Тверская область: накануне очередных перемен

06.07.2022, 15:29

Продолжается самое странное лето российской политики за весь истекший период ХХI века. И поскольку о самом главном и страшном мы писать не можем, попробуем в очередной раз проанализировать то, что находится в нашей компетенции и пока неподсудно, – региональную политику. Хоть и мало ей сейчас уделяется внимания, однако именно она, а не внешняя политика будет определять нашу жизнь.

Ставка на города

На прошлой неделе среди федеральных аналитиков пошли разговоры по поводу того, что премьер-министр Михаил Мишустин подготовил новую стратегию пространственного развития России.

Ставки в этой стратегии будут делаться не на регионы, а на городские агломерации. Федеральные структуры будут работать напрямую с муниципалитетами, а губернаторы останутся в роли государственных чиновников, регулирующих жизнь на территории (что-то вроде нынешних федеральных инспекторов). Соответственно, предстоит решать, какие агломерации будут развиваться, а какие прозябать.

Телеграм-канал «Акценты средней полосы» пишет, что новая архитектура страны будет включать примерно 40 городских агломераций. Формально регионы сохранят свои границы, но одни окажутся фактически разорванными, а другие, наоборот, сольются с соседями.

Так, Тамбов, Орел и Курск войдут в Воронежскую агломерацию. Белгород сольется со Старым Осколом и Липецком, и это будет альтернативный центр притяжения в ЦФО. Калужско-Обнинскую, Тульско-Новомосковскую, Ярославско-Костромскую, Рязанскую, Смоленскую, Владимирскую агломерации привяжут к Москве скоростными магистралями, областные центры превратятся в дальние пригороды столицы, их жители получат возможность работать в Москве без издержек на аренду столичного жилья.

В своей аналитике наши коллеги предрекают незавидную роль Твери. Из-за выбранного губернатором Игорем Руденей курса на развитие исключительно туристического кластера в Завидове Тверь может превратиться в точку на карте, которую без остановки пролетают скоростные поезда.

«Твери суждено прозябать и терять людей» – такой вердикт выносят «Акценты средней полосы».

Тверь на перекрестке

Мы, конечно, из тверского патриотизма не можем с этим согласиться. Хотя этот вариант будущего практически неизбежен, но вдруг случится чудо? И наша огромная обезлюдевшая и заросшая борщевиком область вдруг найдет для себя какой-то иной смысл существования, кроме довольно дорогого и непредсказуемого из-за климата туризма (и этот смысл будет не в промышленном свиноводстве, запах от которого распугает даже туристов в пятизвездочных отелях Завидова)?

Сила тверской земли всегда была в логистике. Через нас проходил путь из варяг в греки и в более восточные края – от Балтии до Персии, Китая. Долгое время Волга была основной транспортной магистралью страны. А потом, когда появилась Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога, Тверь играла ведущую роль в развитии железнодорожного транспорта России.

Недаром в конце ХIХ века именно в Твери французскими инвесторами был построен вагоностроительный завод. Тогда железнодорожники были технической элитой страны, примерно как сейчас атомщики – передовой край инженерной мысли и производственной культуры. Увы, сейчас даже эти достижения обнуляются. Судя по всему, из-за ухода западных технологий Тверской вагоностроительный завод вернется к выпуску плацкартных вагонов а-ля 1960-е. И конечно, претендовать на основании этого на какую-то важную роль в складывающейся агломерации будет несколько самонадеянно.

«Пошла писать губерния»

Игорь Руденя

На прошлой неделе губернатор Тверской области Игорь Руденя отчитался о результатах работы регионального правительства перед депутатами Законодательного собрания Тверской области. Смысл этих отчетов давно потерян, депутаты даже не пытаются задать губернатору острые вопросы, несмотря на то что слушают каждый год примерно одно и то же. Но тем не менее это было политическое событие, которое мы должны упомянуть.

Прошлый, 2021 год Руденя назвал сложным, но продуктивным. Да, несмотря на то что главной темой года стал коронавирус, в регионе что-то происходило не только в здравоохранении, но и в экономике.

Как всегда, Игорь Руденя говорил про ремонт дорог, пресловутый Западный мост, строительство которого все же началось и из-за которого теперь вся Тверь молится, чтобы оно успело закончиться до того, как произойдут совсем глобальные трансформации в российской экономике.

Шла речь о газификации. За молодостью лет я не слышала, что в начале 1990-х говорил на эту же тему глава Тверской области Владимир Суслов, но уверяю, с тех пор газификация региона ушла не сильно далеко. А вот газовые долги растут каждый год, и «Тверская генерация», главный должник за газ перед «Газпромом», уже подала в суд на банкротство самой себя.

