Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Тверской ТЮЗ возобновил показ спектаклей и готовит премьеру к новому сезону

Пока другие театры Тверской области даже не объявили о своих планах, Тверской театр юного зрителя уже вначале августа открыл свои двери для зрителей. С какими вызовами столкнулся театр юного зрителя во время пандемии? Каким для него и его зрителей будет новый сезон? Сделает ли ТЮЗ еще одну попытку пригласить главного режиссера или окончательно оставит продюсерскую модель управления театром? Об этом и многом другом в интервью нашему еженедельнику рассказал директор Тверского театра юного зрителя Александр Бахарев.

Александр Бахарев

— Александр Витальевич, в первую очередь разрешите поздравить вас с 60-летием, которое вы недавно отметили. В этом году в вашей жизни еще две значимые круглые даты – 25-летие работы в сфере культуры и 15-летие деятельности в вашем любимом ТЮЗе. Театр юного зрителя – пока единственный театр в Тверской области, который возобновил показ спектаклей для зрителей. Это уже можно считать началом нового сезона?

— Открытие нового 88 сезона намечено на 18 сентября. Мы откроем его уже известным тверскому зрителю спектаклем «Пустота». А сейчас мы и наши зрители просто возвращаемся к обычной, хоть и в необычных условия, жизни. Сегодня в театре проходят репетиции репертуарных спектаклей и будущей премьеры. Много работы по вводам, это прежде всего связано с приходом в театр новой актрисы Марии Крыловой и не только. Две наши молодые, замечательные актрисы готовятся стать мамами. Для театра это радостный, но и одновременно сложный момент. А вместе с этим, мы возобновили показ спектаклей для зрителей и подчеркиваем – это завершение 87 сезона, который так неожиданно для всех нас оборвался.

Очень приятно, что все билеты на наши августовские спектакли были раскуплены в считанные дни. На этот счет было много переживаний и сомнений, но они оказались напрасными. Пока на главной сцене идут репетиции будущей премьеры, мы активно показываем спектакли в экспериментальном пространстве и на камерной сцене. Один из спектаклей – премьера, сыгранная 7 июня без зрителей – «Головлев» режиссёра-постановщика Вероники Вигг. В главной роли заслуженный артист Российской Федерации Александр Романов.

Спектакль «Головлёв». Фото: Анастасия Чистякова

Также мы представили тверскому зрителю два моноспектакля-премьеры прошлого года: «Я ни о чем не жалею. Пиаф» (Эдит Пиаф — Татьяна Романова, режиссёр-постановщик – заслуженный артист РФ Александр Романов) и «Москва-Петушки» (Веничка — Сергей Зюзин, режиссёры-постановщики – Сергей Зюзин, Семён Ковалёв).

Евгений Зимин готовит премьеру к открытию 88 театрального сезона «По просторам Вселенной» по мотивам произведений Кира Булычева. В инсценировку вошли разные сюжеты из книг о юной путешественнице. Первый раз спектакль зритель увидит 20 сентября.

— В прошлом сезоне в вашем театре появилась новая мультимедийная система. Космическая тема – отличная возможность использовать в постановке все ее возможности.

— Евгений Зимин работает с ТЮЗом уже много лет. Он хорошо знает нашу труппу и технические возможности театра. В спектакле «По просторам Вселенной» впервые будут задействованы все возможности мультимедийной системы. Одним из элементов будет 3d-моделирование. Но технические решения не будут являться главной составляющей постановки, чем зачастую грешат молодые режиссеры. В нашем премьерном спектакле техника поможет подчеркнуть яркую игру актёрского состава.

200 часов контента и 45 млн зрителей

— Ваш театр активно создавал онлайн-проекты во время пандемии. Какой результат вы от этого получили?

 — Мы понимали, что на период изоляции мы не имели права потерять свою связь со зрителем. Поэтому возникла идея создания проекта #ТЮЗОНЛАЙН, который получил своё мощное развитие благодаря активной работе актёрского, технического и постановочного состава театра. Так, в театре родились подпроекты «Прогулки по ТЮЗу с…», «ТЮЗ для школы», «ТЮЗ читает», «Сказки нашего театра», «ВредСовет», «Люди_помнят_о_войне», «Доставка сказок», «Мастерская дома», мастер-классы по сценической речи и «Дано тело – пусти его в дело» и многое другое. На сегодняшний день проект #ТЮЗОНЛАЙН становится составляющей частью нашей постоянной работы в социальных сетях.

За эти месяцы театр записал свыше 200 часов аудио и видео контента, который весит более 240 гигов. Он до сих пор доступен на нашем сайте и в наших социальных сетях.

Наши выступления набрали более 45 млн просмотров. Конечно, количество просмотров не означает такое же количество зрителей, ведь кто-то мог посмотреть одно вступление десятки раз. Еще один очень важный результат – рост числа подписчиков в социальных сетях. Оно выросло в среднем на 20-30%, а на Ютубе вообще на 600%. Для нас это дополнительная возможность расширить нашу аудиторию. Сейчас в огромном потоке информации очень важно не только иметь много подписчиков, но и попасть в их поле внимания, наладить с ними живой диалог.

Да, из-за введенных ограничений мы потеряли время живого общения со зрителем. Однако, теперь у нас есть незабываемый опыт, новая аудитория и желание продолжать начатое дело.

Массовые походы школьников в театры пока под запретом

Спектакль «Вафельное сердце». Фотограф: Анастасия Чистякова

— Как вы видите экономическую модель театра в условиях, когда заполняемость зала не может быть более 50%, а в обществе ходят активные слухи о возможной второй волне более жестких ограничений?

— Сейчас сложно говорить о том, что на самом деле планировать практически невозможно. Одно мы понимаем для себя точно – начинать работать для зрителя нужно при любых условиях и ограничениях. Главное – вернуться к нормальной жизни. Хорошо, что люди снова начинают ходить в кино, музеи и, конечно, театры. И неважно, что экономическая составляющая будет намного ниже наших возможностей.

Есть один очень сложный фактор в работе театров для детей и молодежи (это мы и театр кукол) – днем в будни мы показываем спектакли для организованного зрителя из школ и детских садов. Есть распоряжение Роспотребнадзора, в котором сказано, что в детских садах и школах запрещены культурно-массовые мероприятия для детей.

— То есть, детские сады и школы к вам на спектакли не придут?

— На сегодняшний день мы понимаем, что это более вероятно. Поэтому готовим несколько вариантов нашей работы. И один из основных вариантов – вечерние спектакли в будние дни для взрослой аудитории и спектакли для семейного просмотра в выходные дни. Для нас это новое решение, ведь обычно мы играли два вечерних спектакля в неделю – один в будни и один в выходные. Это потребует корректировки работы отдела по организации зрителей. Однако по продажам билетов в августе мы видим, что спрос на наши спектакли есть.

В масках в течение всего спектакля

— Каким образом в театре будут выполняться предписания Роспотребнадзора? Зрители в течение всего спектакля должны находиться в масках?

— Да, это так. И важно, что приобрести их зритель должен сам, о чём мы напоминаем ему всеми доступными средствами. Театр в свою очередь закупил бесконтактный термометр, рециркуляторы воздуха для фойе и зрительного зала, средства для дезинфекции рук, что обеспечивает требования Роспотребнадзора. Данное оборудование даже в случае победы над Covid-19 очень пригодится нам в сезоны гриппа и ОРВИ.

— Актеры играют на сцене без масок?

— Да, репетируют и играют без масок, а в фойе и производственных помещениях театра они тоже должны находиться в масках.

Зрителей ждет 4 премьеры в новом сезоне

— Какими премьерами в этом сезоне вы еще побалуете зрителей?

— Названия спектаклей, которые мы будем ставить в 88 театральном сезоне, мы объявим позднее. Сейчас ведем непростые переговоры с постановочными группами. Дело в том, что из-за вводимых ограничений и у них возникли переносы сроков постановок. Одно можно сказать совершенно точно: мы собираемся посвятить следующий сезон спектаклям для детской и подростковой аудитории, как мы говорим, спектаклям для семейного просмотра.

