Борис Гребенщиков: «Не спи, Саратов и Тверь»

14.06.2016, 15:39

Приключения БГ в городе, вдохновившем его на много песен

Концерт Бориса Гребенщикова, прошедший в Твери 8 июня, стал одним из эпохальных событий тверской культуры. Безусловно, этот визит БГ в Тверь будет вспоминаться и теми, кто был на концерте, и теми, кому повезло послушать лекцию гуру отечественного рока, поэзии, философии и прочей эклектики в Тверском колледже культуры имени Львова.

 

БГ И ТВЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Непременным условием встречи в колледже культуры было: «Никакой прессы». Гребенщиков пожелал встретиться только с будущими коллегами. Возможно, его напугал пример Юрия Лозы, слова которого в последнее время постоянно выдираются из контекста, из-за чего Интернет кипит от разного рода «нездоровых сенсаций». А может быть, для почти достигшего нирваны Бориса Борисовича просто было важно адресно передать культурной молодежи основную идею встречи. Каков смысл жизни без особой цели в жизни, – примерно так был сформулирован ее посыл. Увы, подробности рассказать не можем: нам показалось неприличным обманывать такого человека и проникать на встречу с ним под видом студентов «Кулька».

Тем временем к тверскому драматическому театру подтягивались поклонники, «повзрослевшая» молодежь 80–90-х, впитавшая песни БГ в свой подкорковый слой. Надо сказать, что в середине 90-х был период, когда Борис Борисович бывал в Твери очень часто. Тогда главным режиссером Тверского ТЮЗа была его подруга Лариса Лелянова (ныне, увы, покойная). Как тогда рассказывала нам сама Лариса Олеговна, именно ей был посвящен альбом «Лилит». Песня «По пути из Калинина в Тверь» описывает ощущения БГ от этих поездок. В те времена журналисты были у Гребенщикова в чести, поэтому, можно сказать, мы знаем это из первоисточника.

После того, как Лелянову выжили из Тверского ТЮЗа и из Твери, Гребенщиков не был в нашем городе 13 лет. Предыдущий его концерт состоялся на сцене клуба «Морозов-холл», тоже, увы, ныне закрытого. Но тогда БГ приезжал с полноразвернутым «Аквариумом», а сейчас – только с басистом.

 

СЕЙШЕН «В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ»

 

Бас-гитарист, композитор и аранжировщик Алексей Зубарев, который приехал в Тверь вместе с Гребенщиковым, был участником группы «Аквариум» как раз в те времена, когда БГ бывал у нас часто. Как сказал Гребенщиков, возобновивший сотрудничество с Зубаревым в 2013 году: «Алексей Павлович тот человек, с которым интересно играть те песни, которые хочется играть. С ним интересно».

Над сценой висело четырехметровое изображение Сарасвати – индуистской богини мудрости и искусства. Православные поклонники БГ были к этому готовы. В начале концерта Гребенщиков спел песню «Фикус религиозный», которая своей эклектикой лучше и ироничнее всего описывает его собственное мировоззрение. Ну, такой он у нас, сочетает в своем творчестве несочетаемое. Тут и «Упанишады», тут и Толкиен, тут и Вудхаус, и где-то рядом – глубокие христианские корни…

Формат концерта был такой же доверительно расслабленный, как встреча в колледже культуры. Процитируем БГ: «В былые времена, когда остальные участники группы «Аквариум», люди как один одаренные, занимались после концерта кто вышиванием, кто пчеловодством, мы с Алексей Палычем брали две гитары, закрывались в гостиничном номере и играли». В Тверском драмтеатре, как он рассказал нам, на сцене происходил такой же сейшен для своих – к удовольствию самих исполнителей, без четкого плана, продумывания, что будет петься и в какой последовательности. Только, как с улыбкой заметил Гребенщиков, сидящий в зале народ «в гостиничный номер вряд ли бы поместился». БГ и Зубарев на глазах у зала угадывали идущие друг от друга флюиды – и играли очень неожиданные вещи.

От раннего «Аквариума»: «Пока не начался джаз», «Стучаться в двери травы» – через песни из альбома «Навигатор» (с подчас неожиданной редактурой) – к новым вещам из последних альбомов.

 

КОНЦЕРТ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА

 

В завершение концерта Гребенщиков сыграл на бис еще несколько песен, в том числе ставшую снова актуальной «Поколение дворников и сторожей»:

Мы молчали, как цуцики,

Пока шла торговля всем,

Что только можно продать,

Включая наших детей,

И отравленный дождь

Падает в гниющий залив.

И мы еще смотрим в экран,

А мы еще ждем новостей.

И наши отцы никогда

не солгут нам.

Они не умеют лгать,

Как волк не умеет есть мясо,

Как птица не умеет летать.

Казалось бы, на этом концерт окончился. Но тверские зрители не отпускали Бориса Борисовича, бисируя и крича: «Борис, выходите! Звукорежиссер, позовите Бориса!» И он вышел, чтобы спеть нам две новые песни: «Праздник урожая во дворце труда» и «Пришел пить воду». Это продолжение социального рока, мостик из 80-х в наше время:

Сколько мы ни пели –

все равно что молчали.

Поэтому мертвой стала наша

святая вода.

По нам проехали колеса

печали.

И вот мы идем на Праздник

урожая во Дворце труда.

«Будешь в Москве – остерегайся говорить о святом», – предупреждает БГ в своей песне «Пришел пить воду», выпущенной в 2014 году. Да, мы к этому готовы, правила знаем…

Но после мрачных песен, посвященных не лучшему состоянию русского духа последних лет, Гребенщиков порадовал слушателей старым добрым «Дубровским», который и завершил прозвучавший на бис отдельный концерт.

Проснись моя Кострома,

не спи, Саратов и Тверь,

Не век же нам мыкать беду

и плакать о хлебе.

Да, в «тяжелый для родины час» эта песня всегда помогает. И зрители расходились в благостно-приподнятом настроении, благодарные этому удивительному человеку. Только удивлялись про себя: «Мы же слушаем БГ уже 40 лет, что ж он-то нас не знает, если нам он уже родным стал?»

Мария ОРЛОВА

49 0
Лента новостей
Прокрутить вверх