Назначение года. Почему Владимир Васильев сменил Тверскую область на Дагестан

10.10.2017, 13:10

Вице-спикер Государственной думы, депутат от Тверской области Владимир Васильев назначен исполняющим обязанности главы Республики Дагестан. К Васильеву с личной просьбой отправиться в Дагестан обратился президент Владимир Путин. Дагестан – сложнейший регион,  здесь надо было найти мудрое решение, которое вывело бы республику на магистральный путь культурного и экономического развития и стало бы примером решения подобных проблем. Это важно для России в целом.

В Тверской области бытует мнение, что для Васильева это назначение чуть ли не ссылка и, дескать, губернатор Руденя «ловко избавился от сильной фигуры». Однако в Кремле о Тверской области думали в последнюю очередь. В республике, и об этом свидетельствуют статьи наших коллег из федеральных СМИ, был очень большой запрос на человека со стороны, не связанного местными клановыми отношениями.

Назначение Васильева в Дагестан – удивительный случай, когда в пазле сложилось все: «генерал-губернатор» из столицы, одновременно русский и тюрк, в прошлом руководивший силовыми операциями по выдворению из республики боевиков. В Дагестан нельзя было назначать «молодого технократа». Там нужен был аксакал и дипломат. И в лице Васильева президент нашел сочетание всех необходимых качеств.

Что говорит статистика

Дагестан является самой многонациональной республикой России. Это очень сложный в этническом и культурном смысле регион. В Дагестане живут аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и другие… Русское население – всего около 100 тысяч человек (примерно 3– 4%). Такое разнообразие народов объясняется древней историей.

Здесь, на Северном Кавказе, зарождались многие древние цивилизации, которые распространялись по всей Евразии. Некоторые ученые считают, что, например, древние тюрки, прежде чем уйти на истоки Енисея, жили именно на территории нынешнего Дагестана. В конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры этот регион стал ареной ожесточенной борьбы трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.

Сегодня большая часть населения Дагестана (более 90%) традиционно исповедует ислам. В Дагестане ислам представлен двумя направлениями: суннизмом (до 99%) и шиизмом (около 1%). Около 5% населения Дагестана исповедуют христианство и иудаизм.

Экономика Дагестана – это сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы, в том числе ковроткачество, добыча нефти и природного газа, легкая и химическая промышленность, машиностроение, производство электроэнергии. Машиностроение насчитывает около 30 предприятий, в том числе 11 предприятий ОПК. Доля оборонной продукции превышает в отрасли половину всех объемов производства.

Рождаемость в Дагестане одна из самых высоких в стране, после Чечни и Ингушетии, – 19,5 человека на тысячу населения.

На 2017 год Дагестан занимает 13-е место в России по численности населения субъектов Российской Федерации. Но в регионе большая безработица. Уровень бюджетной обеспеченности на душу населения в республике в 10 раз выше, чем в Тверской области. Но непосредственно до населения из этих денег доходят крохи.

 

Клановость и перспективная молодежь

В Дагестане нередко можно встретить архаичные пережитки. Например, по сведениям независимых журналистов, в Дагестане помимо зарегистрированных предприятий имеется много нелегальных мини-заводов, на некоторых из них используется труд рабов. Не удается преодолеть архаику, жизнь простых людей не становится лучше – значительная часть поступающих в регион средств растворяется в карманах местных высокопоставленных кланов. Все эти проблемы придется решать Владимиру Васильеву.

Выбор президента Владимира Путина был очень точен. Трудно найти более ответственного и подготовленного человека, чем Васильев. Он кристально честный человек, для которого честь стоит дороже любых денег. Для Дагестана это важно. И для России это важно. Васильев – прирожденный дипломат, но при этом по принципиальным вопросам он очень жесткий. Людей он слышит. Мы с Владимиром Абдуалиевичем несколько раз были на Востоке, в Киргизии и Казахстане. Мне было интересно наблюдать его поведение в незнакомой мне культурной среде. Владимир Абдуалиевич в ней чувствует себя очень органично – это необходимо, чтобы выполнить возложенную президентом миссию в Дагестане. Он умеет уважать древние культуры.

Будущее любого народа определяется тем, насколько молодое поколение имеет возможность получить качественное образование в соответствии с мировыми стандартами, имеет возможность создать бизнес, чтобы на равных конкурировать на мировом уровне. Во время нашей поездки в Казахстан в прошлом году мы много говорили об опыте президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Молодые казахи за государственный счет учатся в лучших университетах мира, говорят минимум на трех языках. Они ставят перед собой амбициозные задачи в экономике – бросить вызов «азиатским тиграм», таким как Южная Корея, Тайвань и др. Разве молодежь Дагестана не может сделать то же самое? Дагестанцы – очень амбициозные люди. Все возможно, если подходить ко всему рассудительно.


«К вам пришел не я один, к вам пришла Россия»

5 октября в Доме Правительства Дагестана состоялось официальное представление врио главы республики Владимира Васильева.

Речь Владимира Васильева – с сокращениями.

«…И вы все хорошо помните о роли Владимира Владимировича Путина. Так получилось, что я с ним работал. Я хорошо помню, с чего мы начинали. Было время, когда, и не только я, не знал, останемся ли мы страной. Все гремело, взрывалось, а у власти находились разные люди. Нас раскололи, разорвали и нами манипулировали. Владимир Владимирович пришел и собрал страну, уберег от распада, остановил братоубийственные действия здесь, на Кавказе. Конечно же, я хорошо помню роль Дагестана в 1999 году и оценку, которую дал республике Владимир Владимирович. Там, в Ботлихе, встали на защиту своей Родины, страны патриоты, горцы, рядовые дагестанцы вместе с силовыми структурами. Именно тогда наступил перелом. Это был нравственный урок для всей России, своего рода предупреждение, до чего можно дойти.

Я вижу, как работает В.В. Путин, даже в районе часа ночи идет работа. И когда он попросил меня занять эту должность, я не мог не ответить. То же самое я сказал своей семье, и меня поняли. Моя страна дала мне возможность применить свой опыт на благо Дагестана. Мне 68 лет, но я буду честно работать, пока есть силы. И говорю об этом, глядя в глаза всем здесь сидящим… Все помнят захват здания Госсовета республики сторонниками братьев Хачилаевых. Тогда сложилась такая ситуация, что министр внутренних дел РФ Сергей Степашин находился в командировке за рубежом. Исполняющий обязанности Секретаря Совбеза РФ Андрей Кокошин поручил мне возглавить операцию по освобождению Махачкалы.

…Нужно было принять решение – незамедлительно направить войска в Махачкалу или подождать результатов тяжелых переговоров Магомедали Магомедова с мятежниками. Уже тогда я думал о народе Дагестана, понимая ответственность за принятое решение в случае срывов переговоров. К счастью, Магомедали Магомедову удалось решить вопрос бескровно. Это я вам рассказал, чтобы вы лучше меня узнали.

…Я приму отставку правительства, но вместе с тем намерен предоставить возможность исполнять обязанности всем, кто работает сейчас, и буду смотреть на дела. В эти дни, встречаясь с президентом, в правительстве России с председателем, министрами, получил определенные заверения о поддержке. Я бы сказал, что к вам пришел не я один, к вам пришла Россия. Мы договорились, что Дагестан получит в 2018 году серьезную поддержку. Но при этом я чувствую ответственность, и вы ее чувствуете – это деньги бюджета, это деньги наших россиян. Все понимают, что они идут на дело, и нам нужно подумать над тем, как нам более эффективно тратить средства.

Мы должны переходить и демонстрировать способности к более эффективному использованию ресурсов. Недавно в Сирии мы встречались с Асадом, с сирийским народом. Я видел очень уважаемых людей: главу разрушенного города Алеппо, у которого только что боевики убили сына-курсанта. Представляете, каково им? Проблему надо чувствовать и решать в зародыше. Очень часто общественные проблемы долго зреют и заканчиваются очень трагически. Такого нельзя допустить.

…Хочу добавить следующее. Первое. У меня в семье нет больших начальников. Жена – пенсионер, дочь занимается малым бизнесом. Поэтому прошу не ходатайствовать о ком-либо. Иначе вы просто поставите меня в неловкое положение. Я вас уважаю. Второе. Я смогу некоторым процессам, которые не получили развития на федеральном уровне, придать импульс. Все интересные предложения, заявления будут рассматриваться. Но при этом прошу иметь в виду: я человек конкретный, и поэтому если кто-то взялся за работу, то должен ее исполнить. Если он ее не исполняет, то не будет работать на занимаемой должности. Независимо от того, кто за него будет ходатайствовать. Говорю это сразу, чтобы мы понимали друг друга и не было обид. А тех, кто работает, буду всячески поддерживать, понимая, что не ошибается тот, кто не работает.

Я прихожу после сильных руководителей, которые сплотили республику. Вы же помните, что было с Чеченской Республикой и другими республиками Кавказа? Дагестан избежал этой участи. И это огромное достижение руководства того времени, всех вас, присутствующих здесь. Конечно же, Рамазан Гаджимурадович провел большую работу, мы это видим.

У меня есть преимущество – я не принадлежу ни к одной из дагестанских национальностей. У меня отец казах, а мать русская. И думаю, мы, уважая друг друга, чтя традиции, будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту, по способности. При этом хочу сказать: за мной нет никакой группы поддержки, я могу лишь опираться на вас всех. На всех. Только так у меня будет что-то получаться. И здесь не должно быть фальши и обид. И тогда, я думаю, мы предоставим нашим талантливым детям лучшее будущее здесь, в Дагестане, да и за его пределами.

Дагестан сегодня обладает колоссальным потенциалом. Огромные, богатейшие ресурсы. Дагестан – регион, где много молодежи, как нигде в России. Давайте над этим задумаемся. Молодежь Дагестана в значительной части определяет будущее всей России. То, что у республики самые лучшее борцы, – это замечательно! Но нам надо помнить, что впереди совершенно другая эпоха – информационных технологий. Это нужно иметь в виду и дать шанс нашей молодежи. Мне кажется, пришло время над этим серьезно задуматься.

Я постараюсь исходить из того, что уже сделано, опираться на тех, кто работает, поддерживать и не терять возможность находить новых талантливых людей. Кадровая политика для меня обязательно должна быть открытой. Вы должны ее понимать. Если что-то покажется непонятным, буду признателен, если вы об этом скажете. Я умею слушать и менять свое представление, если меня аргументированно убедят. Желаю успехов в нашей совместной работе».

Геннадий Климов

54 0
Лента новостей
Прокрутить вверх