— Отсутствие организованного детского зрителя не помешает вашим планам?

— Усложнит. Просто будем показывать детские спектакли в выходные дни. Возможно, мы придем к практике московских театров, где детские спектакли показывают и в буднее вечернее время. Но Тверь – не Москва. У нас совсем другой зритель, однако жизнь заставляет нас думать и искать разные варианты. Для нас важно получить обратную связь, поэтому мы будем проводить опросы нашей аудитории и искать оптимальное решение. 

— Введенные ограничения точно ударят по бюджетам театров. Хватит ли у вас средств на новые постановки?

— В среднем за сезон мы ставили пять новых спектаклей. Их основа – спектакли для семейного просмотра, а также одна или две постановки по современной драматургии для зрителей постарше. Такая обновляемость репертуара позволяет поддерживать интерес к нашему театру.

До пандемии мы делали три спектакли за сезон на заработанные средства. Теперь, дай бог, сделать хотя бы один. Но к счастью, есть замечательный проект «Культура малой Родины», существующий уже три года. В него попали театры юного зрителя, театры кукол и театры малых городов. По проекту мы получаем средства для обеспечения постановочной деятельности. Оставшиеся два спектакля в этом году мы как раз будем ставить на деньги, полученные от участия в федеральной программе. Это нас здорово поддержит.

Деньги, полученные в рамках федерального проекта, позволят нам в следующем году сделать минимум три новых постановки. Всего в новом году мы планируем подготовить четыре премьеры.

Почему ТЮЗ расстался с четырьмя главными режиссерами

— ТЮЗ называют продюсерским театром. Здесь уже больше пяти лет нет главного режиссера/ Модель с художественным руководителем или главным режиссером себя в ТЮЗе не оправдала?

— Я являюсь директором театра уже 15 лет. За это время у нас было четыре главных режиссера, которых я сам лично приглашал, но в итоге мы приходили к решению расстаться. Люди работали 2-3 года, хорошо зарекомендовали себя как режиссеры, но не смогли в полной мере управлять всей художественной жизнью театра.

Жизнь, которая была в театре раньше и есть сейчас, очень сильно разнится. Раньше для режиссера было очень престижно руководить театром. Он имел возможность создать свой авторский театр. Уровень зарплаты художественного руководителя по тем временам был достойным. Сегодня же молодой талантливый режиссер может за два месяца работы над спектаклем получить в 4-5, а то и 10 раз больше денег, чем главный режиссер по своей ставке.  

— То есть, приглашенный режиссер получит больший гонорар, чем штатный?

— Совершенно верно. Роль денег в нашей жизни возросла. Это касается и людей творческих профессий. Они стали больше учитывать уровень оплаты за свою работу, чем это было раньше.

Как работает продюсерская модель театра

Спектакль «Чайка». Фотограф: Анастасия Чистякова.

— Как сейчас формируется репертуар театра?

— Кто-то такую модель называет продюсерской, кто-то директорской, кто-то проектной. Мне больше нравится третье название. Предложения по репертуару мы готовим вместе с моими заместителями. Мы много ездим по фестивалям, режиссёрским лабораториям, в том числе организуемых фестивалем «Золотая маска». Мы предлагаем репертуар исходя из того, что видим в культурном пространстве страны. Предложения обсуждаются на художественном совете театра и принимаются с учетом мнения отдела по работе со зрителем.  

Наша задача определиться с репертуаром, найти средства и достойного режиссера, который создаст интересную постановку. И с ним мы формируем постановочную команду. Как правило, все ее члены — приглашенные специалисты из других городов, потому что в Твери их просто нет. Режиссер предлагает свои кандидатуры. Мы, если не согласны, можем предложить свои варианты специалистов, с кем мы уже когда-то работали. Бывают случаи, когда режиссеры принимают нашу точку зрения. Дальше начинается творческий процесс, в который дирекция не вмешивается.

