Внешние и внутренние риски тверского бизнеса. К чему может привести потеря контроля над своей компанией

11.03.2020, 09:50

Главный результат потери управляемости бизнеса – банкротство. В 2019 году банкротами признаны 12,4 тыс. российских компаний. Это данные единого федерального реестра юридически значимых сведений обо всех субъектах экономической деятельности.

Вадим Макаров, директор аудиторской группы «Прайм аудит», рассказал нашему еженедельнику, каковы основные причины банкротства тверских компаний, как достойно пройти процедуру банкротства и как выстроить стратегию работы своего бизнеса так, чтобы она не случилась вовсе.

Вадим Макаров

«Начать жизнь с чистого листа»

– Вадим Александрович, как вы считаете, банкротство – конец бизнеса или его оздоровление?

– Для некоторых бизнесменов банкротство – это непонятная и страшная процедура. Она вызывает негативное отношение и очень много вопросов. Те предприниматели, которые хотя бы раз проходили процедуру банкротства по одному из своих бизнесов, понимают, что это вполне рабочий инструмент. Это не крест на бизнесе, а зачастую механизм его оздоровления. Лично я придерживаюсь точки зрения, что банкротство – это возможность начать жизнь с чистого листа.

– Сколько процедура банкротства занимает по времени?

– Очень по-разному. В некоторых случаях она может занять шесть месяцев, а иногда 3–5 лет. И это нормально. Когда кредиторы и должники входят в жесткое противостояние друг с другом, споры могут годами тянуться в судах.  Из-за этого затягивается и процедура банкротства.  Распродается имущество, взыскиваются какие-то задолженности, оспариваются сделки. Но главное, чтобы предприятие вышло из процедуры банкротства с полностью погашенными долгами и возможностью начать новый виток своей работы.

– Каковы основные причины банкротства?

– Причины могут быть самые разные. Одна из них – потеря контроля над бизнес-процессами руководителями и собственниками компании. Чтобы этого не произошло, очень важно ежегодно проводить аудит, получать независимое заключение, все ли в компании в порядке или есть факторы, которые указывают на то, что компания находится в кризисной ситуации.

Наша миссия – помочь бизнесу снизить потенциальные риски, как внутри, так и извне. Некоторые руководители говорят, что им не нужен аудит, потому что они и так хорошо знают свою компанию. Но часто во время проведения аудита мы даже в благополучных на первый взгляд компаниях находим серьезные риски налогового и управленческого контроля. Наша задача – объяснить руководителям, что если не изменить ситуацию, то это приведет к кризису, а потом и к банкротству.

– Насколько в процедуре банкротства, в которой может быть много самых разных нюансов, важно качественное юридическое сопровождение?

– Процедура банкротства требует специальных знаний и норм. Те, кто хорошо разбирается в этом виде законодательства, легко могут провести процедуру банкротства своей компании. Если за эту процедуру берется юрист общей практики, то ситуация может закончиться плачевно. Банкротство – это вопрос денег, имущества, ответственности. Дело может дойти и до субсидиарной ответственности, то есть ответственности руководителя за долги компании.

«Прошло время, когда налоги можно было не платить»

– Каковы главные факторы внешнего риска?

– Неуплаченные в полном объеме налоги. Не секрет, что сейчас каждая третья налоговая проверка в Тверской области и в целом по России заканчивается или закрытием, или банкротством предприятия.

Налоговая служба проводит выездную проверку, делает доначисления, которые исчисляются десятками миллионов рублей. Это становится неподъемным бременем для компании.

– Среди некоторых предпринимателей бытует мнение, что налоговая ведет себя некорректно. Можно ли как-то защитить себя от неправомерных действий?

– Универсального рецепта нет. Все зависит от каждого конкретного бизнеса. Главный совет один – платите все налоги. Еще пять-десять лет назад большинство предпринимателей считали, что налоги полностью платить необязательно. Сейчас налоговое администрирование со стороны государства становится более точным и жестким. В ходе выездных проверок проверяется деятельность организации за период три года. Все утаенные налоги придется заплатить. Как правило, действия налоговой справедливы и понятны.

– Значит, важно заранее спланировать свою налоговую стратегию. Вы оказываете для бизнеса такую услугу?

– Да. Предприниматели, которые сотрудничают с нами уже не один год, перед открытием нового направления бизнеса обращаются за советом. Они хотят понять, какая налоговая стратегия в данном конкретном случае будет оптимальной. Как сделать так, чтобы новое направление деятельности не было аффилировано с уже имеющимися и т. д. Лучше заранее провести налоговое планирование. Это спасет от многих возможных ошибок в будущем.

Риски внутри бизнеса

– Какие риски для успешного бизнеса вы во время аудита находите внутри компаний?

– Мы часто наблюдаем одну и ту же картину – как только функция контроля ослабевает в том или ином бизнесе, это заканчивается плачевно. У одного предпринимателя были хорошие обороты, но почему-то не было прибыли. Мы провели аудит и выяснили, что бухгалтер за три года украла у него три миллиона рублей. И он понял, что неплохо заработал. Просто функция контроля была ослаблена.

