Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Женский путь в бизнесе. Как стать лидером в производстве товаров для сада и огорода

В Твери работает производство всероссийского уровня «Ланасад». На предприятии создается продукция для сада и огорода, которая продается по всей России, в Белоруссии, Казахстане и других странах бывшего Советского Союза. В 2020 году компания планировала выйти на европейский рынок, но в их планы вмешался коронавирус и экономический кризис. Но для Светланы Калугиной это не проблема, а новые потенциальные возможности. Она стала предпринимателем в кризисные годы и, пройдя немало трудностей, добилась большого успеха. О своем пути она рассказала нашему еженедельнику.

«Попробуй, если хочешь»

– Светлана, с чего начался ваш путь предпринимателя?

– Это произошло в 1999 году. Свою роль сыграли два значимых фактора – нехватка финансов и случайность. Я работала портной в гостинице и познакомилась с человеком, который имел в Твери свое производство парников, подставок под кусты и цветы, декоративных заборчиков и другого ассортимента для сада и огорода. Он сказал: «Мне нужны люди, которые будут продавать мою продукцию. Если хочешь, то попробуй».

Это сейчас мы знаем, что нужны менеджеры, которые будут продавать. В 1999 году даже понятия такого не было. Я открыла свое ИП и начала продавать через него. При этом в Твери были и другие продавцы, реализующие продукцию этого предприятия.

Я часто участвовала в садоводческих выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и Волгограде. Люди меня знали и любили. К слову, в тот момент на рынке еще не было китайского товара. Те же дуги для огорода делали из подручных материалов кто во что горазд. Качественные металлические дуги из Твери очень нравились людям.

Я была настолько активна, что производство в Твери не справлялось с моими заказами, несмотря на постепенно увеличивавшийся ассортимент.

«Я продала в ломбард все золото, которое подарил мне муж»

– И в какой-то момент вы решили сами открыть свое производство?

– Это была идея моего супруга Дениса. В 2010 году он предложил нам открыть семейный бизнес. Денег не было. Чтобы начать свое дело, мы продали двухкомнатную квартиру. Как сейчас помню, за 2,456 млн рублей. Это была квартира с очень хорошим ремонтом – плод наших совместных трудов за долгие годы.

Все деньги мы вложили в дело, а сами переехали на съемную квартиру. Первое производство было площадью 130 квадратных метров, через два месяца мы перебрались в помещение площадью 450 квадратов.

Первый год был самым тяжелым. С одной стороны, у нас было много клиентов и мы не справлялись с заказами,  с другой – денег не хватало, ведь мы начали все с нуля. В сезон активных продаж с оборотными средствами все было в порядке. А зимой, когда мы работали на склад, денег не хватало. Мы очень благодарны людям, которые пошли нам навстречу и соглашались на задержку зарплаты.

Мы жили очень сложно. Мы с Денисом и сами работали на производстве. Он варил, а я красила и продавала нашу продукцию. Все освободившиеся деньги шли на выплаты нашим людям. А мы сами часто сидели без денег и даже без еды. Дошло до того, что осенью первого года нашей работы я продала в ломбард все золото, которое мне подарил муж за годы нашей совместной жизни. Все, кроме обручального кольца.

«У нас с мужем очень сильные характеры»

– Насколько трудно заниматься семейным бизнесом? Многие боятся, что общее дело внесет разлад в их семью.

– Изначально я была настроена резко отрицательно и говорила, что муж с женой не могут работать вместе. Денис на это сказал: «Давай попробуем. Я для тебя сделаю производство, а чем заняться самому, я потом найду». А он профессиональный водитель, у него есть все категории. А еще он прошел школу вождения при президенте России.

И мы попробовали. Денис занялся оборудованием и всем, что связано с работой цеха. Я взяла на себя обязанности менеджера, бухгалтера, директора, секретаря – все, что связано с документацией и работой с клиентами. И у нас все получилось. Да, сейчас у нас сотрудников больше, но мой супруг по-прежнему занимается производством, а я продажами.

«Вынуть из оборота 4 миллиона рублей – это страшно»

– Как вы прошли путь от начинающего производства до компании всероссийского уровня?

– Когда мы только начинали, я была настроена против заемных средств и покупки материалов в кредит. Взять-то легко, а чем отдавать? Хорошо, что арендодатель шел нам навстречу и допускал просрочки по платежам.

В 2012 году мы взяли в аренду полуразрушенное здание с правом последующего выкупа. Договор был составлен очень интересно. Мы покупали здание по частям, уменьшая стоимость последующей аренды. В 2014 году здание полностью стало нашим. Его площадь составляет 4 тыс. квадратных метров, но работать можно было только на площади 1,7 тыс. квадратных метров. На них были хотя бы крыша и стены, и то частично. Потом мы полностью привели здание в порядок.

В этот же год мы купили первое серьезное оборудование – трубный стан. Муж очень долго бился со мной за его покупку. Несколько месяцев Денис сидел и просчитывал нашу возможную выгоду. На тот момент только в Твери было семь производств, которые делали такую же продукцию, как и мы. Нам нужно было сделать что-то, чтобы обойти конкурентов.

Но стан стоил 4 млн рублей. Для нас, небольших предпринимателей, это были огромные деньги. Нужно было вынуть их из оборота, а это страшно! Но мы решились. Да, пришлось периодически брать кредиты в банках на оборотные средства, но покупка полностью оправдала себя. В следующем году уже я предложила приобрести второй трубный стан, поняв, что одного нам мало.

Вскоре мы построили еще одно здание – площадью 1,5 тыс. квадратных метров, установив в него окрасочный комплекс, который по нашему заказу создали в Санкт-Петербурге. Такого в Твери до сих пор нет ни у кого, да и в России их наперечет.

Пришлось взять в кредит большие деньги, но зато мы создали уникальное производство в производстве. Мы сами выпускаем продукцию, которая нам нужна для создания наших изделий.

В планах построить два новых склада площадью 1 тыс. квадратных метров каждый. С заказами мы просто не справляемся.

«Наше преимущество – гибкость»

– В какие города «Ланасад» поставляет свою продукцию?

– Нас знает вся Россия. Мы поставляем свои изделия в Пензу, Орел, Курск, Казань, Волгоград, Владимир, Санкт-Петербург, Москву и Московскую область, Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Иркутск, Екатеринбург и другие города. Мы работаем с партнерами в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии. Местные предприниматели перепродают нашу продукцию на Украину.

В планах выход на европейский рынок, но его придется отложить как минимум на год в связи со сложившейся ситуацией.

– Вы говорили о том, что раньше в России не было китайской продукции. Но теперь она есть везде, и вы вынуждены с ней конкурировать.

– Да. В среднем китайская продукция по цене чуть выше, чем наша. Некоторые изделия китайцы выпускают по более низкой цене, чем «Ланасад». Наше преимущество – гибкость. У нас есть предложение на любой вкус и кошелек. Хотите дешевле, чем в Китае? Пожалуйста. Хотите что-то безумно красивое и долговечное? Мы это сделаем. Хотите товар, сделанный по вашим эскизам и только для вас? И эти возможности у нас есть!

– Ситуация с карантином вас как-то коснулась?

– Нет, не думаю, что это нас коснется. Производство должно работать, а офисных сотрудников у нас немного, но они сами пока не хотят переходить на дистанционную работу.

– Сейчас в стране и мире начался очередной кризис экономики, а значит, неизбежно вырастут цены. Как вы справляетесь с такими моментами?

– Мы прогнозируем повышенный спрос на нашу продукцию. Вопреки расхожему мнению, люди не ушли с огорода. Они продолжают сажать огурцы, помидоры, кабачки, картошку. В кризис 2008 года спрос на такую продукцию резко увеличился. Я уверена, что и сейчас он будет повышенным.

Да, рост цен вызывает недовольство клиентов, но это неизбежно. Но мы понимаем, что даже если стоимость материалов поднялась на 10–15%, то цену на продукцию больше чем на 3–4% мы поднять не можем. За счет меньшей маржи мы сохраняем своих клиентов.

«Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть»

– Что бы вы посоветовали девушкам, которые хотят создать свой бизнес, но пока находятся в раздумьях?

– Мой девиз всегда был такой: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Лучше попробовать и убедиться, чтобы понять, что это ваше или нет. Иначе будете всю жизнь думать о том, что у вас могло бы получиться, а вы так ничего и не сделали.

– Вы планируете новые направления бизнеса?

– Да, в сфере отдыха. Наша база будет работать в Калининском районе, всего в одном километре от Твери. Мы ориентируемся на экономвариант. Богатым людям, которых в обществе менее 10%, есть куда сходить и где отдохнуть. А людям с небольшими доходами тоже нужен недорогой, но качественный сервис.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.


яндекс.ћетрика