Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Тверь – наш общий дом

Новый проект депутата ТГД Елены Гончаровой – прививка культуры для всех жителей Твери.

Сейчас в политике и в общественной жизни доминируют две темы – голосование по Конституции и эпидемия. На этом фоне разговор о серьезных системных проблемах нашей жизни, которые так или иначе придется решать нам и тем, кто будет жить в Твери и других российских городах после нас, кажется не таким актуальным. Однако говорить об этих проблемах надо, иначе в ближайшем будущем можно оказаться в очень нехорошем положении.

На прошлой неделе депутат Тверской городской Думы Елена Гончарова, руководитель «Дружины «Афанасий», инициировала отличный проект #моданакультуру (значок хэштэг в этом контексте означает легкость поиска всего того, что имеет отношение к проекту, в соцсетях). Это очень многогранная история, и я сегодня хочу порассуждать о том, что, по моему личному мнению, должно быть заложено в такой проект.

Все мы – жители Тверской области, самой Твери и малых городов региона – нуждаемся в том, чтобы нам напоминали о правилах поведения в городе и на природе. Те, кто постарше, могут вспомнить знаменитую перестроечную рекламу с американкой Джоанной Стингрей: «Земля – наш общий дом, не надо мусорить». Просвещенная часть интеллигенции уже несколько лет не просто убирает за собой после пикника на речке, но даже приезжает на речку специально для уборки, прихватив большие мусорные мешки. И вывозит тоннами мусор из популярных мест отдыха граждан, которые еще не поняли, что нельзя свинячить там, где живешь. С тех же тверских карьеров в Константиновке, к примеру.

Из деревни уехали, горожанами стали не скоро

Большинство современных российских горожан, в том числе, жителей Твери – в третьем поколении выходцы из села. Русское село тысячелетиями жило своим укладом, все социальные роли были прописаны, поведение каждого было обусловлено традициями. Например, молодая замужняя женщина могла разогнать шумную компанию неженатых парней – просто потому, что она была старше по социальной иерархии. Замечания от старших принимались смиренно, и недостатки исправлялись мгновенно. Потому что «от людей на деревне не спрячешься».

Город в те времена жил своими, городскими традициями. Когда еще были живы местные старожилы (а мне удалось застать знаменитых тверских краеведов Марка Ильина, Николая Забелина, Бориса Ротермеля), они рассказывали, что Тверь была городом образцовым по своей чистоте и ухоженности. Через Тверь ездили из Санкт-Петербурга в Москву министры и царствующая династия, часто они останавливались для прогулки по городу. И поэтому дворники в дореволюционной и послереволюционной Твери обладали особой квалификацией. Так было, пока вокруг города не появилась окружная дорога, а начальство не пересело на вертолеты.

Николай Корытков (в центре)

Хотя знаменитый первый секретарь Калининского обкома Николай Корытков продолжал эту традицию и после строительства окружной дороги, как раз при нем появившейся. По легенде, которую охотно рассказывают старые чиновники, он каждое утро ходил на работу пешком, причем самыми замысловатыми маршрутами. И по итогам его утренней прогулки сильно влетало тем, кто допустил какие-то промахи.

Именно в годы работы Корыткова – с 1960-го по 1978 год – в город на строительство новых предприятий массово переезжала деревня. Разрушались вековечные устои, люди, переехав куда-то в «Южный» или в «Юность», переставали чувствовать себя частью сельской общины, но и городскими жителями, с их традициями и культурой, становились нескоро. В те времена молодые парни из бывших деревенских часто ломали лавочки, переворачивали урны, громили детские площадки. Никто же не осмелится сделать замечание, все же вокруг незнакомые, никому никто не интересен! Сейчас внуки тех парней заканчивают вузы, и возможно, увлекаются урбанистикой, убирают за собой мусор после пикников, за свой счет ставят лавочки и детские площадки. Все течет, все меняется.

Новое нашествие варваров

А Тверь и остальные города региона претерпевают нашествие других вырванных из привычного социума работяг. Это уроженцы южных республик и стран Средней Азии, приехавшие на заработки из своих аулов и кишлаков. Где точно так же, как в русской деревне начала 20-го века, все жили по жестким правилам, которые насчитывали тысячелетнюю историю. Попав в российский город, приезжие из Средней Азии видят, что женщины тут носят открытые одежды, что стариков почти не слушают, что тут пьют алкоголь… Получается очень взрывоопасная смесь, с которой ничего не могут поделать ни религиозные лидеры, ни руководители диаспор. Здесь, на чужой территории они бессильны повлиять на тех, кто оторвался от своего рода-племени.

Несомненно, что и в этом случае более сильная российская городская культура одержит победу. Главное, продемонстрировать приезжим, что она у нас есть. И не хотелось бы ждать три поколения, пока потомки ребят, приехавших в Тверь на заработки, ассимилируются и будут отличаться лишь цветом волос от тех, чьи предки приехали когда-то работать на заводах из карельских деревень.

Елена Гончарова хорошо формулирует проблему, рассуждая о том, откуда берется ксенофобия, в своем посте на фейсбуке: «Представим себе волка. У него есть своя стая с четкой иерархией и ярко очерченными границами. Если к этому костяку прибьется другое животное, участники волчьего сообщества отнесутся к нему по меньшей мере враждебно. Сработает инстинкт самосохранения и первобытное желание защитить свою территорию.

То же самое касается и людей. Достаточно вспомнить шутку про двух хозяек, которые не уживутся на одной кухне. А если серьезно, то именно инстинктивный и часто не осознаваемый страх потерять свое «место в стае» так усложняет межнациональные взаимоотношения. Особенно это усугубляется тогда, когда «иноземцы» приезжают тысячами человек и насаждают свои нормы поведения на родной земле.

Выход из положения стоит поискать в животном мире. Чужаки остаются в стае только если принимают ее «правила игры». Принцип, понятный любому воробью и зайцу, применим и к людям. Миграция дает хорошие предпосылки для развития общества. Но для этого нужно, чтобы принимающая сторона всеми силами сохраняла и развивала свою культуру. Только в этом случае приезжие смогут гармонично интегрироваться в российскую действительность».

Мы рассчитываем продолжить этот разговор. Я планирую большое интервью с руководителем «Дружины «Афанасий» Елены Гончаровой. Следите за нашими публикациями.

Мария Орлова

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.


яндекс.ћетрика