Мир меняется на глазах. Коронавирус, обнуление и другие новые понятия политики

18.03.2020, 10:25

Основной политической новостью прошлой недели должно было стать падение курса рубля и «обнуление» президентских сроков Владимира Путина. Но к концу недели мировая пандемия коронавируса сделала эти две новости не такими острыми и актуальными.

В связи с тем, что разные страны в течение недели объявляли о введении карантина, рубль падал не так быстро, как мог бы – европейский и американский рынки тоже переживали не лучшие времена. Однако нефть, к которой крепко привязан курс российского рубля, неуклонно дешевеет: сократилось потребление топлива, отменяют авиарейсы, стоят предприятия. В понедельник, когда верстался наш номер, баррель нефти стоил 30 долларов, притом что цена отсечения, заложенная в российский бюджет, составляет 42 доллара за баррель. Таким образом, с декабря 2019 года основной экспортный продукт России подешевел более чем в два раза.

Пока что население России не ощутило на себе негативных последствий произошедшего с нефтью и рублем. Равно как и коронавирус пока кажется жителям Тверской области абстрактной проблемой, не имеющей к ним прямого отношения. Но то ли еще будет.

Самые тревожные события со времени распада СССР

Кажется, конституционный процесс, который запустил президент Путин своим посланием Федеральному Собранию, пошел чрезвычайно извилистыми тропами. Сначала вносились разного рода непонятные поправки про «передачу преемственности предков», но, судя по всему, социологи ФСО выяснили, что народ это консервативное фразерство не вдохновляет совсем. Число желающих идти на всенародное голосование сначала было довольно высоким – из-за блока социальных поправок. Но потом за болтологией про традиционные ценности эти социальные поправки как-то потерялись, и социологи стали фиксировать резкое снижение интереса к голосованию. А многие из тех, кто точно пойдут, собираются голосовать против.

Поэтому, видимо, и «запустили Терешкову» –  на этот раз не в космос, а на думскую трибуну. У тех, кто пытается анализировать события в российской политике, складывается убеждение, что наше руководство занимается импровизацией на ходу. Ведь перед Терешковой на этой же самой трибуне выступил борец Карелин и предложил провести досрочные выборы в Госдуму. Ну не мог депутат-единоросс выступить с такой инициативой сам! Депутаты уже почти приняли решение о том, что по случаю досрочных выборов те, кто не попадет в новый состав парламента, будут получать свои депутатские оклады еще год. Где-то был согласован именно этот вариант.

Но президент Путин решил радикально изменить правила игры. 83-летняя космонавт, кстати, представляющая в Госдуме Тверскую и Ярославскую области по партийному списку «Единой России», срывающимся голосом заявила: «Надо, чтобы Путин все-таки был рядом, вдруг что-то пойдет не так, надо, чтобы он мог поддержать и подсказать. И зачем тогда крутить и мудрить, городить искусственные конструкции?» Она предложила заложить возможность для действующего президента избираться на эту должность в соответствии с обновленной Конституцией. Путин, тут же приехав в Госдуму, сообщил, что согласен. За поправку Терешковой, внесенную с голоса, срочно проголосовали – против была только фракция КПРФ. И теперь, похоже, Путин будет править Россией до 2036 года (если Провидение не внесет свои коррективы).

Пожалуй, настолько тревожных событий мы не знали с момента распада Советского Союза. Пока верстался этот номер, Конституционный суд РФ (начавший заседать в ночь с субботы на воскресенье) дал заключение, что обнуление президентских сроков Владимира Путина не противоречит Конституции. В решении суда сказано, что человек, ранее занимавший пост президента, после вступления в силу изменений в Конституцию может баллотироваться на два срока «вне зависимости от числа сроков, в течение которых указанное лицо занимало и (или) занимает эту должность». Отметим, что в 1998 году Конституционный суд принял прямо противоположное решение. Борис Ельцин первый раз был выбран президентом еще до появления Конституции РФ (не изменений в Конституции, а целой новой Конституции страны). Но на следующие выборы Конституционный суд ему идти запретил, мотивируя это тем, что он уже является президентом два срока подряд.

Испытание для медицины, которое она не выдержала

Возможно, спешная государственная трансформация была обусловлена тем, что наши правители немного больше знали о том, что к концу недели мир уже не будет прежним. Пандемия коронавируса, к которой поначалу отнеслись довольно легкомысленно и в Италии, и в Испании, и в Чехии, сейчас они объявили строгий карантин, начала набирать обороты. Страны мира срочно закрывают границы для иностранцев. Своих граждан обратно пока пускают, но с обязательной самоизоляцией после приезда.

«Самоизоляция – это надо купить такую самоизоленту и ею обмотаться, – грустно пошутила в эфире «Эха Москвы» политолог Екатерина Шульман. Похоже, другого выхода нет. Симптоматично, что нашу цивилизацию постмодерна подвигла на такие суровые меры болезнь, не такая уж страшная и скорее относящаяся к эпохе модерна».

У большинства коронавирус проходит как ОРВИ средней тяжести. COVID-19 – новая разновидность давно известных коронавирусов, поражающих животных и людей (по свидетельству медиков, у нас и животных коронавирусы разные, не передающиеся между видами). Большой процент заболевших даже не узнает, что они болели коронавирусом, поскольку пока что медики не в состоянии тестировать на новый вирус всех простудившихся.

Однако нынешняя пандемия стала большим вызовом для медицины постиндустриальной эпохи. Все, кто сталкивается со здравоохранением в Западной Европе, отмечают его существенное отличие от привычного для нас советского (именно советского, а не российского) типа здравоохранения. Современная западная медицина сделала ставку на большую фарму и высокие технологии. В случае когда нужна высокотехнологичная помощь, она срабатывает отлично, самые крутые операции делаются как на заводском конвейере. Полежал в больнице 3–5 дней, прошел современные обследования – и шагай здоровеньким на все четыре стороны. Держать пациента в больнице две-три недели, делать ему общеукрепляющие капельницы, чтобы поддержать здоровье сердечно-сосудистой системы, выхаживать пациентов в условиях стационара там не принято (отсюда и рассказы о том, что на Западе не известны препараты типа нашего актовегина, там технологичная медицина решает проблемы, которые наши медики лечат актовегином и милдронатом, оперативным путем).

Насморк, кашель и чуть повышенная температура за болезнь на современном Западе не считаются. С ними отправляют в аналоги наших районных поликлиник, где только в очереди сидеть и новыми инфекциями заражаться. Опять же, вызвать врача на дом, как у нас, нельзя. Только скорую помощь, когда станет совсем плохо.

И вот этим-то «совсем плохо» COVID-19 и подкузьмил технологичную западную медицину. Потому что количество осложнений при коронавирусе больше, чем при обычном гриппе, осложнения чаще поражают наиболее уязвимые группы населения – стариков, людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, диабетом и так далее. В больницах не хватает аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких) и ЭКМО (инвазивный экстракорпоральный метод насыщения крови кислородом (оксигенации) при развитии тяжелой острой дыхательной недостаточности).

Если советская государственная медицина еще помнила эпидемии испанки, холеры и тифа и работала на предупреждение массового выбывания трудовых кадров с рабочих мест, не считая государственных денег, то современная медицина западного страхового образца деньги считает, излишних больничных мест, ставок врачей и медсестер и уж тем более простаивающей в мирное время сложной аппаратуры в больницах нет. Вот от этого-то и вся паника. Когда врач должен решать, кого ему интубировать с помощью имеющихся возможностей – 85-летнего или 30-летнего пациента, тут и наступает момент истины.

75-летие Победы может пройти очень скромно

Страшно представить, во что выльется эпидемия в России, где от советского типа здравоохранения уже отказались, а к западному еще не пришли. Возможно, коронавирус уже тут – массовые вспышки пневмонии, которая не является заразным заболеванием, минувшей зимой никого не удивляли. Тесты стали делать только с прошлой недели, и то далеко не всем, кто может в них нуждаться. То, что наши врачи даже диагноз «грипп» опасаются ставить, давно известный факт. Аппаратов ЭКМО в стране не хватает, да и откуда им взяться, если оборудование стоит 6–13 миллионов рублей, а расходные материалы на один клинический случай – 250–500 тысяч рублей, при этом себестоимость лечения тяжелого пациента, который подключен к ЭКМО, составляет в среднем 1,5–1,8 миллиона рублей, и даже на Западе это наиболее дорогая процедура в страховой медицине.

А пока наше спасение в интернете и сокращении социальных контактов. И да, британские ученые выпустили памятку, предупреждающую, что, если постоянно читать свежие новости о коронавирусе, особенно если ты за рулем или переходишь дорогу, последствия пандемии могут оказаться тяжелее. Надо отвлечься на что-то более оптимистичное.

Главными событиями этой весны должны были стать всенародное голосование по поправкам в Конституцию и празднование 75-летия Победы. Похоже, всенародное голосование после «обнуления Путина» может быть сочтено излишним и отменено в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Коронавирус поможет избежать народных протестов, в Москве уже до 10 апреля запретили мероприятия численностью более 50 человек.

75-летие Победы, к которому готовились несколько лет, тоже под угрозой. В шествии Бессмертного полка в этом мае смогут принять участие, пожалуй, только действительно бессмертные. Впрочем, мы сейчас находимся в самом начале процесса, который изменит лицо современного мира.

Мария ОРЛОВА

253 0
Лента новостей
Прокрутить вверх