Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Выставка к 100-летию тверского художника Ростислава Благовещенского

12 ноября в мемориально-художественном музее Владимира Серова в поселке Эммаус Калининского района состоится открытие выставки, посвященной вековому юбилею художника Ростислава Николаевича Благовещенского.

Ростиславу Николаевичу Благовещенскому в этом году исполнилось бы 100 лет. Его творчество хорошо знакомо зрителю старшего поколения, произведения художника никогда не были при жизни обделены вниманием специалистов, и славная столетняя дата — хорошая возможность вспомнить творчество замечательного мастера, а кому-то и познакомиться с ним впервые.

Акварели, созданные мастером, составляют сегодня «золотой» фонд тверской графики. Акварель – один из самых поэтичных видов живописи, к ней часто обращались в своем творчестве русские художники. Подобно музыки она чарует своими нежными прозрачными мелодиями. Среди немногих художников в Калинине Ростислав Николаевич Благовещенский посвятил себя акварели.

Ростислав Николаевич Благовещенский был членом Союза художников СССР, в 1999 году он получил звание Заслуженный художник. По окончании работы над циклами издавались подборки открыток «Пушкинское кольцо Верхневолжья», «Старая Тверь», «У истоков твоих, Волга», «Город Калинин», серия открыток «И берег, милый для меня», «Ленинские места в Ульяновске». Многие его акварельные серии издавались массовыми тиражами в 1970-1980 годах в открытках.

О Благовещенском писали: «Это художник-историк. Он призывает нас посмотреть на совершенство тверских храмов, любоваться городами Веисторией, он словно говорит: «… полюбуйтесь на Волгу, Селигер, Голубые озёра, на трогательный волжский исток и гордитесь всем этим богатством, защищайте свою славу и наследство».историей, он словно говорит: «… полюбуйтесь на Волгу, Селигер, Голубые озёра, на трогательный волжский исток и гордитесь всем этим богатством, защищайте свою славу и наследство».

Вспоминая художника

Ростислав Николаевич родился 29 февраля 1920 года в Бежецке, в семье юриста, мать преподавала музыку. Рано лишившись матери, будущий художник начал свой путь сразу же после окончания школы в 1938 году. Он уехал на Дальний Восток и работал там горным мастером. В 1947 году Благовещенский возвращается в родное Верхневолжье. К рисованию его влекло с детских лет, но трудная трудовая юность и война не позволили осуществить эту мечту многие годы.

Акварелью художник начинает работать с 1965 года, когда ему было уже 45 лет. В профессиональное искусство Ростислав Николаевич пришел уже сложившимся, зрелым человеком. За это время Р.Н. Благовещенский освоил профессию полиграфиста, закончил в Москве с отличием курсы по технологии многокрасочной печати при Союзполиграфпроме. В эти годы он начинает серьезно заниматься искусством. Посещает рисовальные классы при первой образцовой типографии им. А.А.Жданова в Москве.

Работа в полиграфии и занятия акварелью шли одновременно на протяжении длительного периода. Они дополняли друг друга и служили общей цели – поискам образно-цветового познания мира.

Во второй половине 1960 годов Благовещенский стал систематически заниматься акварелью в изостудии Калининского полиграфкомбината, которую вела акварелист Нелли Ефимовна Пятышева. В 1966 году он показал свои произведения на выставке самодеятельных художников города Калинина. Его акварели завоевали симпатии зрителей и были отмечены жюри.

В эти годы складывается профессиональное мастерство Благовещенского, его талант акварелиста обнаруживает свою зрелость, индивидуальность художественного языка. В это время он находит свою тему – русская природа, старинные русские города с их неповторимой архитектурой. Целый цикл произведений Благовещенского был посвящен памятникам архитектуры Севера.

Покоренный красотой северной земли, он стремиться передать своеобразие и величие памятников архитектуры, стараясь запечатлеть их в той естественной среде, которую избрали для них зодчие.

В ряде произведений художник выделяет архитектуру, как главное; так в листе «Кижи. Преображенский собор» особой жизнью живут детали древнерусской архитектуры, деревянный храм с множеством главок читается темным силуэтом. Низко повисли над ним облака, перламутром поблескивает озеро, обрамляя остров. В общем колорите преобладают серебристые, голубовато-фиолетовые и приглушенные розовые тона, рождающие настроение задумчивости и грусти, безмолвия этого северного гиганта. Этому способствует мягкость акварельного маска, изысканность тоновых переходов.

В течение своей жизни художник много путешествовал, работал он и Вологодской области, где создал серию акварелей, посвященных древнейшим городам этого края: Белозерску, Ферапонтово, Кириллову.

В этой серии, как и ранее большую роль играет архитектура. Художник настолько тонко чувствует красоту и выразительность архитектурных сооружений, что именно на них делает основной акцент. Отсюда эта документальность, точность, детализация архитектурных элементов, которые характеризуют работы этого цикла, как и северную серию.

С 1968 по 1970 годы он создает серию акварелей с памятниками Суздаля, Пскова, Ростова Великого, Борисоглебска, Сергиево Посада.

Художник постоянно совершенствовал свое мастерство: работал он в доме творчества Союза художников РСФСР «Челюскинская», а также в Доме творчества «Академическая дача» им. И.Е.Репина, где с 1975 года бывал здесь ежегодно. Работа в домах творчества дала хорошую профессиональную школу.

Пушкинская тема

В семидесятых годах для Благовещенского особенно дорогой становится пушкинская тема. Удивительно поэтичные акварели рассказывают нам о красивейших местах тверской земли, где жил и творил великий гений. Художник, в сердце которого живет искренняя любовь к этой поэзии, пытается передать свои чувства, и нежно звучащая акварель помогает ему в этом.

Древняя тверская земля богата своими художественными традициями. Много уголков на ней связано с именами выдающихся русских художников. Так неслучайно появляется у Благовещенского тема, повествующая об окрестностях Домотканово, связанных с творчеством В.Серова, И.Левитана, И. Билибина, В. Фаворского, И.Ефимова и других. Неповторимая красота этой земли, служившая источником вдохновения для русских художников, воплощена в полных поэзии и проникновенного лиризма акварелях.

Творческая зрелость приходит к художнику во второй половине 1970 годов. Именно в эти годы работы становятся, узнаваемы по особой поэтической образности. Благовещенский изучает природу, и, понимая значение этюда, не доверяет единичности запечатленного в нем восприятия.

Создавая свои произведения, художник добивается того, чтобы образ был более глубокий, емкий, каким бы частным не был сюжетный мотив.

Лирический пейзаж

О лирическом пейзаже художника Благовещенского нужно сказать особо. Так в работе «Март» строение читается темным силуэтом по контрасту с белым снегом. Снег кое-где образует светлые контуры и выполняет роль обводки, заставляющей иногда четко звучать часть архитектурного сооружения. Это лист звучит мажорно за счет светящейся изнутри акварели. В своем творчестве художник работал в разных жанрах, обращался и к натюрморту. В натюрмортах художника чаще всего присутствуют полевые цветы, например, его «Колокольчики», дары природы.

Работы Благовещенского хранятся в коллекциях Франции, США, Голландии, Италии, Австралии. Около десяти персональных выставок. Последняя персональная выставка была открыта в Тверском городском музейно-выставочном центре «Моя акварель.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.


яндекс.ћетрика