Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Юбилей «визитной карточки» города

120 лет назад, 8 сентября 1900 года, в Твери был открыт первый постоянный мост через Волгу

Мост сразу же стал своеобразным символом города, каковым является и по сей день. Староволжский мост в Твери – одна из ее «визитных карточек». Он не похож на другие мосты города. Его отличает особая изящность.

Существующий до него мост через Волгу в Твери был понтонным и находился между главной аллеей городского сада и воздвигнутым десятилетиями позже памятником Афанасию Никитину. Считается, что наплавной мост был сооружен по приказу Петра Великого.

С ростом города и развитием промышленности его возможностей стало не хватать. Строительство нового моста через Волгу стало насущной проблемой. Из казны была выделена бóльшая часть необходимой суммы. Оставшуюся часть добавила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу.

Был новым – стал старым

мост через Волгу в Твери в начале ХХ века

В 1895 году в Санкт-Петербурге инженер-технолог В. Точинский подготовил проект нового моста, который был реализован в 1897–1900 годах чешским инженером
Л. Машеком. 8 сентября 1900 года при губернаторе Н. Голицыне состоялось торжественное открытие Нового моста, как его тогда называли. Он стал первым в Твери постоянным мостом через Волгу. Проезд по нему был бесплатным, затраты на содержание взяли на себя городские власти. После постройки в 1956 году второго моста – Нововолжского, первый стал называться Староволжским, или просто Старым.

Длина Староволжского моста составляет 215,5 метра, ширина проезжей части первоначально составляла 5,7 метра, тротуаров – 2,5 метра с каждой стороны. Мост трехпролетный, консольно-балочный (системы Гербера).

Клепаные фермы из листовой стали были установлены на четырех опорах, часть нагрузки моста перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Это позволило увеличить длину консольной фермы в средней части моста, придать ей форму вогнутой дуги, а всему мосту – легкость, изящество. Издалека он напоминает цепную висячую конструкцию. Напротив двух речных опор находятся «пики», соединенные поперечными арками, что делает сооружение еще более изящным.

Консольные фермы «цепного вида», использованные в композиции моста, своими общими контурами напоминают очертания цепных висячих мостов. Подобные решения применялись и за рубежом (мост Свободы в Будапеште).

мост Свободы в Будапеште

Обслуживали мост трое сторожей и слесарь. Перед въездом на мост стояли изящные литые фонари с художественно выполненным литьем, по два с каждой стороны. В 1972 году их перенесли на Театральную площадь к памятнику Александру Пушкину.

Мост освещался 48 керосиновыми лампами. Деревянный настил меняли дважды в год. В 1904 году подъезды к мосту заасфальтировали.

По мосту ездили не только автомобили, но трамваи и троллейбусы

В 1931 году по Староволжскому мосту прошла трамвайная линия, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты (ликвидированы в 2020-м).

Говорят, что Староволжский мост вдохновил архитектора А. Власова (1900–1962) при сооружении Крымского моста в Москве (открыт 1 мая 1938 года).

В Великую Отечественную войну мост через Волгу был взорван. Сразу же после освобождения Калинина от немцев началось его восстановление. К 1947 году мост был восстановлен полностью.

мост через Волгу после освобождения Калинина

В 1982–1985 годах Староволжский мост в Твери был капитально реконструирован: установлены новые несущие конструкции пролетных строений, деревянное покрытие заменено асфальтобетонным, проезжая часть расширена до 9 м, сооружены береговые подземные переходы, обновлены фермы. Автомобильное движение по мосту – две полосы, по одной в каждую сторону.

В 2016 году Староволжский мост в Твери снова закрылся на ремонт, который закончился в конце мая того же года.

Панорама Староволжского моста очень живописна, особенно в огнях иллюминации в праздничные дни. Иногда неопытные дизайнеры путают его с мостом Свободы в Будапеште, а еще с Крымским мостом в Москве.

Мост, ставший украшением Твери с момента своего возведения, радует и сегодня жителей города и его гостей изящностью и красотой. Он постоянный объект съемок профессиональных фотографов и любителей. Его изображение часто встречается на тверских открытках, сувенирной продукции, в книгах.

Александр Арсенов

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.


яндекс.ћетрика