь уверен, что дорожной отраслью в области и муниципалитетах должны руководить профессионалы.

– Например, в Твери люди, которые отвечают за ремонт дорог, немного, говоря дорожным языком, «нюхали» асфальт, но в нюансах дорожного дела не разбираются. Именно поэтому ремонт дорог в Твери страдает. И если в центре все более-менее хорошо, то на окраинах улицы как были 20 лет назад разбиты, так разбиты и сейчас, – резюмирует Владимир Шеин.

Подготовил Андрей Сабынин

651 0
Лента новостей
Прокрутить вверх