Очень больная тема – демография. Но и тут Игорь Руденя сумел преподнести явный негатив как позитив. В 2021 году в Тверской области снизилась смертность от онкологических заболеваний и инфаркта миокарда (народ умирал в основном от коронавирусной инфекции).

Акционеров кинули

«Газпром», долгое время позиционировавший себя как национальное достояние, на прошлой неделе оставил без дивидендов своих акционеров. Казалось бы, рекордные цены на российский газ, сверхвысокий курс рубля – и тут такой, как говорили 25 лет назад, «кидок»? Знаю вполне рядовых тверитян, которые рассчитывали получить 200 тысяч рублей, теперь не получат.

Отказали в выплатах акционерам и Сбербанк, и «Россети», и «Мегафон»… Тем самым подтверждая старую истину, которая почти забылась за тучные нулевые: не надо играть в игры с государством и принадлежащими ему компаниями, они всегда найдут способ тебя бросить.

На три Старицы меньше

Старица

А про убыль населения хочу напомнить, что за 2021 год, согласно данным Тверьстата, умерло 24 209 человек, что на 2775 человек больше, чем в 2020 году. То есть на каждую тысячу живших в нашей губернии людей пришлось 21,4 смерти (статистики даже смерти делят на десятые доли, такова специфика их работы). Условно говоря, в 2021 году Тверская область лишилась половины Ржева. Или трех Стариц. Не жутковато от таких цифр, Игорь Михайлович?

Причем основная смертность приходится на мужчин после 50 лет, и это особенно ужасает. Потому что мужчины умирают, когда не видят перспектив, когда выпадают из общего потока жизни. Пожилая женщина еще найдет себя в дачных трудах и присмотре за внуками, а мужикам сложнее. Они чаще задают себе вопрос: «Зачем я жил?» – и не могут на него ответить. Сейчас их мозги, и без того атакуемые нелеченой гипертонией, мучает телевизор, где в режиме нон-стоп идут какие-то «вечера с Соловьевым», от которых и у абсолютно здорового человека может гипертонический криз случиться.

Словом, последствия этих несчастных ковидных и спецоперационных времен еще станут брешью в и без того истощенной бедами ХХ века демографической ситуации в Тверской области.

Минутка кадрового оптимизма

правительство Тверской области

Ну и напоследок чуть-чуть оптимизма из осведомленных источников. По сведениям из администрации президента, в июле ожидаются ротации губернаторов в 11 регионах. Это не те регионы, где в этом году состоятся губернаторские выборы, им уже поздно менять на переправе коней. Значит, что-то может случиться и у нас. Тверская область достигла такого состояния, что будет приветствовать любые перемены. Увы, в ней не осталось элит, которые умеют эти перемены приближать и конструировать, но, возможно, случись что – и они появятся?

Может быть, и Игорь Руденя осуществит свою мечту. Поговаривают, что на серьезное повышение может пойти нынешний министр сельского хозяйства 45-летний Дмитрий Патрушев. Может, тут и вспомнят, что человек, случайно назначенный руководить Тверской областью, всю жизнь мечтал именно о Минсельхозе?

Как писал один герой Довлатова, поживем – увидим.

 

Мария Орлова

фото: www.pinterest.co.uk, tver.ru, пресс-служба правительства Тверской области, mfk-daglizing.ru, кцсон-старица.рф

498 3

3 комментария к “Тверская область: накануне очередных перемен”

  1. Ну и к чему эта бредятина? В кои-то веки в нашей области губернатор, который не сидит сиднем, а развил бурную деятельность, причëм на благо области, а его всë выпихинуть норовят! Кто материальчик заказал? И за сколько продалась-то, иудушка?

    1. Трамп

      Сам иуда. Что сделал этот посланный руководить? Мощи перенёс, собор построил, одними молитвами сыт не будешь. Где западный мост, детская поликлиника, речной вокзал, трамвай, развитие сельского хозяйства. Переводить земли сельхозназначения в лесной фонд легко, вместо развития сельского хозяйства. Он просто не очень умный человек, да, похоже и верующий только напоказ. Нам такого добра не надо. Развал во всём. Пусть возвращается в Москву, у него там много недвижимости, заработанной непосильным трудом. Жалеть никто не будет, только пусть заберёт с собой чудо, построенное перед путевым дворцом

  2. Уйми свою фантазию, Руденя,
    Ты совершил в Твери «великих» дел немало:
    Ты с улиц города убрал троллейбус и трамвай,
    Проектам новым положил начало:

    Огородил от любопытных глаз речной вокзал,
    Молитвами нас избавлял от пьянства и от блуда,
    И вроде возродить деревню обещал,
    И ждали мы — а вдруг случится чудо?

    Спустись на землю, губернатор, наконец,
    Ведь сколько сил и средств на ерунду затрачено.
    Сам знаешь – на Тверской земле ты временный «творец»,
    А нам здесь жить судьбою предназначено.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх