Нобелевская премия мира – независимым главным редакторам

13.10.2021, 19:00

Прошлая неделя навсегда войдет в историю присуждением Нобелевской премии мира главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову. Что это значит для всей России и Тверской области?

Моя первая реакция была: «И все же не зря мы, главные редактора независимых СМИ, топчем эту землю». Эта премия, которую Дмитрий Муратов разделил с филиппинской журналисткой Марией Ресса, на мой взгляд, получена, прежде всего, за поддержание института прессы как «четвертой власти» в чрезвычайно токсичной среде. Напомним, за эти годы погибли пять (!) авторов «Новой газеты»: Игорь Домников, Юрий Щекочихин, Анна Политковская (премию вручили через день после 15-летия ее убийства), Наталья Эстемирова, Анастасия Бабурова.

Конечно, в социальных сетях тут же начал заседать альтернативный «нобелевский комитет», который решил, что Муратов премии недостоин, что премию надо было дать находящемуся в заключении Алексею Навальному. Отметим, что у Нобелевской премии мира уже не раз были прецеденты, когда премию вручали гонимому оппозиционеру, а он, придя к власти, вел себя довольно жестко. Последний пример – Аун Сан Су Чжи, которая была диссиденткой в Бирме (Мьянма), а спустя четверть века после вручения премии пришла к власти, и теперь ее обвиняют в геноциде бирманских мусульман. Никто сейчас не может предсказать, что уготовила история Алексею Навальному, но он сам искренне поздравил Дмитрия Муратова, оказавшись гораздо адекватнее своих фанатов. Вообще, удивительное качество российской либеральной интеллигенции – даже в случае безусловной победы чувствовать себя уязвленной и пораженной. Конечно, это проблема тотального недоверия всех ко всем и это огромная беда нашего сегодняшнего разобщенного социума.

Для меня в награждении главного редактора «Новой газеты» и его филиппинской коллеги есть одна важная составляющая. Несмотря на все разнообразие блогеров, пишущих в своих социальных сетях, есть такая институция – редакция и ее олицетворение – главред. Коллегиальный орган, который создает СМИ, и человек, в силу опыта и профессионализма возглавляющий это СМИ. Именно наличие классической редакции было гарантией того, что мозги людей не так засорялись всякой чепухой. Хотя, конечно, это случалось, но главный редактор нес за это ответственность. А сейчас кто за что ответит? Блогер Вася? Так он очень удивится, когда его отвечать заставят.

Кроме того, важная институция – бумажная пресса. Мы в этом тоже могли убедиться на прошлой неделе, когда из-за технического сбоя вдруг отключились основные социальные сети «Фейсбук», «Инстаграм» и мессенджер «Ватсап». С большими перебоями работали «ВКонтакте» и «Телеграм». Позже, когда соцсети заработали, многие пользователи признавались, что минувшим вечером без интернета читали бумажные книги и были счастливы.

Как показали два прошедших десятилетия, на интернет в плане сохранности данных на долгие века положиться нельзя. Закроется издание, не проплатят хостинг – и уникальные тексты пропадут без шансов восстановления к ним доступа. А подшивочка газет так и будет лежать на библиотечной полке. Каждый номер нашей газеты по старинке отсылается в главные библиотеки Тверской области, а также в Российскую государственную библиотеку. И историки будущего, чтобы не возиться с устаревшими серверами, облачными хранилищами и так далее, именно по бумажным носителям будут восстанавливать картину наших дней.

Мы сегодня в Тверской области видим, как нивелируется институт главных редакторов – личностей, людей, закаленных легендарной газетной работой. Заслуженные журналисты с именем заменяются послушными копирайтерами, переписывающими пришедшие от власти и госкорпораций пресс-релизы. Хотя сейчас в этом процессе поколенческой и технологической революции в СМИ тоже начинают проглядывать новые имена, вырабатываться новые репутации. Очень важно, чтобы эти восходящие звезды тверских медиа прошли через школу настоящей редакции – где есть старшие коллеги с их опытом, где есть редактор с его связями, знаниями и влиянием.

Ведь работа редактора – это еще и непрерывный воспитательный процесс. Я знаю, что Дмитрий Муратов следит за жизненным путем тех, кто прошел школу «Новой газеты», помогает им, если, например, вдруг встает вопрос о лечении или других серьезных проблемах. Скажу честно, у меня сил на это не хватает, но, «когда вырасту», хочу быть такой, как он.

Кстати, главный редактор «Новой газеты» уже рассказал, что собирается потратить 600 тысяч долларов от Нобелевской премии на помощь детям со СМА, хоспису «Вера», а также на помощь коллегам из закрытых изданий. Это тоже важный воспитательный момент.

 

Мария ОРЛОВА

148 0

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх