Театр одного Алеши

25.01.2012, 14:25

ОН ЗАВОЮЕТ ЗРИТЕЛЯ И НАУЧИТ ЕГО ЧИТАТЬ

 

Лёша Зинатулин – это человек-театр, руководитель тверской студии «Знаки сезонников». Он делает постановки, в которых сам себе и режиссёр, и актёр, и сценарист, и костюмер. В Горьковской библиотеке он возрождает жанр художественного чтения и проводит традиционные «Рождествен-ские концерты». К тому же Алексей Мансурович – обожаемый студентами преподаватель экономического факультета ТвГУ. Сегодня  он рассказывает «Каравану» о принципах своего творчества

 

— Я преподаю экономическую теорию. У слов «теория» и «театр» один корень. Наука – это то же творчество. И потом университет даёт определённую степень свободы, так что можно параллельно заниматься театром. Мне нравится работать со студентами. К тому же  я через это зарабатываю деньги.

***

— У меня студия, а не театр. Театр требует больше организационных моментов. А меня интересует только эстетика, творчество. Я не хочу себя загружать административными вещами. Сейчас я могу выбирать то, что мне хочется.

*** 

— У Твери большой культурный потенциал, исторический и человеческий. Но, к сожалению, он не получает выхода. Культурная жизнь Твери растянута между Москвой и Петербургом. Каждый творческий человек существует в своей капсуле. Я вижу это по своим студентам: люди не умеют общаться, их этому в детстве не научили. Если бы у меня был свой театр, я бы тоже поехал в Питер, Москву или куда-нибудь подальше — например, в Сибирь. Потому что театр – это искусство общения.

***

— Я вырос в творческой среде. Вокруг было много молодых художников, музыкантов. Многие из них потом стали профессионалами. Большое влияние на меня оказала музыкальная школа. Мы там постоянно готовили кавээны, спектакли, открытые уроки. Представление могло идти целый день! А потом накрывались огромные столы, и мы все вместе отмечали успех. Это было самое счастливое время…

***

— Когда я был студентом, при областной картинной галерее образовался рок-клуб «Треугольник». Я к нему примкнул, был там единственным из театральной среды. Потом клуб распался, а я так и остался работать в картинной галерее – ставил там музыкально-поэтические постановки по Бродскому, Пушкину, Зюскинду. Затем я «переехал» в Герценскую библиотеку, а потом прочно обосновался в Горьковке. Там я организовал рождественские концерты, имевшие громкий успех,  и возродил традицию литературных чтений.

***

— Для меня зритель – это сотворец. Актёр – это не профессия, а способ общаться с людьми. Спектакль – это способ разобраться в нас самих, это обращение к внутреннему миру. А с другой стороны, это соприкосновение людей с культурой. Занятие, важное для страны в целом.

*** 

— Спектакль для меня – это способ завоевания зрителей. Я должен доказать себе, что смогу заинтересовать своей игрой и этого, и того, и другого человека. Однажды на моё представление пришли папа с дочкой. Папа грубый такой, что называется, от сохи. Первые полчаса он смотрел на меня чуть ли не с презрением и ничего не понимал в происходящем. Зато дочка глядела во все глаза! А когда спектакль закончился, этот папа хлопал громче всех. Он включился в игру. Я смог найти с ним общий язык.

*** 

— Я библиофил. Обожаю чтение. Поэтому для меня в спектакле очень важен литературный источник. Большинство моих постановок и тем для художественного чтения – по произведениям классиков: Гоголя – «Струна в тумане», Пушкина – «Выстрел», Кузмина – «Форель разбивает лед»… Однако встречаются и современные авторы: Мураками, Зюскинд, например. Или писатели-глыбы, когда-то очень популярные, а теперь незаслуженно забытые: Казаков, Носов. Я работаю с текстом именно как исследователь. Пытаюсь восстановить, как жил автор, как он трудился над книгой. У меня своя трактовка – иногда меня даже обвиняют в издевательстве над классикой. А я отбиваюсь: театр для того и нужен, чтобы увидеть новое, авторское прочтение. Надо в старых произведениях уловить созвучие времени.

*** 

— Мои спектакли строятся на приеме коллажа. Я работаю с телом, звуком и смыслом. Когда основная сюжетная линия разработана, присоединяются куклы, мультимедиа, работа со светом. Это целая мозаика, синтез очень многих жанров. Одним словом, как писала Цветаева: «Что другим не нужно — несите мне! Все должно сгореть на моем огне!»

 Важно даже то, как зрители сидят. Они могут сесть в круг,  или буквой «П», или как на ринге – квадратом. Все это принципиально для понимания смысла спектакля.

*** 

— Я пробовал работать с другими актерами. Однако для плодотворного сотрудничества надо, чтобы мы плыли в одном направлении. Я открыт для общения. Но мне сложно найти соратников, которые разделили бы мой эстетический подход. Конечно, одному  актеру сложно «держать» весь зал. Требуется неимоверное количество творческой энергии. Зато твой спектакль – это только твоя фантазия, твое видение мира. Это большая ответственность, это огромная радость.

*** 

— В столицах сейчас возрос интерес к литературным чтениям. Выступают признанные чтецы, появляются новые имена. На концерты Филиппенко, Демидова, Юрского ломятся толпы зрителей. Однако «зритель сейчас стал халтурщиком», — говорила Фаина Раневская. Литературные чтения требуют усидчивости и определенной культуры поведения. Студенты, например, не умеют работать с текстом. Они не могут ориентироваться в том море информации, которое окружает нас сегодня. Те, кто приходил на мои литературные чтения, оставались довольны. Я просто открываю книгу и читаю – примерно час. Так бы люди, может, и не узнали об этом авторе. А послушали – и открыли его для себя!

***

— Один из моих любимых спектаклей называется «Кожа Элизы» по пьесе Кароль Фрешетт. Это современные темы и современный язык. Зритель видит историю любви… Там есть и видеовставки, и летающие вертолеты, и танцы. Я просто нашёл форму, в которой мне комфортно. К тому же синтез жанров свойственен современному искусству и театру вообще.

***

— Новые взгляды на старые вещи – это и есть искусство. Я использую в своих постановках цитаты из других авторов. Ведь, как говорила великая Ахматова, поэзия — одна великолепная цитата…

P.S. 28 января в 17.00 в Горьковской библиотеке пройдёт литературный концерт Леши Зинатулина «Лев  Толстой. Приближение». Он будет посвящён кинороману Леонида Водолазова о Толстом «Король Лир из Ясной Поляны». 

Беседовала Любовь КУКУШКИНА

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх