Как украсть на стройке «Интерьер-Холла» 50 млн рублей и за это не ответить?

Или почему следственные органы перед передачей в суд сами исключают из материалов уголовного дела неопровержимые доказательства?

09.05.2022, 18:18

Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет. Вот и в деле банкротства ТГК «Интерьер-Холл», одном из самых нашумевших дел нашего региона, намечается завершение одного из эпизодов.

Речь идет об уголовном деле, возбужденном СУ УМВД России по городу Твери еще аж в декабре 2018 года по фактам противоправных действий со средствами дольщиков. Тогда, следователь, вынося постановление о возбуждении дела, указал, что неизвестные лица из числа руководства ООО «ВТЭК», застройщика комплекса, в 2013 и 2014 годах присвоили себе денежные средства дольщиков в общей сумме около 50 млн рублей.

И вот, спустя три с половиной года, как утверждает наш источник в региональной прокуратуре расследование, наконец, завершено, дело поступило в прокуратуру, после чего должен состояться суд. Известна и личность обвиняемого – это бывший учредитель и бывший генеральный директор, а потом исполнительный директор компании-застройщика Михаил Константинович Ефимов.

Другой наш источник в силовых структурах, знакомый с ситуацией, подтвердил указанную информацию. Также он отметил, что для такого «вернякового» дела три с половиной года – недопустимо долгий срок, и без помощи связей обвиняемого М.К. Ефимова здесь не обошлось; дело сознательно затягивалось с целью избежать наказания по истечению срока давности совершенного преступления. Также источник отметил и ряд других странностей при расследовании этого, мягко говоря, не самого запутанного дела, но об этом чуть ниже.

Суть же дела действительно незамысловата. В 2013 и 2014 годах генеральным директором и одним из собственников компании-застройщика был А.М Ефимов, младший сын М.К. Ефимова. Последний же в это время хоть и был исполнительным директором, однако в действительности всей деятельностью застройщика руководил именно Ефимов-старший. О чем он, кстати, сам неоднократно заявлял и в арбитражном суде, где рассматривается дело о взыскании с Ефимовых убытков в общей сумме около 50 млн. рублей.

В этот же период времени и были заключены почти все договоры с участниками долевого строительства, на всех, за исключением нескольких стоит подпись Ефимова-старшего, как исполнительного директора, действующего по доверенности. Как писала в 2019 году интернет-газета «Ридус», М.К. Ефимов по уже подписанным с дольщиками договорам заключал с ними дополнительные соглашения. По данным соглашениям застройщик за дополнительную плату обязывался выполнить дополнительные работы. Вот только эти дополнительные работы либо и так были предусмотрены проектом и основным, уже заключенным договором, либо их выполнение в принципе не было возможным, так как в противном случае это противоречило бы всем СНиПам и другим строительным требованиям. То есть Ефимов-старший требовал с дольщиков дополнительные деньги за то, что они уже и так ранее оплатили, либо за то, что он в принципе не мог выполнить.

Примечательно, что оплата по этим дополнительным соглашениям производилась только наличными. Всего было почти 50 миллионов рублей. Получая от дольщиков наличные деньги в счет оплаты дополнительных соглашений, Ефимов-старший выдавал их бухгалтерские документы с «липовыми» номерами: как следует из арбитражного дела квитанции с такими же номерами в бухгалтерии уже были, но совсем по другим платежам, произведенным в иные даты и с иными суммами. Все эти «липовые» квитанции были подписаны самим Ефимовым-старшим, тогда как остальные настоящие бухгалтерские документы подписывались главным бухгалтером компании.

На сегодня уже доподлинно известно, что полученные деньги от дольщиков в качестве оплаты по дополнительным соглашениям ни в кассу компании-застройщика, ни на ее расчетный счет не поступали. Такие выводы были сделаны по результатам бухгалтерской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, копия заключения которой также имеется и в арбитраже. Да и в рамках самого арбитражного спора также была проведена своя судебная бухгалтерско-экономическая экспертиза, которая пришла к аналогичным выводам.

Даже человеку без юридического образования понятно, что раз М.К. Ефимов полученные от дольщиков по дополнительным соглашениям деньги в кассу своей же фирмы не только не внес, а еще и выдал дольщикам «липовые» квитанции, значит, деньги эти он похитил и присвоил себе.

Ну а вишенкой на торте или последним штрихом, характеризующим, как говорят следователи и адвокаты, завершенность преступления является то, что Ефимов-старший из похищенных денежных средств более 20 млн рублей использовал для оплаты своих личных договоров долевого участия в строительстве ТГК «Интерьер-Холл». Так, только в арбитражном деле фигурируют 12 случаев внесения им денежных средств от своего имени для оплаты своих договором, при этом суммы, оплаченные Ефимовым-старшим по своим договорам, до копейки совпадают с непоступившими в кассу копании-застройщика сумами денег, полученными им от дольщиков в качестве оплаты по дополнительным соглашениям. При этом у самого М.К. Ефимова бухгалтерские документы, подтверждающие факты внесения им оплаты по своим договорам, оформлены в соответствии со всеми требованиями бухгалтерского учета. Более того, к бухгалтерским документам были приложены и кассовые чеки, тогда как ни один дольщик за свои оплаченные деньги по допсоглашениям кассовый чек не получил.

Описанные выше обстоятельства и события были известны следственным органам с самого начала. Однако, им понадобилось целых три с половиной года, чтобы завершить следственные действия и передать дело в прокуратура для утверждения обвинительного заключения.

Вообще, ход следствия да и то, как это дело возбуждалось, это не просто «отдельная песня», а, на наш взгляд, должны стать предметом для разбирательств компетентных органов. Да и наши источники в этих органах сами подтверждают наличие целого ряда «странностей».

Начнем с того, что как утверждал в интервью интернет-газете «Ридус» последний директор ООО «ВТЭК» Александр Кубарев, дело было возбуждено только спустя полтора года с момента подачи заявления. То есть полтора года правоохранительные органы всячески отмахивались от явных фактов хищения и присвоения денег дольщиков самой крупной на тот момент стройки нашего региона!

Далее, в постановлении о возбуждении уголовного дела следователь точно указал период совершения хищения. Если так, то перечень «неустановленных лиц из числа руководства ООО «ВТЭК», является не просто конечным, а известны личности всех этих лиц. К тому же за полтора года раздумий возбуждать дело или нет, уж точно можно было определить, кто именно входил в состав руководства компании-застройщика в этот период. Однако, вместо того, чтобы возбудить дело сразу в отношении конкретных лиц, следователь вынес постановлении о возбуждении дела просто по факту, вообще без каких-либо подозреваемых!

В течение этих трех с половиной лет дело неоднократно беспричинно приостанавливалось, при наличии в деле однозначных и неопровержимых доказательств причастности Ефимова-старшего к хищению денежных средств дольщиков. Однако, сроки расследования всячески затягивались. Например, из того же интервью Александра Кубарева интернет-газете «Ридус» становится понятным, что вместо совершения дальнейших процессуальных действий по результатам бухгалтерской экспертизы следователь почему-то назначил строительную экспертизу с несколькими десятками вопросов. Обычно, учитывая загруженность профильных учреждений, на такие процессы уходит два-три года. Примерно к этому времени истечет и срок давности. Примерно та же картина происходила и с банкротством ВТЭК.

В материалах банкротного дела мы нашли копию постановления следователя о назначении той самой строительной экспертизы. В нем обозначены не несколько десятков вопросов, а только три вопроса. На наш вопрос источник в правоохранительных органах пояснил, что это другое постановление, по которому и была проведена строительная экспертиза, а то постановление с «кучей» вопросов было отменено.

Также к материалам банкротного дела по запросу судьи было приобщено и само заключение экспертизы. Сверив даты на документах, можно сделать вывод, что экспертиза длилась почти год! Знающие люди говорят, что это неоправданно долгий срок, обычно подобные исследования занимают не более двух месяцев.

Из самого же заключения как раз следует, что на объекте выполнено работ на ту сумму, сколько проходит через бухгалтерию компании-застройщика. Иными словами, эксперты-строители, будучи под подпиской об уголовной ответственности, подтвердили, что почти 50 млн рублей до стройки не дошли. Ни налом, ни безналом! То есть в уголовном деле появилось еще одно доказательство того, что М.К. Ефимов нагло врет, когда утверждает, в частности в арбитраже, что полученные от дольщиков деньги по допсоглашениям он все отправил на стройку. Кстати, любой следователь или адвокат подвертит, что первое, что будет делать во время следствия реальный преступник, это врать.

Но самое интересное, что буквально перед завершением расследования и предъявления Ефимову-старшему обвинения следствием принимается решение не включать в материалы уголовного дела заключение строительной экспертизы! То есть следствие, которое само же настаивало вначале на проведение и так не нужной экспертизы, получив после ее проведения лишнее доказательство вины М.К. Ефимова, вдруг исключает это самое доказательство из материалов дела. Какая цель у таких манипуляций может быть, кроме как последующее разваливание дела в прокуратуре или в суде?!

Вначале статьи было указано, что по мнению специалистов дело сознательно затягивается с целью избежать наказания по истечению срока давности совершенного преступления. Действительно, первый эпизод хищения денег произошел в феврале 2013 года. Срок давности по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата» при особо крупном размере составляет 10 лет. Не трудно подсчитать, что с февраля 2023 года эпизоды, вменяемые М.К. Ефимову, начнут «соскакивать», а следовательно преступник сможет избежать наказания за них.

Обо всех таких «странностях» мы решили расспросить самого М.К. Ефимова, узнать его мнение об этом уголовном деле и банкротстве некогда фактически возглавляемой им фирмы-застройщика, может все было не так, как свидетельствуют документы. Однако, Михаил Константинович нам любезно отказал, отметив при этом, что мы якобы с кем-то из дольщиков ангажированы, а значит все равно напишем что-нибудь не так.

Тогда попробуем дать свои комментарии.

Прежде всего, если в суде Ефимову-старшему будет вынесен обвинительный приговор, то станет однозначным тот факт, что именно действия М.К. Ефимова стали причиной банкротства застройщика ТГК «Интерьер-Холл», ведь до стройки не дошли почти 50 млн рублей. Кроме того, обвинительный приговор должен стать причиной расследования и иных действий Ефимова-старшего во время его фактического руководства застройщиком. Не исключено, что всплывут другие факты хищения либо присвовения денег дольщиков.

Далее, не для кого не секрет, что все эти «странности», связанные возбуждением и расследованием описываемого уголовного дела, возникли не на пустом месте. Слишком их много для одного не самого сложного дела. Очевидно, что связаны они могут быть прежде всего с личностью самого обвиняемого.

Михаил Константинович Ефимов, как говорится, широко известен в узких кругах. Бывший мэр города Кимры, хозяин Кимрской швейной фабрики, хозяин и руководитель строительных фирм, застроивших несколько кварталов в центре Твери в районе улицы Серебрянная. Понятно, что такой человек не может быть без связей, что по своей чивновничей жизни, что тогда, когда строил и продавал фактически первое, можно сказать, элитное жилье в Твери. Что там, что там контингент знакомых и приятелей был непростой, который, в случае чего, может порешать определенные вопросы.

До нас еще до подготовки этого материала доходил слухи, что именно представители этого «непростого контингента» фактически стопорят расследование уголовного дела. Вначале это якобы был руководитель одного из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, однако потом его отправили куда-то на Урал на повышение. Потом это один из руководителей какого-то следственного органа, затем или одновременно кто-то из руководителей органов прокураторы. Некоторые утверждают, что в деле задействованы и высокие областные чиновники. Словом те, кто действительно может повлиять на ход и результаты следствия.

Однако, даже не смотря на такую «группу поддержки» следствие все-таки дошло до своего логического завершения. Логично предположить, что если бы в деле была бы хоть какая-то зацепка, свидетельствующая о непричастности М.К. Ефимова к описанным выше деяниям, ей бы уже давно воспользовались и дело было бы закрыто за отсутствием состава преступления. Но, следствие завершено, пусть при этом из дела и исключают неопровержимые доказательства. Сегодня дело находится в прокуратуре, которая наверняка обратит внимание на все упомянутые «странности», особенно на исключение доказательств, и вынесет законное и обоснованное решение, после чего направит дело в суд.

Не исключено, что М.К. Ефимов во время рассмотрения дела в суде решит обратиться за поддержкой еще к кому-нибудь, кто обладает соответствующими возможностями и ресурсами. Очевидно, что при такой ситуации, которая изложена выше, подобная поддержка может стоить кое-кому очередного повышения, кому-то и должности. Потому как каждый должен заниматься своим делом: правоохранительные органы – ловить преступников, следствие – расследовать, а вор, как говорил Глеб Жеглов, должен сидеть в тюрьме.

Ирина Смирнова

328 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх