Планирование будущего

15.06.2011, 00:00

    Мы начинаем публиковать главы из книги, посвящённой развитию территории. Итак, Мария Орлова, Геннадий Климов «Пособие для будущего президента». Печатается с сокращениями.
    Мир стремительно меняется. С одной стороны, планета уменьшается, стягиваемая скоростными железными и автомобильными дрогами, авиалиниями, сотовой связью и Интернетом. С другой — нарастает дезинтеграция, когда люди перестают считать себя частью рода, нации, религиозной общины. Этот процесс принято называть глобализацией.
    Одни места, ещё недавно населённые и полные жизни, начинают деградировать, чахнуть и исчезать с карты истории. Другие, наоборот, демонстрируют рост, обновление.
    Президенты, губернаторы или мэры растущих мест остаются в исторической памяти людьми умными и прогрессивными…
    Но в чём секрет их успеха? Есть ли какие-нибудь правила, которые обеспечивают успех местности? Этому посвящена наша книга.
    Факторы развития или деградации территории (места) бывают двух типов: внешние и внутренние.
    Глобальные факторы — это изменение климата, смена религиозных типов мышления в прошлом и технологические перемены сейчас.
    События такого масштаба мало зависят даже от президента страны, какой бы великой она ни была. Хотя президенты великих держав должны понимать логику глобальных перемен и учитывать её в планировании будущего. Но существует огромное количество других более незначительных причин, ведущих к улучшениям, которые лежат в сфере социальных отношений внутри сообщества. Это прежде всего квалификация чиновников, доброжелательность населения к переменам и умение населения и власти видеть потенциальные опасности.
    Стратегия планирования будущего вполне может регулировать моменты, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут стать судьбоносными. Территориальный консалтинг — тема нашей книги и основа нашей работы.
    
    

ТРИ ТИПА ОТНОШЕНИЙ К БУДУЩЕМУ


    У всех коммун, муниципалитетов и даже государств существуют разные стили поведения, которые ведут к разному будущему места коммуны, а иногда и государства или этносов. Их три.
    Первый тип поведения — это стратегия обречённости: когда сообщество и власти даже не пытаются планировать будущее, считая, что от них всё равно ничего не зависит. Как говорят жители одного высокогорного села на Кипре: «Мы, кипрские греки, — самый независимый в мире народ — от нас совсем ничего не зависит».
    Это самая бесперспективная стратегия: если руководители места таковы, то этому месту не позавидуешь. Скорее всего, вскоре оно начнёт деградировать, начнутся неконтролируемые процессы миграции — будут уезжать активные образованные люди, территории заселятся мигрантами из третьего мира. Расцветёт преступность, пьянство и наркомания и т. д. Экономическая жизнь начнёт затухать, ранее процветающие предприятия будут закрываться или перемещать свои цеха и офисы с другие регионы, цены на недвижимость пойдут вниз. Безработица, закрытие школ и больниц… и полная социальная депрессия. Это участь постигла многие ещё недавно прекрасные места Европы. Да и некоторые большие и прекрасные города.
    Например, столица Греции город Афины из-за неконтролируемой миграции из Африки и Юго-Восточной Азии превратился из мирового центра культуры и туризма в клоаку. Во всяком случае, сегодня находиться на улицах в центре Афин небезопасно ни днем, ни ночью.
    Примерно то же происходит с некоторыми городами в России, например, в Ставропольском крае.
    Второй тип поведения: когда есть понимание проблемы управления будущим места и даже предпринимается попытка осмысления причин деградации, но выход ищется не внутри сообщества. Местности надеются на государственные дотации, на случай, на внезапный приход богатого инвестора и т.д. Такая психология ожидания особенно характерна для бывших советских республик, где была высока степень государственного патернализма.
    Последствия для будущего такого места обычно аналогичны последствиям в первом случае.
    Правительства бывших советских республик часто ищут нового сильного покровителя (иногда это Евросоюз, как в случае с Эстонией, Латвией, или Литвой, или США, как в случае с Грузией) и становятся жертвами агрессии нового типа, превращающей территорию в «химеру». Химерой называется место, где паразитирует другое государство, управляющее всеми процессами в регионе, в том числе политикой и идеологией.
    Не надо иллюзий. В условиях глобализации и нового переформатирования мира идёт всемирная конкуренция, все территории воюют со всеми. Да, есть союзы, побратимские отношения, сотрудничество в рамках гуманитарных проектов и т.д. Но это всегда происходит ради собственных интересов участников.
    Сегодня эффективны как методы созидания позитивного будущего территории, так и методы разрушения этого будущего у конкурентов. Методы разрушения необязательно связаны с войнами, как раньше. Для этого можно использовать стимулирование миграции нежелательного населения или использование внутренних сообществ для разрушения социума конкурирующей территории.
    Оптимален третий путь: трезвая оценка своих возможностей, возникающих угроз, возможностей конкурирующих территорий, больших циклов, связанных с религиозными трансформациями, перераспределением технологических сил на планете, открытием новых возможностей, связанных с глобализацией.
    Хотя оценка — это не всё. Нужны воля, умение производить изменения в нужную сторону. Этому посвящена наша книга. Научить умению оценивать и умению действовать.
    
    

В ОБЩЕМИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ


    Следует рассматривать Россию как часть Европы и Азии, вовлечённую в общеевропейское судьбоносное сражение за увеличение привлекательности для инвесторов, жителей, туристов. Необходимо задуматься о прошлом, настоящем и будущем российских городов и регионов. Необходимо осознание возможностей и угроз, анализ ресурсов своих и мест-конкурентов. А также — способов дифференцирования, нахождение своей ниши и позиционирование себя для выбранных целевых групп.
    Всегда есть угроза потери доминирующего положения в экономике и социальной сфере вследствие изменения рыночных сил. Этому способствуют прежде всего самодовольное бездействие и отсутствие навыков рыночного планирования у местной власти, скороспелые и непродуманные решения.
    Надо понимать, что в условиях конкуренции всех и вся не каждая территория добьётся процветания, — будут победители и проигравшие.
    Рыночное стратегическое планирование надо понимать как непрерывный процесс, а не как разовую попытку разрешить кризис.
    Вхождение российских территорий в проект «Европа регионов» — первый шаг ментального сдвига российских региональных элит в направлении пробуждения «воли к спасению», так необходимого сегодня любой территории, стране или этносу.
    Тем более идёт развитие информационных технологий, которые делают проблему местоположения вообще непринципиальной. В условиях глобализации возникла возможность для всех мест соревноваться на одном рынке, ранее доступном только крупным городам и столицам, за размещение бизнеса и очагов культуры. Создание имиджа территории, внешнего и внутреннего, интеграция коммуникационной стратегии в общий экономический план развития позволяют сегодня небольшому городку на севере Ярославской области в России на равных соревноваться за качество жизни с мировыми столицами. И совершенно неочевидно, кто окажется в этом соревновании победителем.
    Всё зависит от более умной политики местных властей и качеств местного населения.
    Движение «снизу вверх» рождает абсолютно «горячие точки» роста, которые задают стандарты будущего.
    Победителями окажутся территории, которые смогут освободить энергию места и употребить её на долгосрочный экономический и социальный рост. В ближайшее время внутренний рынок Европы и России должен объединиться — 456 млн европейцев и 143 млн россиян
    Общеевропейская тенденция — создание новых видов бизнеса по кластерному принципу. Например, город Тверь называет себя столицей книгопечатания Европы. Две трети российских книг печатаются именно в Твери, особая ниша — учебники и детские книги. Как результат — к двум имеющимся ещё с советской эпохи гигантским полиграфическим комбинатам прибавился третий современный, который построил российский олигарх Александр Мамут. При том, что в Твери много полиграфистов, есть полиграфическое училище — это правильный способ увеличения экономической мощи региона. Концепция «издательского рая», сформулированная специалистами ИД «Тверское княжество» и НП «Агентство регионального развития», предусматривает региональные преференции для издательств, которые решат перевести свои офисы в Тверь. Это и снижение налогов, и особая арендная ставка. Посмотрим, что из этого получится.
    Несмотря на общий рост безработицы, во всех местах и территориях существуют проблемы с привлечением трудоспособного населения необходимой квалификации. Поэтому идёт конкуренция не только за инвестиции, но и жителей, тех, кто пожелает переехать в данный регион на постоянное место жительства.
    В России традиционно низка мобильность населения. Если в Европе, и особенно в США, население перемещается вслед за возможностями, в России это сейчас характерно только для одного места — Москвы.
    Большинство россиян сейчас привязаны к своим квартирам, стоимость которых непропорционально высока и не соответствует качеству жилья. Стоимость «хрущёвской» квартиры с видом на помойку постройки середины 60-х гг. в средней полосе России соответствует цене квартиры большего метража, с мебелью и ремонтом, на побережье Средиземного моря.
    Это является серьёзным сдерживающим фактором развития. «Перегретость» рынка жилья, возможно, обусловлена общей бедностью — для многих полученная при Советском Союзе квартира оказалась единственной вещью, не обесценившейся, а только дорожавшей в постперестроечный период. И руководство страны и регионов как-то должны решать этот вопрос, препятствующий нормальной трудовой миграции.
    
    

ТЕОРИЯ «БАНАНА»


    Давно замечено, что существует на планете меридиан максимального экономического и культурного роста. Согласно теории китайского философа Конфуция — это место встречи на планете женского начала Инь (Востока) и мужского начала Янь (Запада). Этот меридиан с течением времени смещается с востока на запад и обратно.
    Ещё недавно существовал широкий пространственный контур, получивший название европейского инвестиционного «банана». Север Италии, юг Франции, далее — Австрия, Швейцария, южная Германия, Париж, юго-восток Лондона. Это приблизительная граница протестантского и католического миров. Именно здесь при столкновении двух миров были наибольшие показатели экономического роста, качества жизни.
    Сегодня «банан» распался, что является следствием нарастания общей дисперсии цивилизации Однако экономический центр Европы всё же существует, и он со скоростью 60 километров в год движется в сторону России.
    Если взглянуть в глубину истории, на геополитической карте мира всё время присутствует глобальный меридиан, где сконцентрированы максимальная деловая активность и философский религиозный поиск.
    В глубине тысячелетий он, вероятно, был в центре Евразии, в районе Уральских гор. Около 2-го тысячелетия до нашей эры этот меридиан проходил по реке Дон, связывая сходящую уже тогда на нет цивилизацию северных патриархов (архипелаг Соловки в Белом море) с Боспорским царством, другой, античной цивилизацией, которая только начала распространяться по берегам Черного и Средиземного морей.
    Морская культура свободных «городов-опоек» мира эллинов, наложившись на континентальную культуру кельтов, образовала современную Центральную и Западную Европу. При этом они были осовремененными вариациями ещё более древних культур Восточной Европы, память о которых сохранилась в эпических сказаниях и ментальных кодах современных людей.
    Мировая культура есть многообразие попыток, в той или иной степени талантливости, вернуться к тому уровню эстетики и интегрированности в природу, что создали в древности патриархи севера Восточной Европы.
    Зачастую современные города имеют гораздо более древнюю историю, чем принято считать. Причина их возникновения скрыта в глубокой древности. Там же следует искать причины ментальности местного населения.
    Город Воронеж, который сохранился в древних арийских книгах под именем Варанасси (современный город Варанасси в Индии мы рассматриваем как своего рода «клон» Воронежа, который арии назвали по подобию города, покинутого им на прародине), скорее всего, был центром строительства кораблей, «варов», на пути между Белым и Черным морями. Отсюда слово «варяг». Этому есть простое объяснение: Воронеж расположен на границе степной и лесной зоны, край корабельных сосен. Недаром в более позднюю эпоху русский царь Петр I использовал именно это место для начала строительства флота воссоздаваемой Российской империи. На этом же древнем пути расположена и столица современной России Москва, центр волока из притоков Оки в Верхнюю Волгу.
    Дон разделял сарматские племена от скифских. Сарматия — сосредоточие коллективного женского начала, традиций. А по правому берегу Дона жили скифы — олицетворение мужского начала, индивидуализма.
    После угасания Боспорского царства Хазария перерезала пути по Дону. Пал Рим, активизировалась Византия. Роль Воронежа стал играть Киев, основной путь «из варяг в греки» пролёг по Днепру. Сегодняшняя Украина ментально разделена на Западную и Восточную — причину этого следует искать в истории, отстоящей от нас на несколько тысячелетий.
    Линия роста всегда проходит по линии раздела цивилизаций.
    Современный «банан» — плод раздела мира XX века. Здесь уже католики играли роль сарматов, протестанты — скифов.
    Сейчас все «бананы» развалились. Такого не было никогда. Цивилизация перешла в новое состояние глобализации, Европа сжимается, нарастает конкуренция всех и вся.
    На планете начинают играть важную роль и конкурирующие с Европой центры. После Второй мировой войны — это США, сегодня нарастают мощь Китай и Индия. Если учитывать фактор Китая, можно сказать, что место встречи Янь и Инь — линия «преображения» — опять смещается в Россию.
    Надо отдавать отчёт, что это слишком большие циклы, чтобы учитывать их в территориальном маркетинге, но знать о них полезно.
    Нельзя сказать, чтобы в прошлом не предпринимались попытки разрабатывать стратегические планы развития. Но в большинстве случаев они ориентировались на получение государственных субсидий, в лучшем случае — частно-государственное партнёрство, при отсутствии у чиновников реального коммерческого опыта.
    В условиях глобальной экономики этот номер не пройдёт. Конкуренция на мировом уровне, меньшее число ограничений и неожиданные события — всё это для тех, кто принимает решения на местном уровне, открывает огромные возможности. Все эти возможности теперь опираются на новые информационные возможности, предоставляемые Интернетом и социальными сетями. Возникший недавно феномен объединения людей в социальных сетях по самым различным группам интересов создаёт множество возможностей для мест персонифицировать себя как столицу такой группы. Теперь всё зависит от таланта лидеров мест и их консультантов.
    
    

ТВЕРСКОЙ ПОСТСКРИПТУМ


    Что в этой связи должны делать города тверского региона и, в частности, Тверь?
    У Тверской области уникальные скрытые возможности — и в истории, и в географии. Исторически Валдай — важнейший центр древней цивилизации, ключевое место в эволюции человеческой культуры, и наш регион мог бы стать важнейшим местом притяжения англосаксонской и балканской цивилизаций, Германии. Для Индии, Ирана наши места тоже сакральны. Возможности для Твери, учитывая количество людей, проживающих в этих регионах, просто колоссальные. Но, чтобы реализовать эти возможности, надо преодолеть комплекс неполноценности, довлеющий над региональной властью, «местечковость» региональной элиты.
    Надо понимать, что Торжок, Тверь, Торопец ещё в средние века были пограничными городами Северной Европы. Это естественные ворота Европы в Россию и России в Европу. Культурные пласты на территории Тверской области включают в себя совершенно архаичные, ещё гиперборейские мотивы, так и скандинавские темы, перемешанные со славянскими. Это многообразный мир, и в этом многообразии — своеобразие позиционирования региона.
    Пока же мы наблюдаем бессистемный лубок. Тверь очень мало узнаваема даже на территории России, те же, кто знает про неё, находятся под влиянием стереотипа песни «Владимирский централ» — «этапом из Твери зла не меряно». Неухоженный город, где население, не стесняясь, пьёт спиртное на улицах, плохие гостиницы и рестораны, плохие дороги, с которыми столкнулись автомобилисты из Москвы, и т.д.
    Имидж региона надо эффективно поправлять. И это не всё. Нужна эффективная экономическая политика внутри региона. Дурная политика — когда в регион пытаются привлечь любых инвесторов, включая цементные и металлургические комбинаты. В Тверской области есть возможность сформулировать семь главных экономически тем и начать формирование семи промышленных кластеров. Это бы привело к прорывным решениям и взрывному росту производительности труда. Мы готовы сформулировать стратегию умной региональной политики — дело за местной властью.
    Нужно наладить координацию на уровне региона. У нас губернатор Дмитрий Зеленин, который понимает суть проблем. Но заместители губернатора действуют разрозненно, зачастую — в разных направлениях. Многие главы районов демонстрируют психологию обречённости и не видят путей выхода.
    Но даже в таких условиях наше частное НП «Агентство регионального развития» готово выступить для территорий партнёром для разработки стратегии будущего и пути движения в Европу. Для этого всегда нужно лишь желание жителей и местной власти.

 

14 0
Лента новостей
Прокрутить вверх