Классика менеджмента гласит: «Планируй, делай, контролируй». Некоторые предприниматели говорят: «Ну я же доверяю своим сотрудникам. Зачем их проверять?». Доверяй, но проверяй.  Опыт показывает, что лучше раз в год потратить на аудитора, чтобы внешний сотрудник дал независимую оценку финансовой деятельности компании и помог руководителю обратить внимание на слабые стороны.

Расходы на аудитора всегда меньше, чем потенциальные риски, которые могут привести к убыткам в компании. Незаинтересованный аудитор дает свой независимый взгляд. Хорошо, когда в компании нет кризисной ситуации и ошибки можно еще исправить без финансовых и имиджевых потерь. Многие руководители устраняют найденные ошибки, а потом еще раз приглашают аудитора, чтобы он проверил, как проведена работа над недочетами.

Как не упустить многомиллионную выгоду

– Тверские юристы часто говорят о низкой правовой культуре предпринимателей. Многие договоренности не фиксируются в договорах. В итоге, когда возникают финансовые споры, никто ничего не может доказать. Все заканчивается длительными судами. Как вы считаете, на каком уровне находится юридическая культура тверского бизнеса?

– Бывает так, что неверное составление и сопровождение договоров приводит к тому, что ссорятся давние компаньоны. В итоге дело заканчивается судами и банкротствами. Кто-то учится на своих ошибках. Мы советуем учиться на ошибках других. Проходят времена, когда понятийно можно было о чем-то договориться так, чтобы все договоренности потом были выполнены.

Правильность составления договорных отношений становится все более актуальной. Люди, которые умеют составлять договоры, не жалеют деньги и время на юристов, в случае возникновения споров смогут отстоять свои интересы в судах.

Опытные предприниматели понимают, что затраты на хорошего юриста измеряются десятками тысяч, а возможные убытки или упущенная выгода – десятками миллионов рублей.

Перед заключением договоров нужно их внимательно читать. Бывает много случаев, когда предприниматели договорились на словах об одном, а в договоре в итоге было написано другое.  Или на словах один партнер слышит одно, а другой – совсем другое.  В итоге это заканчивается конфликтами, спорами, судебными тяжбами.

Неплатежи растут

– Вы оказываете услугу юридического сопровождения для бизнеса?

Да, оказываем. Те компании, которые не имеют в штате своего юриста, могут обращаться к нам. Мы поможем проверить ваши договоры, юридически отладить ваши взаимоотношения с контрагентами, дадим правовые заключения по возможности оспорить или, наоборот, взыскать те или иные задолженности. Так, «Прайм аудит» эффективно занимается взысканием дебиторской задолженности. Последнее время неплатежи растут. Некоторые компании принципиально не платят своим подрядчикам, пока они не подадут на них в суд.

Заплатить, но не переплатить налоги

– Насколько важно собственникам и руководителям бизнеса повышать свой уровень образования и компетенций?

– Нужно обучаться, особенно руководителям и главным бухгалтерам, людям, которые отвечают за построение бизнеса и налоговую политику. На семинарах, которые мы проводим для бухгалтеров и кадровых сотрудников, мы стараемся, во-первых, показать те изменения, которые происходят в налогообложении, а во-вторых, поднять их квалификацию, чтобы они могли правильно отразить в своей работе все нюансы, в том числе заплатить, но не переплатить налоги.

Легче потратить 10–15 тыс. рублей на обучение, чем платить потом миллионные доначисления. Мы проводим такое обучение для тверских компаний. С каждым годом спрос на образовательные услуги устойчиво растет.

Какой бухгалтер будет востребован в будущем

– Есть экономические прогнозы, которые говорят о том, что профессия бухгалтера скоро исчезнет. Вы с этим согласны?

– Уже сейчас крупные торговые сети массово увольняют бухгалтеров, которые занимались рутинными операциями, например, сверкой расчетов с поставщиками. Торговые сети вводят электронные системы документооборота, где эти операции выполняются автоматически. Необходимость в ручном рутинном труде отпала. Такие процессы будут дальше продолжаться. Автоматизация возрастает.

Например, индивидуальные предприниматели, которые работают с онлайн-кассами, могут не вести бухучет. Это за них будет делать налоговая служба. Налоговая по онлайн-кассам видит все доходы предпринимателя и может начислить налоги или даже сама списать их с расчетного счета.

Но есть и другая сторона этого вопроса. На протяжении последних 50 лет Россия постепенно внедряет международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Эти стандарты строятся на принципах, когда большая роль отводится профессиональному суждению бухгалтера. Он должен правильно оценить активы организации, верно отразить все операции и т. д. Такие высококлассные специалисты нужны сейчас и будут востребованы и через десять лет.

Беседовал
Андрей САБЫНИН

99 0
Лента новостей
Прокрутить вверх