У ТЮЗа скоро может появиться новый главный режиссер

— Если проектная модель работы театра успешна, значит, главного режиссера в ТЮЗе больше не будет?

— Мы по-прежнему не отказываемся от идеи пригласить главного режиссера, который способен создать свой театр с учетом уже наработанного в нашем ТЮЗе потенциала. И этот главный режиссер должен предложить достойный репертуар и, может быть, специалистов, которые могли бы тут работать. Отсутствие творческого лидера очень чувствовалось во время пандемии, когда наши актеры создавали свои онлайн-проекты. Нужен был человек, который смог бы на творческом уровне объединить всю эту кипучую деятельность в единую концепцию.

Спектакль «Гензель и Гретель». Фото: Анастасия Чистякова.

— То есть, если на горизонте появится такой человек, вы готовы к сотрудничеству?

— Мы не ждем, а сами ищем главного режиссера. Театру нужен талантливый, интересный, молодой главный режиссер, у которого есть желание и амбиции создать свой театр. И даже хорошо, если у него за плечами не будет большого опыта. Ведь зачастую главный режиссёр в возрасте не нацелен на усложнение своей жизни. А у молодых людей есть желание и шанс доказать, что они что-то значат в этом мире.

— Из каких кандидатур вы выбираете?

— В нашем кругу много молодых режиссеров, которые уже ставили спектакли в ТЮЗе. Возможно, кто-то из них и уже скоро станет главным режиссером нашего театра. Сейчас мы ведем переговоры.

В чем преимущества молодых режиссеров

— Не «съест» ли ваша актерская труппа очередного главного режиссера?

— Если человек знает, что хочет и умеет работать с людьми, то у него все получится. Просто прийти в актерский цех и дать актерам готовую инструкцию – это первый шаг к провалу. Любой актер хочет понимать своё будущее в этом театра. Я почему говорю о молодых режиссерах? Они более гибкие в работе. Я смотрю за тем, как они ставят у нас спектакли. Молодежь умеет находить общий язык с актерами. Они создают спектакль вместе.

Более матерые режиссеры создают свою творческую линию и хотят, чтобы актеры ей следовали. Это неплохой подход, но не всегда работает.

Александр Бахарев и актеры ТЮЗа

Тверь и Орел обменяются гастролями

— Театр юного зрителя чаще всего из других театров Тверской области ездит на гастроли. Будут ли гастроли в этом театральном сезоне?

— Предварительно 17-23 ноября состоятся обменные гастроли нашего ТЮЗа с орловским театром юного зрителя «Свободное пространство». Все документы подписаны с федеральным агентством «Большие гастроли».  Гастроли даже в обычное время – это очень дорогое удовольствие, а в условиях введенных ограничений – не окупаемое в принципе. Здорово, что есть федеральная программа, которая дает театрам возможность гастролировать даже в это непростое время. Этот проект и задумывался несколько лет назад для того, чтобы вернуть в России полноценную гастрольную жизнь, которая была в Советское время.

— Как работает эта программа?

— Мы выбираем театр, с которым хотели бы обменяться спектаклями. Дальше готовим пакет документов, которые отправляем на конкурс для участия в проекте «Большие гастроли». Если наши обменные гастроли утверждены – остаётся самое приятное — сами гастроли.

— Почему вы выбрали орловский театр «Свободное пространство?»

— Это наше давнее желание. В Орле очень сильный театр. Мы не раз видели их на фестивалях. А мы хотим привозить в Тверь тех, кто будет интересен нашему зрителю.

Спектакль «Головлёв»

— Ваш театр планировал принять участие в международном фестивале «Радуга», который должен состояться в декабре в Санкт Петербурге. Пока изменений не предвидится?

— Да, сейчас идут переговоры об участии нашего театра со спектаклем «Головлев». Фестиваль должен состояться в декабре 2020 года. Для любого театра гастроли и фестивали – значимая составляющая часть жизни. Для актеров очень важно сыграть в другом городе, почувствовать отклик на свою игру от совершенно новой аудитории. Успех окрыляет! Он дает новый импульс для развития!

Беседовал Андрей Сабынин

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика