Тверской Краеведческий музей не открывают 9 лет. Обсуждаем причины и витающие слухи

21.06.2022, 15:17

В последнее время газета «Караван» уделяла большое внимание ситуации, сложившейся с Тверским краеведческим музеем.

 

Куда и зачем выселяют Тверской Краеведческий музей

 

Ситуация действительная странная: один из старейших и богатейших краеведческих музеев России вдруг выселяют из здания, в котором он работал с начала 1990-х годов. Никаких официальных документов о том, куда его переселяют, не обнародовано. Ходят только слухи о размещении музея в бывшем здании  художественного училища им. Венецианова, которое по площади в два раза меньше прежнего, да и находится оно не в центре города, где музей возник и работал 156 лет. Создать в помещениях училища новый музей истории региона по полной структуре, невозможно. Следовательно, жители Тверского края лишаются доступа к огромной части своего культурного наследия, к своей исторической памяти.

Музейщики причины практической ликвидации краеведческого музея областной властью не знают. Им никто ничего не говорит. Просьбы объяснить причины сложившейся ситуации, рассказать о планах власти на развитие музея, ознакомить с документами, касающимися судьбы музея, а, следовательно, и их собственной судьбы, в течение последних лет остаются без внимания.

 

У музея нет нормального транспорта

 

Тверской краеведческий музей является головным музеем одного из крупнейших в России музейных объединений. Сотрудники музея создают экспозиции в филиалах, но непонятное «недовольство» власти сказывается и на музейном объединении в целом: так десятилетиями не удовлетворяются заявки музея на транспорт.

При наличии более 30 филиалов музейное объединение имеет всего 2 немолодые легковые машины и старичок-УАЗик. Ежу понятно, что, не выделяя Тверскому государственному объединенному музею необходимого собственного транспорта, региональное  министерство культуры в определенной степени саботирует работу объединения, да и старость имеющихся в музее машин запросто может привести к трагедии.

Большой, опытный, профессиональный, работоспособный музейный коллектив, который создал музеи, являющиеся гордостью Тверского региона в  Берново, Вышнем Волочке, Кимрах ,Бежецке, Ржеве и в других населенных пунктах региона ‒ не просто игнорируют, его унижают:

 Министерство культуры области  поздравило музейщиков с  Международным днем музеев только на следующий день после праздника. Забыли, наверное.  

В чем причины санкций и прямых репрессий против музея? Чем не угодил краеведческий музей региональной власти? Поскольку никаких официальных разъяснений нет, то приходится исходить из предположений и пользоваться слухами.

Слухи вокруг музея

Прежде всего, вероятно, нужно ответить на вопрос «Кому выгодно?». Известно, что освобожденное музеем здание передается картинной галерее. Таким образом, кому выгодно, ясно. Стоит вспомнить историю 30-х годов прошлого века, когда советская власть расправилась с краеведческим движением, поскольку, по её мнению, внимание к прошлому и, в частности, краеведение отвлекало граждан от социалистического строительства.

Не последнюю роль в этом процессе сыграла Н.К. Крупская, в то время заместитель народного комиссара просвещения. Именно тогда из краеведческих музеев во вновь созданные картинные галереи стали передаваться картины, художественные ценности, не имеющие, как объясняли, краеведческого звучания и значения.

Калининская областная картинная галерея была создана то же время ‒ в 1937 году, на основе большой части художественной коллекции  краеведческого музея. Но некоторые краеведческие музеи области тянули с передачей картин, и Н.К. Крупская, по ходатайству Калининской картинной галереи, прикрикнула на областную власть и потребовала отобранные в Новоторжском, Ржевском, Осташковском, Весьегонском, Кашинском, Калязинском музеях картины передать в областную картинную галерею. В итоге, в 1930-е годы краеведческое движение было разогнано, многие известные краеведы репрессированы, а краеведческие музеи скукожились до отделов социалистического строительства. Может быть, в тех временах и следует искать корни ненависти к краеведению, противостоянию искусствоведов и краеведов?

Мнение современной «региональной Крупской» известно: сравнение «искусствовед и краевед» для неё однозначно сравнению «патриций и плебей», а народное искусство и творчество – это «топотушки». Поэтому спустя почти 90 лет она пошла дальше своей предшественницы: выбрасывает своего родителя – музей ‒ из его дома.

Вероятно, высокое искусство не учит чтить родителей, или хотя бы мирно сосуществовать с ними. Может быть, современные искусствоведы не знают, что одновременно с любительским краеведением существует научное, профессиональное регионоведение, что, например, в Казанском федеральном университете, Северном (арктическом) федеральном университете им. Ломоносова, Воронежском университете, Тверском государственном университете, Институте истории Санкт-Петербургского университета и других вузах России работают кафедры регионоведения? Банально, но решение современных задач развития туризма, особенно внутреннего, невозможно без развития регионоведения, а любительское краеведение внесло большой вклад в изучение истории территорий.

Столицу нельзя обидеть

Слухи, бытующие в ореале областного правительства, к причинам ненависти к краеведческому музею относят и некоторые личные установки. Так, например, показ природы края – это показ мертвых птиц, зверей, растений, что неприятно; в какой-то степени это относится и к археологии; в период Средневековья Тверь боролась с Москвой, говорить об этом не надо, можно столицу обидеть; советский период показывать нельзя, так как большевики закрывали церкви. Показывать можно лишь то, что порекомендуют.

Не напоминает ли это ситуацию с исторической наукой и школьной историей на Украине? Информация к размышлению: до закрытия на ремонт в 2013 г. Тверского краеведческого музея самыми востребованными у посетителей были отделы природы и истории древней Твери. В Москве сегодня Дарвиновский музей (музей природы) – один из самых посещаемых. В год закрытия Тверской краеведческий музей посетили более 76 тысяч человек. Личные установки ‒ против интересов этих тысяч жителей и гостей края?

Интересно, что в существующей ситуации Тверской  краеведческий музей поддерживают лишь общественники, общественные организации, да газета «Караван». Чиновники Тверского правительства не делают это в силу своего положения, что понятно.

Но почему молчат депутаты разных уровней, которые все как один позиционируют себя патриотами города, края, защитниками интересов своих избирателей? Невольно вспомнишь слова Ю. Фучика: «Не бойтесь врагов ‒ они могут только убить; не бойтесь друзей ‒ они могут только предать; бойтесь людей равнодушных ‒ именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете…».

История показывает, что обращение к историческому прошлому, возрождение краеведения в Советском Союзе началось уже перед Великой Отечественной войной, с 1942 г. на многочисленных плакатах к борьбе с фашизмом народ призывали герои русской, российской и советской истории. Будем надеяться, что и в Тверском регионе возобладает здравый смысл, а представители власти вспомнят, что воспитать гражданина, готового защищать свою Родину, без знания истории своего края невозможно. Нет сомнения, что они знакомы со словами  М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего  прошлого, не имеет будущего».  

 Анна Новикова

116 1

1 комментарий к “Тверской Краеведческий музей не открывают 9 лет. Обсуждаем причины и витающие слухи”

  1. Наблюдение немного не по теме: были тут недавно в Тверском путевом дворце, осмотрели экспозицию. Удивило большое количество картин неизвестных художников. Любопытно, что на полотнах даже портреты императоров — Петра I, Екатерины II… Неужели история не сохранила имён таких художников? Или нет средств на экспертизу?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх