Эпоха Гордеева. Памяти новатора золотого века тверской культуры

19.09.2017, 17:49

Руководителем, которого любили все работники культуры Тверской области, был Юрий Гордеев, возглавлявший областное управление культурой вначале 1990-х годов. 11 сентября он ушел из жизни, а 1 октября ему исполнился бы 81 год. Губернатор Игорь Руденя направил родным Юрия Гордеева правительственную телеграмму, в которой отметил его заслуги перед регионом, тверской культурой. О наставнике и друге «Каравану» рассказывает Владимир Боярский – директор «Тверского дома искусств», собравший светлые слова благодарности и признательности от людей, бывших частью «Эпохи Гордеева».

Юрий Петрович Гордеев вырос в деревне Шульгино Тамбовской области, впитал там народную культуру и на всю жизнь сохранил к ней любовь.  Уже в школьные годы участвовал в работе сельского клуба и почувствовал свое призвание. Ему предлагали какую-то должность в клубе, но он был интеллектуально развитым парнем и понимал, что необходимо учиться дальше, получать образование. Поэтому поехал в Москву и поступил в Институт культуры, отлично учился, и по окончании его пригласили продолжить обучение в аспирантуре.  Написал диссертацию по культуре Венгрии, очень интересный и сложный материал собрал. Диссертация уже была прочитана научным руководителем и другими учеными, рекомендована к защите, но накануне защиты было принято решение, что тема диссертации неактуальна, события Венгерского восстания еще были свежи в памяти. Ему предложили исследовать другую тему. Диссертация легла под сукно, а Гордееву предложили поехать в Калинин на ответственную работу по специальности.

 

СЕГОДНЯ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ СТАРТАП

Он должен быть создать областное культурно-просветительное училище. Это был серьезный, масштабный труд. Училище было открыто в 1965 году, и Гордеев стал его первым директором. Его детищу уже более полувека – сейчас это Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова. По тем временам это было что-то фантастическое.  Было построено великолепное общежитие с двухместными номерами, привлечен сильный преподавательский состав. Через некоторое время они даже стали готовить актеров для ТЮЗа и Кукольного театра.

Молодой, энергичный, талантливый, инициативный, он так хорошо зарекомендовал себя этой работой, что его сразу заметил обком партии и определил заместителем начальника областного управления культуры. Здесь он и проработал практически всю жизнь. Более двадцати лет Гордеев работал заместителем – без преувеличения можно сказать, что при таком заместителе любому начальнику легко было работать, а в 90-е годы стал руководителем управления культуры.

 

ПАРТИЙНАЯ ЭЛИТА

Руководители области так отзывались о Гордееве.

Валерий Корешков (возглавлял Управление культуры Тверского облисполкома в 1978-87 гг.):

– Гордеев – мал золотник, да дорог! При  невысоком росте в нем умещается столько талантов – он эрудит, прекрасно разбирается во всех сферах культуры, помнит всех подчиненных, великолепный организатор.

Валерий Карасев (заведующий сектора культуры обкома КПСС):

– Гордеев – человек высокой культуры и порядочности, трудолюбия, очень надежный.  

Владимир Суслов (председатель облисполкома КПСС,  глава  администрации Тверской области):

– Удивительной скромности человек с исключительными способностями к принятию правильных управленческих решений. Звание Заслуженного работника культуры мы дали ему поздно. Он заслужил это звание своими делами уже давно, но не просил за себя, выдвигал других.

 

КУЗНИЦА КАДРОВ

Аршак Туниев (директор Калининского областного драматического театра в 1979-91 гг.) вспоминает, что работал преподавателем в училище культуры и мог бы в лучшем случае стать завучем. Гордеев перевел его из училища на работу в учреждения культуры: ТЮЗ, филармонию, драмтеатр. К нему можно было обратиться по любому вопросу, и он всегда помогал.

И в театре начался период роста. В это время начала работать экспериментальная малая сцена – одна из первых в стране, открылся театральный музей, театр много гастролировал впервые состоялись гастроли за рубеж, были оставлены спектакли, ставшие лучшими в репертуаре театра.

А еще у него начинал Роман Виктюк. Работал режиссером в ТЮЗе, но вокруг него постоянно возникали какие-то ситуации – он был человек неординарный. Весьма трудно было сглаживать острые углы, чтобы талантливый режиссер мог творить.

Гордеев очень любил актеров. Рад был встречам со знаменитостями актерами. С Владимиром Зельдиным я его познакомил, и они дружили, очень любил Людмилу Зыкину, нашу великолепную певицу.

Все театры были укреплены руководящим и творческим составом. В драматический театр он пригласил Веру Андреевну Ефремову. В Театре кукол поддержал Александра Ильвовского, это был прекрасный режиссер, много сил отдавший строительству нового здания театра, открывшемуся в 1975 году. Это событие тоже состоялось в эпоху Гордеева.  И кандидатуру  Сергея Белкина, руководящего театром по сей день, тоже подобрал Гордеев.

Также и в Кимрском, и в Вышневолоцком театрах были назначены достойные руководители. Театры получили развитие, проводились значимые фестивали, гастроли.

В те годы обязательно проводились худсоветы по принятию спектаклей, и Гордеев обязательно в них участвовал. Он никогда не навязывал свое мнение. Он вникал, слушал, что говорят люди, резюмировал и только в завершении высказывался аргументировано и объективно. С его мнением нельзя было не считаться, оно было авторитетным.

 

ФИЛАРМОНИЯ

Я был директором музыкального творческого коллектива, мне не было и тридцати лет. Гордеев сказал мне: «Все прекрасно, ты молод, но что ты будешь делать потом? Тебе надо быть руководителем, несмотря на твое музыкальное образование и достижения в музыке, ты должен получить еще образование для управления. Советую тебе поступить в ГИТИС». Я последовал его совету, пошел получать второе образование по направлению Юрия Петровича.

Вместе со мной пошел учиться наш джазовый саксофонист и генератор идей Евгений Малышев, он поступил на режиссуру эстрады, учился вместе с Аллой Пугачевой. И многие наши руководители получили «путевку в жизнь» из рук Гордеева. Он выявлял способности людей, и они по сей день ему благодарны.

В 1981 году он вызвал меня к себе:  «Пойдешь в театр, заместителем директора». Мы вместе организовывали гастроли. В 1995 году театр получил звание академического – по тем временам это было фантастическое достижение. Был создан филиал Щепкинского училища – это тоже было значимо. На выступлении театра во МХАТе им. Чехова и в Санкт-Петербурге, которые мы организовали, Гордеев выступал лично перед спектаклем.  В Питере первые в истории нашего театра гастроли длились месяц, и зал заполнялся более чем на 95 процентов.

Через три года Гордеев направил меня руководить филармонией, предложив быть директором и одновременно художественным руководителем. Это тоже было практически впервые в нашей стране. Он помог создать в филармонии оркестр, хор, помог мне в организации колоссального ремонта, когда был установлен орган, также впервые в регионах центральной России. 

Сначала предлагали поставить орган в православном храме, но мы нашли решение – необходимо было разобрать фундамент, приспособить помещение.  Когда коллектив филармонии впервые в истории начал выезжать с гастролями в Бельгию, Францию и другие страны, он был счастлив, что тверская культура признана на мировом уровне.  Он этим жил, таких как он начальников прежде никогда не было…

 

ОТСТАВКА

Роковым событием для карьеры Юрия Петровича стали выборы губернатора области в конце 1995 года. Гордеев активно поддерживал Суслова, с которым вместе работал долгие годы. А на выборах с небольшим перевесом победил  Платов. Он подобрал для руководства культурой кандидатуру из своего окружения. Гордеев доработал до пенсии заместителем, буквально год.

Для него это было ударом: всё, что он сделал для региона, не имеет значения для нового руководства. Он очень переживал и вскоре  уехал жить в Химки, к родным. Его жена преподавала в Институте культуры, там же живут дочь и две внучки. И дочь и старшая внучка пошли по стезе искусств, младшая учится в школе. В Тверскую область приезжал на лето – жил на даче в Кумординском сельском поселении, любил природу, речку. Но у него был сильный надлом. Если бы он продолжил работать в культуре, то жизнь его, возможно, была бы более долгой и он еще многое сделал бы для нашей культуры.   А в последний путь его проводили в Химках, в Московской области. 

 

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Губернатор Игорь Руденя направил родным Юрия Гордеева правительственную телеграмму, в которой отметил его заслуги перед регионом, тверской культурой.  Был передан венок. Руководитель Комитета по культуре Ирина  Репина сразу откликнулась, чтобы поехать проводить Юрия Петровича в последний путь.

В телеграмме-соболезновании от деятелей культуры Тверской области говорится:

«…Это был настоящий Министр культуры Тверской области. В самые сложные годы для культуры он всегда находил единственно правильное решение самых сложных проблем театров, концертных организаций, творческих коллективов. Его мудрой кадровой политике должны завидовать лучшие менеджеры сегодняшнего дня. Светлая память о Юрии Петровиче Гордееве навсегда сохранится в сердце каждого из нас.

Телеграмму подписали: Аршак Туниев, Владимир Боярский, Татьяна Куюкина, Вера Ефремова, Галина Миловидова, Татьяна Пушай, Валерий Бурилов, Галина Латохина, Валерий Карасев, Григорий Слободкин, Евгений Потупа, Ирина Андрианова, Константин Юченков, Армен Бабаев, Людмила Юга, Иван Демидов».

 

ПУТЬ НОВАТОРСТВА

– Гордеев был новатором. Столько было сделано в культуре нашего региона впервые. Первое училище, первая малая сцена, первые зарубежные гастроли. Плоды его трудов мы пожинаем до сих пор. Сейчас в Твери создается «Дом искусств» в здании Дворянского собрания, позднее Дома офицеров.  Ведь это тоже новый формат?

– Настало время и нам оставить что-то для потомков. По инициативе губернатора Игоря Рудени начинается грандиозная реставрация. Здание сегодня находится в плачевном состоянии, и предстоит большая работа – его необходимо не просто отремонтировать, отреставрировать, но и приспособить к его будущему функционалу. Предполагается, что в нем будет малый концертный зал и два выставочных пространства. Постоянная экспозиция расскажет посетителям об истории этого здания. Вторая экспозиция будет меняться. Концертный зал сможет принимать лучшие музыкальные и театральные коллективы.  Немаловажное значение будет иметь акустика и оснащение зала. Мне известен прекрасный пример модернизации здания Новгородской областной филармонии, расположенной в здании, изначально не предназначенной для концертной деятельности. Теперь его возможности существенно расширены. Надеюсь, мы тоже сможем адаптировать здание Дворянского собрания к современным культурным потребностям, открыть и сохранить его для потомков. Я счастлив употребить свои знания и опыт для этого важного дела.

– Спасибо, Владимир Ефимович, за Ваш рассказ о замечательном человеке, с именем которого связана целая эпоха развития тверской культуры. Будем надеяться, что память о нем останется у новых поколений и побудит их к творческому созиданию. 

Беседовала Мария ПАРАМОНОВА

63 0
Лента новостей
Прокрутить вверх