Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Станция Тверь: вчера и сегодня

170 лет назад была открыта железнодорожная станция Тверь.

Станция Тверь появилась на строящейся Петербургско-Московской железной дороге как станция I класса. Таких станций на первой казённой железной было пять – Москва, Петербург, Малая Вишера, Бологое и Тверь.

Станции I класса располагались на расстоянии 160 км друг от друга. Классность станции определялась наличием соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, являлось требованием того времени к обслуживанию движения.

Полностью железная дорога между двумя столицами была построена год спустя. 1 ноября 1851 года считается датой официального открытия Петербургско-Московской железной дороги. По сути, это день рождения всей сети российских стальных магистралей.

некогда пассажиры I класса выглядели так

Тверь нельзя назвать городом с развитой железнодорожной инфраструктурой. Дальнейшее развитие путей сообщения её также обошло стороной. Она, например, не стала узловой станицей, что достаточно странно не только для областной столицы, но и крупного промышленно-экономического центра. Хотя по территории Тверской области проходят линии Москва – Рига и Москва – Сонково – Мга, ни на одну из них станция Тверь не имеет выхода. По сути, она так и осталась не более чем промежуточной станцией на Петербургско-Московской, (позднее Николаевской, а ныне Октябрьской) железной дороги.

Всё это кажется ещё более несправедливым ещё и из-за того, что Тверь стала одним из первых городов в России и первой губернской столицей, вставшей на стальные рельсы.

здание депо

Тем не менее, станции Тверь, говоря современным языком, всё же есть чем и гордиться. Например, все пять станционных зданий, построенных к открытию Петербургско-Московской железной дороги, не просто сохранились, но и служат по своему назначению. Это вокзал островного типа (похожие строились и на станциях второго класса – Клин, Спирово, Окуловка, Любань; к сожалению, Окуловка такого вокзала лишилась в 2001-2002 годах), круговое паровозное депо на 22 стойла, вагонный сарай (сейчас в нём цех по ремонту электрооборудования), административное здание и водонапорная башня, которая и по сей день снабжает водой не только станцию, но и часть Пролетарского района города.

водонапорная башня

Все станционные здания строились по проекту архитектора Рудольфа Желязевича. Каждое из них по-своему интересно и уникально. Например, здание кругового депо – единственное сохранившееся и работающее на всей Октябрьской дороге. Круглый купол, видный на старых фотографиях, был разрушен во время Великой Отечественной войны. Или водонапорная башня (водоподъёмное здание), больше напоминающая крепостную башню – наверное, сказался опыт Желязевича как военного архитектора, в период с 1836 по 1846 годы принимавшего участие в проектировании и строительстве казармы Первого учебного морского экипажа в Кронштадте.

памятник-паровоз Эм-725-39

С северной стороны станции в стороне от вокзала установлен памятник-паровоз Эм-725-39, в годы войны возивший составы в осаждённый Ленинград.

Вокзал (тогда пассажирский дом; слово «вокзал» ещё не применялось в отношении железной дороги) предоставлял пассажирам залы ожидания 1-го, 2-го и 3-го классов, а также императорские комнаты, предназначавшиеся для пребывания первых лиц государства во время передвижения по дороге. Сегодня его называют старым или Николаевским вокзалом – в 1991 году появилось здание вокзала берегового типа. В 2015 году была завершена реставрация старого здания с восстановлением императорского зала, а в 2019 году разработана интерактивная туристическая программа «Исторический вокзал».

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.


яндекс.ћетрика