Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Адский гибрид из цифровой и аналоговой бюрократии. Авторское мнение

160
Мария Орлова

Владение цифровыми технологиями сегодня является одним из основных факторов конкурентоспособности. Как для государств, так и для граждан.

Почти 5 миллиардов жителей Земли сегодня лишены доступа к интернету. Сам термин «цифровое неравенство» ООН признала реальным критерием социальной дискриминации еще в конце XX века. И с тех пор этот фактор становится все более критическим. Ряд государств может отстать навсегда, без возможности догнать ушедший поезд. А граждане, оказавшиеся без доступа к цифровым технологиям, могут потерять шанс на получение важных государственных сервисов.

Цифровое неравенство – это ситуация, когда у какой-то группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города. Цифровое неравенство особенно опасно тем, что дополнительно увеличивает и без того заметное конкурентное преимущество богатых слоев населения перед бедными слоями населения, исключая последних из современной информационной экономики. И сегодня одна из основных опасностей цифрового неравенства состоит в том, что оно делает нас беспомощными перед государством.

В фантастическом романе «Автостопом по Галактике» Землю решено снести по распоряжению космических бюрократов для постройки гиперпространственной экспресс-ветки.

«Не стоит вести себя так, словно вы об этом не знали. Со всей проектной документацией можно было ознакомиться в районном проектном отделе на Альфе Центавра уже пятьдесят ваших земных лет назад, так что у вас было достаточно времени, чтобы внести любую жалобу в установленном порядке. Теперь поздно говорить об этом, – объявляют за две минуты до сноса «бульдозеристы-инопланетяне». – Что значит – вы никогда не были на Альфе Центавра? Бог мой, земляне, это же всего четыре световых года отсюда. Извините, но уж если вы не интересуетесь тем, что вас непосредственно касается, это ваше личное дело. Включить лучи уничтожения».

Из люков на Землю хлынул свет. «Что за чертова ленивая планета, – сказал голос. – Нисколько нежалко».

Сатирическое изображение бюрократии фантастического будущего может стать реальностью уже сегодня. К сожалению, с внедрением исключительно цифровых сервисов в сфере тех же госуслуг теряется последний шанс при какой-нибудь ошибке достучаться до человеческого разума, который сможет эту ошибку исправить. В Индии, где все социальные пособия и льготы – это помощь бедным семьям, бесплатное питание детей в школах перевели в цифровую плоскость, не оставляя аналоговых вариантов, оказалось, что для многих пропала возможность их получить. Привычно прийти ножками, постоять в очереди перед кабинетом соцработника и поплакать могут и люди малограмотные. Чтобы получить цифровой сервис, надо как минимум иметь компьютер с интернетом. Или смартфон.

Но в настоящий момент чаще получается адский гибрид из аналоговых и цифровых технологий, обеспечивающий головную боль и в реале, и в виртуале.

Алексей Горобцов, директор Департамента развития цифрового государства Минкомсвязи РФ, который отвечает за суперсервисы при применении госуслуг, на прошедшем в январе Гайдаровском форуме привел собственный пример получения госуслуги для себя лично. Ему пришлось трижды переподать документы в электронном виде, а когда он был уже уверен, что все необходимые документы уже сданы, то пошел в МФЦ. Но там оказалось, что нужна какая-
то бумажечка с красненьким штампиком, за которой пришлось ехать домой, и она нашлась лишь чудом. Когда документы попали к начальнику МФЦ, начался обед. Пришлось ждать его окончания, и оказалось, что в кабинете начальника понадобился еще один документ, на который должны были сделать межведомственный запрос. «Хотите, мы его сделаем, через семь дней придет ответ», – после такого ответа третьему чиновнику в стране, отвечающему за цифровизацию, пришлось очень сильно сдерживать себя, чтобы не поубивать сотрудников этого МФЦ.

А еще есть такая чудо-опция, как общение с чат-ботом вместо чиновника. То есть пытаешься что-то объяснить человеку, а оказывается, что говоришь с сущностью, не способной на эмпатию и понимание проблем.

Наверное, любой предприниматель сталкивался с тем, что сейчас отсутствует возможность объясниться с налоговой. При всех суперсервисах, созданных бывшим начальником ФНС, а ныне премьер-министром Михаилом Мишустиным, на деле оказывается, что, если с вас два раза взяли один и тот же налог, бессмысленно пытаться достучаться и объяснять, что таким образом губится малый и средний бизнес.

К сожалению, по мнению экспертов, абсурд будет нарастать. Лишь к 2040 году прогнозируют, что цифровые технологии в госуправлении как-то адаптируются к нам. Или мы к ним. Жаль только, что жить в эту пору прекрасную повезет далеко не всем, кто сейчас активно контактирует с государством.

Мария ОРЛОВА

Вам также могут понравиться

яндекс.ћетрика