Нэлли Пятышева – о красоте, родных пейзажах и ангелах

07.02.2022, 17:29

Преподавателю Тверского художественного училища им. А.Г. Венецианова с 40-летним стажем заслуженному художнику РФ Нэлли Пятышевой исполнилось 80 лет. К юбилею приурочена персональная, она же отчетная, выставка живописи и графики «Мгновения и время».

Рожденная в эвакуации

На встрече в мастерской в доме Тверского отделения Союза художников России сразу бросился в глаза диван с лоскутным одеялом, стол и подоконник, заставленные букетами цветов, огромные полки с альбомами и книгами, стеллажи с различными интересными вещами – от узнаваемой керамики до предметов крестьянского быта. Оказывается, Нэлли Ефимовна несколько лет назад поменялась мастерской с молодым коллегой Романом Усачевым, который временно и занял ее «башню из слоновой кости». Годы берут свое – карабкаться по стертым ступеням на последний этаж уже трудновато.

Перед интервью я честно пытался найти в интернете какую-либо информацию о Нэлли Пятышевой, но практически ничего не нашел, кроме короткой официальной биографии.

– Нэлли Ефимовна, в вашей биографии местом рождения указана небольшая деревушка на Алтае. Как вас туда занесло?

– В октябре 1941-го в Калинине мама была на последних месяцах беременности, отец на фронте. Шла срочная эвакуация, ее пожалели, взяли в последний грузовик, в Подмосковье посадили в теплушку, и так она оказалась в Алтайском крае, где меня и родила. Как жизнь нас ни мотала в войну по разным республикам, все равно ее тянуло в Верхневолжье, и еще до победы семья вернулась в Калинин.

– А как вы стали рисовать?

– У меня подружка была, Зинка, с авантюрным складом характера, азартная. Она где-то прочитала в объявлении, что набирают детей в художественную школу. В итоге мы записались с ней сами, даже не сказав родителям. Я стала понемногу рисовать, общеобразовательная школа ушла на второй план, что, конечно, в семье не поощрили, и мама пришла меня забирать из художественной школы. Но педагог Иван Тимофеевич Синяков сказал: «Ни в коем случае не бросать!» Можно сказать, что в дальнейшей творческой судьбе моей он сыграл первую значительную роль, я художественную школу окончила. Потом встал вопрос: куда поступать дальше?

Тут необходимо сделать небольшое отступление. Метрики оформляли в Алтайском крае, имя Нелли в разных документах писали то с буквой е, то с буквой э, и это тоже стало судьбоносным. Я подала документы в текстильный институт, но там из-за разночтений их не приняли, а сроки поджимали. Ребята сказали, что в Смоленском педагогическом институте открывается новый художественно-графический факультет. И, чтобы не терять времени, я рискнула: а может, не заметят описок? В итоге отучилась и вернулась в Калинин.

– На выставке «Мгновения и время» ваш творческий путь представлен с 1970-х годов, а куда выпали 1960-е?

Я окончила вуз в 1965 году, диплом писала «живописный». В те времена повсеместным стал «суровый стиль», пришедший на смену оптимистичному соцреализму благодаря Хрущеву… Мы все подражали Попкову, Андронову, Никонову, Смолиным, писавшим будни простого народа сурово, без прикрас. Для всех это была вынужденная стилизация, я постепенно от этого отходила.

Больше свободы появилось, когда начала работать на калининском полиграфе, где стала художником по эстетике. Мы оформляли интерьеры комбината и других зданий, рисовали плакаты для демонстраций. Еще я вела студию, и мы участвовали в разных выставках и занимали почетные места. А в 1973 году начала преподавать в художественном училище им. А.Г. Венецианова и проработала там 42 года.

– Нэлли Ефимовна, некоторые произведения на выставке мне особенно запомнились. Например, большой масляный холст в центре зала «В сельской школе» (1974) – очень атмосферная работа.

– Я с учениками постоянно ездила на этюды по области. Тогда это было село Михайловское, если не ошибаюсь. Взглянула на косогор, а там – домик с голубыми ставнями и выходит группа школьников. Впечатленная, написала этюд и начала компоновать. Никто не позировал, я подглядела. А позже муж позировал уже в качестве физкультурника, а ребятишек с нашего двора ловила: «Постой-ка, я тебя нарисую…» Именно с этой работой я впервые успешно участвовала в республиканской молодежной выставке в Манеже в Москве.

– Еще понравилась картина, как на фоне церкви идут охотники с ружьями и собакой под названием «Сезон охоты открылся».

– То же история спонтанная: писала этюд маслом с натуры. Селижаровский район, деревенька, где Оковецкий источник. Дождик. Стала рисовать, как вдруг подъезжает синий автобус, и из него выходят мужики с винтовками. Такая агрессивная ситуация на фоне безмятежного храма.

– Возвращаясь к вашей юбилейной дате. Вы ребенок войны, и, конечно, эта тема для вас важна. У вас есть несколько циклов черно-белой акварели, посвященных войне. Расскажите о них.

– Было 70-летие Победы. Думала, что подготовить, и у родственников наткнулась на альбом фотографий. На одной – дядя Вася с винтовкой. Меня поразило: он такой маленький, неуклюжий человек, шапка на ушах, сапоги стоптаны. Совсем как солдат Чонкин на войне… Или другая фотография, на ней – мешковатый солдатик в нарядной домашней обстановке: занавески, балясины –  несоответствие реальностей. Я поняла, что такие немного смешные, неуклюжие ребята погибли, но защитили родину.

Беседовал Николай Вихров

фото автора

Р.S. Нэлли Ефимовна сейчас работает над серией картин с ангелами и православными праздниками. Рисует любимые цветы, которые считает «остатками рая на земле». На открытии выставки ей подарили много цветов, и она продолжает их все рисовать, даже в увядании. Что тут скажешь, такой уж она трудолюбивый художник, ценящий жизнь во всех ее ипостасях.

 

 

 

215 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх