Опасность советских стереотипов

Анонс нового политического сезона

15.12.2021, 22:31
Беловежская пуща. 1991 год

Главная политическая новость столетия случилась 30 лет назад: перестал существовать Советский Союз. По моему глубочайшему убеждению, именно то, что это событие недостаточно осознано и объяснено, рождает подавляющее большинство проблем сегодняшнего дня, в том числе у нас, в Тверской области.

Ностальгия по небылому

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение между Россией, Украиной и Белоруссией – государствами, которые в 1922 году подписали соглашение о создании Советского Союза. Они констатировали, что СССР прекратил свое существование, и заявили об образовании Содружества Независимых Государств. Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич скрепили своими подписями мирный «развод» бывших братских республик.

Люди, которые родились в год распада СССР, уже давно взрослые. Можно смело сказать, что самое экономически и политически активное поколение от 25 до 40 лет мало представляет себе жизнь в СССР, лишено советских ментальных кодов, но часто под влиянием старших романтизирует никогда не виденное государство. У старших-то, понятно, сильны воспоминания: и девки были моложе, и какая-то разрушенная перестройкой стабильность (которая длилась недолго, но почему-то навсегда отпечаталась в памяти). А тех, кто «миром державным был лишь младенчески связан», непонятно, что привлекает в советском прошлом. Дефицит? Отсутствие элементарного бытового комфорта? Невозможность поехать за границу без санкции парткома и месткома? Заидеологизированность всего и вся?

Сейчас большинство россиян ненавидят Горбачева и считают, что, окажись они на его месте, уж точно поступили бы более продуманно. Не допустили бы «величайшей геополитической катастрофы XX века», пошли бы «по китайскому пути», и прочие умные мысли, которые легко думать, сидя на диване, спустя 30 лет. Легко говорить о том, как следовало бы тушить горящий дом, после пожара разбирать действия руководителя пожаротушением. Между тем тогда, 30 лет назад, никто не знал, что будет дальше, руководители страны действовали на ощупь. И все могло бы закончиться гораздо хуже, например полномасштабной гражданской войной. Войны удалось избежать. Ситуация резко ухудшилась, но потом быстро начала улучшаться.

Рухнул, как гнилой сарай

СССР, основанный на нежизнеспособной в долгосрочном периоде идеологии, рухнул, как гнилой сарай. Он не мог существовать без своих несущих конструкций – лжи и насилия. Как только ложь и насилие стали убывать, все посыпалось. И тот же Горбачев был бессилен остановить этот процесс. Он, будучи советским человеком до мозга костей, просто не видел, куда дальше двигаться. Попытался жестко реагировать на народные выступления в Вильнюсе и Тбилиси – стало еще хуже. Что сейчас ему пенять? Что не расстреливал и не давил танками многотысячные демонстрации на Манежной, как китайцы раскатали по асфальту студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году?

Величайшая историческая заслуга Горбачева в том, что он избавил бывших советских людей и весь мир от страха. Ушел страх ядерной войны. А советские люди на некоторое время перестали бояться своего государства. О распаде Советского Союза в момент его распада не пожалел никто, это событие прошло незамеченным. Слишком много тогда происходило, слишком стремительно менялась жизнь.

В начале 1990-х некому было объяснять народу, как понимать распад СССР. Надо было решать неотложные задачи. Россия переходила на рыночные рельсы, надо было срочно насыщать товарами пустые и голодные города. Евгений Шамакин, который отвечал на посту заместителя главы города Твери за торговлю, рассказывал, как в городскую администрацию звонили возмущенные ветераны и говорили: «Как вы можете позволять в центре города спекулянтам торговать колбасой?» А это были уже не спекулянты, а только появившиеся предприниматели. Менялся язык, менялись понятия. Но до осмысления этих перемен руки за 30 лет так и не дошли.

Политический голод – серьезная угроза

Нынешнее российское государство – не советское, а по сути своей антисоветское. Но на этом наша власть предпочитает не фокусировать внимание. И получается, что у народа нет другого политического языка, кроме коммунистического, левого, усвоенного за пять поколений людей, выросших при советской власти.

Недавно в YouTube увидела забавный ролик: на одном мировом первенстве случайно включили вместо гимна России гимн СССР. И российская сборная, парни, не могущие помнить советского гимна, дружно его запели. Что это – генетическая память? Или непонимание принципиального различия смыслов?

В этом нет ничего хорошего. Руководители страны сами выросли в Советском Союзе, состояли в КПСС и не очень осознают важность появления в стране широкого спектра политических сил. Себе они оставляют право реализовывать ультраправые идеи в экономике, но декларируют свою преемственность от Ивана Грозного и Сталина. А то, что народ не продвинулся в своем политическом развитии дальше вульгарно понятого марксизма, не так беспокоит, как проникновение «тлетворного влияния Запада».

Между тем растет запрос на социальную справедливость, назревают бунты мракобесов против санитарно-эпидемиологических мер, да и вообще, растут цены. И граждане привычно хватаются за коммунистов как единственную политическую партию, которая подхватывает волнующую их повестку. Даже партия-спойлер «Коммунисты России» на выборах набирает больше, чем заслуженная демократическая партия «Яблоко».

Сейчас КПРФ возглавляет престарелый Геннадий Зюганов, чьи политические амбиции остались в далеком 1996 году. А если его не станет и к рулю придут молодые левые западного образца, которые не станут отпугивать избирателя, устанавливая памятники Сталину, а начнут требовать, допустим, «землю – крестьянам, фабрики – рабочим»?

Не партии, а симулякры

На днях мы обсуждали политические партии в Тверской области: какая из них может претендовать на то, чтобы вызывать симпатию интеллигентных думающих людей. Я высказала мнение, что никакая, не для того они создавались, не для того и действуют.

Из всех партий в нашем регионе на партию больше всего похожа, опять же, КПРФ. То же «Яблоко» делает все, чтобы не набрать больше трех процентов. Возможно, если бы от руководства партией вовремя ушел Григорий Явлинский, уступив место Льву Шлосбергу или Эмилии Слабуновой, в 2021 году на осенних выборах у этой партии появился бы шанс на перезапуск. Но сейчас она точно идет к своей исторической кончине.

«Справедливая Россия», которая энергично стартовала лет десять назад как социал-демократическая альтернатива «Единой России», тоже не пережила слияния с партией Захара Прилепина, утратила последние ошметки респектабельности. В Тверской области она держалась за счет ресурса депутата Алексея Чепы. Но Чепа, весьма немолодой человек, на ближайшие пять лет решил свои политические проблемы, став зампредом комитета по международным делам Госдумы, и теперь в Тверской области ему больше ничего не надо.

ЛДПР, как мы уже неоднократно писали, переживает кризис в руководстве партии: Жириновский по возрасту и состоянию здоровья должен отойти от дел, а заменить его некем, таких артистов больше не делают.

У «Единой России» дико провалился рейтинг. Он просел настолько, что на прошлой неделе на федеральном уровне начала курсировать идея отменить партийные списки. Возможно, выборы 2022 года (напомню, в Твери будут выбирать Тверскую городскую думу) станут проходить только по одномандатным округам.

Даже в этом году на выборах в Законодательное собрание Тверской области была негласная установка не подчеркивать партийную принадлежность кандидатов-единороссов, подавать их как просто крепких хозяйственников и хороших ребят, знающих проблемы округов. Кстати, в большинстве случаев они такими и являются – по-настоящему толковые люди баллотируются от ЕР, чтобы не тратить попусту время и деньги.

Поэтому остальным партиям кандидатов набрать просто неоткуда. КПРФ В Тверской области имеет ядро из четырех-пяти человек, а остальные примкнувшие к ним все же маргиналы, которых бессмысленно выбирать даже в сельсовет. «Справедливая Россия – за правду» имеет актив и того меньше. В нынешние выборы мы видели, как бедный депутат гордумы Дмитрий Игнатьков был выдвинут от этой партии буквально на все посты. Сергей Юровский, Эдуард Белых, Дмитрий Игнатьков… Выражаясь словами Ленина, «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Примерно та же ситуация у ЛДПР, а случись что с Жириновским, будет еще грустнее.

Партия «Родина» в Тверской области – это своего рода корпоративная партия холдинга «Афанасий», продвигающая местную повестку. Если в будущем году Максим Ларин не остынет к политической деятельности, у этой партии могут быть перспективы на выборах в Тверскую городскую думу. Хотя на федеральном уровне эта партия производит довольно жалкое впечатление.

Есть еще «Новые люди». К сожалению, у этой партии кадровый голод не только на региональном, но и на федеральном уровне. Единственный известный в ней человек – бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева. Первое лицо и создатель партии Андрей Нечаев известен только в узких кругах. Это руководитель компании «Фаберлик», на основе торговых представителей которой партия и создавалась. Поэтому в Тверской области сложно найти каких-то серьезных «новых людей». Только журналисты Игорь Марченкофф и Дашун Самарина знают, кто руководит местной партячейкой.

Это, как вы поняли, был своего рода анонс нового политического сезона в Твери и Тверской области. Впрочем, посмотрим, что год грядущий нам готовит.

Мария Орлова

 

179 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх