И выборов больше не будет

Мэр Торжка как первая ласточка муниципальной реформы

02.02.2022, 22:46
Игорь Руденя и Юрий Гурин

В конце января в Торжке произошло событие, которое уже нельзя назвать уникальным. Скоропостижно был отправлен в отставку глава города Юрий Гурин. Губернатор прямо на заседании правительства Тверской области снял его с должности за то, что тот не сумел обеспечить работу муниципальной аптеки.

Это хороший повод порассуждать о новых тенденциях в муниципальном управлении, вернее, о его постепенном уничтожении.

Теперь губернаторы могут снимать глав муниципалитетов одномоментно своим волевым решением, а губернаторов точно так же может снимать президент. Избиратели из этой системы фактически исключаются.

Юрий Гурин, к которому было довольно много претензий, только-только начал устраивать почти всех в Торжке, как тут его голова и полетела с плеч, причем, в общем-то, за то, что выходило за рамки полномочий главы города (в этом номере мы пишем о ситуации с муниципальными аптеками в Тверской области, трудности есть не только в Торжке, это системная ошибка).

Политику убирают отовсюду

Я часто пишу о том, что, дескать, не наше дело переживать за международную политику, давайте интересоваться политикой, на которую мы можем повлиять, прежде всего своей – местной, муниципальной. До сего дня это было вполне реально: порог вхождения в нее был довольно низок, хотя и полномочия местных депутатов уменьшались тоже буквально на глазах.

В том же Торжке еще несколько лет назад мы с интересом наблюдали, как бывшего главу Рубайло, который один раз победил на последних в этом городе прямых выборах, когда выборы были отменены, несколько раз отказывались утверждать депутаты городской думы.

Политика некоторое время оставалась на уровне, приближенном к человеку, поскольку местное самоуправление было выведено из системы государственной власти, но теперь, похоже, этому приходит конец.

На прошлой неделе Госдума проголосовала в первом чтении за закон о реформе местного управления (насколько я смогла судить по публикациям об этом событии, часть «само» теперь из этого слова убирается). По новой поправленной Конституции у нас теперь формируется система публичной власти. И эта самая публичная власть должна выстроить свою вертикаль до последней деревни.

Сегодня губернаторов по факту назначает президент, голосование за них проходит по принципу референдума, без шансов победить конкурентам. Эти назначенные губернаторы назначают глав муниципалитетов. А главы муниципалитетов присылают в села и деревни уже своих назначенцев.

Уничтожается многоуровневая система муниципалитетов, остаются только два типа округов – городской и муниципальный (бывший сельский).

Торжку, Кимрам, Ржеву и Конакову – приготовиться!

Округа привязываются к количеству жителей, не к территориям. То есть какие-то исторически существовавшие районы просто сольются ввиду малонаселенности с соседними и, возможно, поменяют названия.

Как известно, Тверская область уже давно запустила этот процесс. Если в глухих Андреапольском и Оленинском районах он прошел спокойно, то в Торжокском районе встретил сопротивление глав поселений.

В этом году процесс объединения города и района все же накроет Торжок и Торжокский район, Ржев и Ржевский район, Кимры и Кимрский район. Будет создаваться муниципальный округ в Конаковском районе, причем жители резонно опасаются, что старый промышленный город Конаково может утратить свои позиции центра муниципалитета, уступив их Большому Завидову, где сейчас строится новый порт, аквапарк и так далее.

Поселенческие администрации и советы депутатов планируется ликвидировать, а их полномочия передать окружным властям. Заместитель министра юстиции Андрей Логинов считает, что в результате до трети муниципальных служащих – это около 100 тысяч человек по всей России – могут потерять работу.

Депутаты и эксперты в сомнениях

презентация законопроекта «о публичной власти» в Твери

В Законодательном собрании Тверской области новый законопроект презентовал один из его авторов депутат Госдумы Павел Крашенинников в середине января. Надо сказать, что даже наши смирные депутаты были не в восторге. Насколько нам известно, Заксобрание Тверской области свой отзыв на этот закон не представило, и вообще из восьмидесяти пяти региональных парламентов это сделали лишь шесть. Причем два отзыва – от Ставрополья и Ямало-Ненецкого округа – были довольно критическими.

Круглый стол по новому законопроекту на днях прошел в Совете Федерации РФ. У сенаторов и экспертов тоже возникли возражения.

«Лишение населенного пункта статуса административного центра является катализатором процесса депопуляции. Когда с сельской администрации уходит флаг, за ним уходят все сервисные службы: кредитные организации, налоговая инспекция, военные комиссариаты и так далее. Региональным властям придется приложить все усилия, чтобы этого не произошло», – заявил экс-глава псковского облизбиркома Николай Цветков. Он напомнил про труднодоступные территории, куда новым администрациям будет «просто трудно дотянуться». Даже в Тверской области, между Москвой и Петербургом, есть такие территории, что уж говорить о более отдаленных регионах.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Роман Петухов развил эту мысль: «Есть социальный закон: люди стремятся сократить дистанцию между местом жительства и местом концентрации благ. Поэтому те, кто может, будут уезжать из периферийных территорий. В них будут оставаться люди, которым выгодно пребывать в серой зоне».

Если в таких местах не останется хотя бы формальных признаков власти, то единственным источником информации о них станут статистические отчеты и жалобы граждан, предупредил социолог.

Почему государство сдает районы борщевику?

Логичный вопрос: зачем это делается, почему государство без боя сдает полномочия борщевику, уходит с территорий, на которых без муниципальной власти вообще не остается никаких центров активности? У жителей сел и деревень постепенно отняли школы, больницы, а теперь даже последних депутатов их лишают, которые хоть как-то боролись за их права.

В переходный период с 2023 по 2028 год в муниципальных образованиях, подвергшихся реформированию, не будут проходить выборы. То есть для местных жителей утрачивается последний шанс как-то управлять своей землей, пусть даже в статусе сельского депутата влиять на принятие решений.

Политолог Екатерина Шульман напомнила дискуссию между мэром Москвы Сергеем Собяниным и руководителем Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным на Общероссийском гражданском форуме в 2017 году (мы обе тогда сидели в зале и слушали): «Народ стягивается в 15 агломераций. Между ними пустота и более-менее дурные дороги. Что с этим делать? Очень упрощая, позиция высоких договаривающихся сторон была следующая. Собянин говорил: «Да, у нас будут сверхгорода, надо это признать и управлять вот этим». Кудрин говорил: «Но как же нехорошо, людей не останется, территория у нас большая. Как ее удержать? Надо что-то делать, чтобы люди не уезжали». Как обычно, за каждым стояла своя правда. Как обычно, крайние обе позиции, если довести их до абсурда, ведут к беде. Нельзя принуждать людей жить там, где они не хотят. Нельзя ставить заградотряды на дорогах и не пускать молодежь в крупные города и куда она рвется. С другой стороны, нельзя и поощрять этот процесс, уничтожая любую социальную административную инфраструктуру в тех местах, где люди еще живут».

Похоже, позиция Собянина нашла большее понимание на самом верху.

Но мне кажется, тут есть еще один мотив. Сложно управлять выборами на небольшой удаленной от центра (даже областного) территории, где все друг друга знают. От «Единой России» никто не хочет выдвигаться, соседи засмеют. Если позволить баллотироваться независимым депутатам, чаще всего это будут люди левых либо ультрапатриотических правых взглядов. И так без хозяйского присмотра на местах, в поселениях, могут завестись довольно оригинальные местные парламенты.

А что касается местных глав, тут тоже разрушилась возникшая к концу советской эпохи почти идеальная система отбора районной номенклатуры, во многих районах исчезла почти вся экономическая жизнь и ответственность. Не директора же уездной «Пятерочки» ставить главой! Вот и пришла в чью-то умную голову мысль назначать начальников в муниципалитеты в губернаторском кабинете. И там же их снимать, как беднягу Гурина.

P.S. Кстати, в Торжке дума назначила и.о. главы Сергея Кулагина, заместителя Гурина по социалке. Он известный спортсмен, мастер спорта по дзюдо, бывший тренер. Бедный, бедный Торжок!

 

Мария Орлова

фото: пресс-служба правительства Тверской области

 

1142 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх