Миллиарды на дне: почему в Тверской области стройки дают течь

22.02.2023, 19:41
тоннель в Чуприяновке

Тоннель через железную дорогу в Чуприяновке под Тверью почти за 1 млрд рублей планируют открыть спустя более пяти лет с начала его строительства. Произойдет это по решению суда. А в Вышнем Волочке прокуратура проверяет техническое состояние путепровода, отремонтированного два года назад. На его реконструкцию затратили более 730 млн рублей.

Бесконечный переезд

Лето 2022 года. В поселке Чуприяновка Калининского района пожар: горит дом. На клубы черного дыма смотрят спасатели и работники скорой, которые ничего предпринять не могут. Переезд закрыт из-за проходящих поездов, а по тоннелю проезд запрещен. И в такой ситуации жители поселка уже почти пятнадцать лет.

Движение высокоскоростных поездов «Сапсан» по Октябрьской железной дороге РЖД запустила в 2009 году без согласования с регионами, по которым это движение было открыто.

В результате в Тверской области некоторые населенные пункты оказались разрезанными на части. Подземных и надземных переходов построено не было, а переезды закрывали за полчаса до прохода «Сапсана» и открывали через полчаса после. Понятно, что час ожидания выдерживали не все.

После первых несчастных случаев заговорили о строительстве нового переезда. Правда, регион и железнодорожники долго бодались, решая, кто возьмется за Чуприяновку. Получалось, прибыль от перевозок имели одни, а решать проблемы за счет бюджета должны были другие. В итоге софинансирования от РЖД добиться все же удалось. Стоимость проекта – 896 млн 419,3 тысячи рублей. Однако прошло почти пятнадцать лет, а тоннель так и не открыт.

При этом ход и качество строительства в разное время высоко оценивали и перевозчики, и региональные власти. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони во время визита на стройку в 2018 году отмечал, что все сделано капитально и по современным технологиям.

Однако не прошло и двух месяцев с его визита, как тоннель ушел под воду. И официальное открытие пришлось перенести аж на пять лет.

«Начудили много» – так коротко и емко оценил строительство тоннеля заслуженный строитель России Владимир Шеин.

Претензий у ветерана отрасли немало. Владимир Георгиевич убежден: единственно правильная мысль была изначально – строительство надземного путепровода.

«Но вместо этого появился тоннель в болотистом месте с нулевым уклоном, где берет начало небольшая речушка. Сам проект тоннеля можно оценить на единицу, в нем не учтен целый ряд факторов, – поделился мнением Владимир Шеин. – А некоторые решения вообще из прошлого века, например проектирование испарительных бассейнов. Последствия некачественной работы стали видны сразу: тоннель еще не ввели в строй, а по его стенам потекли ручейки. Конечно, тоннель откроют, скорее всего весной. Но тут важно, кто его возьмет на баланс. Если тверские дорожники, то проблем с этим объектом будет немало: он требует специфического обслуживания и соответствующих специалистов. Лучший вариант – РЖД».

Страсти у моста

железнодорожный переезд в Чуприяновке

То, что событие, которое с таким нетерпением ждут жители поселка Чуприяновка, произойдет в ближайшем будущем, сомнений нет. Суд обязал Дорожный фонд Тверской области принять тоннель и ввести его в эксплуатацию.

К этому вопросу подключился и Общероссийский народный фронт. Президентское движение обратилось в прокуратуру Калининского района, чтобы получить данные об оценке действий властей по затягиванию сроков открытия тоннеля, а также просит заказчика предоставить дорожную карту ввода объекта в эксплуатацию.

После того как появилось решение суда, координатор центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ Светлана Калинина взяла пуск тоннеля в Чуприяновке под личный контроль.

«Надо ускорить процесс ввода в эксплуатацию объекта в поселке, где мы видим волокитную историю о чиновничьих беспределах. И пусть прокуратура нам даст ответ, почему умышленно оставляют людей в опасности», – говорит общественница

Одна из причин затягивания сроков – спор между заказчиком и подрядчиком, который дошел до арбитража. Заказчик не оплачивал выполненные работы, ссылаясь на их низкое качество, в связи с чем подрядчик обратился в суд с требованием оплатить выполненные работы.

Далее заказчик вышел со встречным иском и обозначил сумму неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту. По результатам экспертизы суд решил принять законченный строительный объект и постановил сделать взаимозачет требований.

Тем временем жителям ежедневно, добираясь на работу, учебу, в поликлинику, приходится стоять в пробках на переезде. Спецслужбы также вынуждены ждать, когда откроется шлагбаум. И так уже 15 лет.

Как с гуся вода

путепровод в Вышнем Волочке

К слову, заказчик и подрядчик в Чуприяновке те же, что и в Вышнем Волочке, где за 730 млн рублей реконструировали и запустили путепровод с недостатками. Сейчас доступная среда на объекте отсутствует, а по стенам сооружения стекает вода.

Как рассказала Светлана Калинина, в районе улицы Бутягина линия тротуара резко обрывается, на пути пешеходов встает ограждение, которое приходится обходить. Особое неудобство испытывают маломобильные граждане, люди преклонного возраста и родители с колясками – им приходится рисковать жизнью, добираясь до тротуара.

У главного эксперта ЖКХ возникли вопросы не только к доступной среде. Спустившись к основанию путепровода, рабочая группа Народного фронта обнаружила, что по опоре путепровода интенсивно стекает вода, что недопустимо и в дальнейшем может привести к разрушению конструкции.

«Мы запросили в Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре результаты проверки технического состояния путепровода и информацию о причинах, повлекших за собой стекание воды по его основанию. Это может повлиять на сокращение срока его эксплуатации. А заказчику было рекомендовано провести претензионную работу с подрядной организацией по данному факту. Нельзя допустить, чтобы путепровод вышел из строя раньше, чем рассчитано», – подвела итог Калинина.

Конечно, с откровенной халтурой сталкивались во все времена. Но, по словам Владимира Шеина, раньше к вопросу строительства крупных объектов подходили серьезнее. Технический совет, куда входили специалисты научно-технической сферы, в итоге и принимал решение о том, что строить и где.

«Еще одна серьезная проблема – дефицит специалистов и качественный строительный контроль. Дорожный фонд сегодня превратился в заказчика, который не может жестко спросить с подрядчика. А как еще может быть, если работает одна молодежь и научить ее некому?» – высказал мнение заслуженный строитель России.

 

Елена Тихонова

фото: пресс-служба Народного фронта, пресс-служба правительства Тверской области

4375 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх