Сервис «Яндекс.Такси» в Твери признан небезопасным. Какие сюрпризы готовит агрегатор и как найти на него управу

06.03.2020, 10:51

Правительство Тверской области официально признало, что никак не может повлиять на работу «Яндекс.Такси» в регионе. А тем временем в конце февраля ГИБДД Тверской области в ходе профилактического рейда поймала водителя, который вообще не имел права управлять транспортным средством. Как эти рейды скажутся на работе такси в регионе? Почему водители «Яндекса» организуют всероссийскую забастовку? Какие важные изменения вступят в силу 1 апреля? Рассказываем в нашем материале.

Один или тысячи? Сколько в Твери работает нелегалов

В конце февраля сотрудники ГИБДД совместно с представителями министерства транспорта Тверской области провели очередной профилактический рейд. В его рамках на улице Коминтерна был остановлен один из водителей «Яндекс.Такси», который в это время перевозил пассажира. Выяснилось, что уроженец одной из южных республик вообще не имел права управлять транспортным средством. Его авто не прошло лицензионный контроль и не соответствовало правилам безопасности. В отношении мужчины составлен административный протокол. По решению суда ему может быть назначен штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. Автомобиль эвакуирован на охраняемую стоянку.

– В данный момент самым эффективным способом борьбы с таксистами-нелегалами остается изъятие автомобиля такси. В соответствии со ст. 27.10 «Изъятие вещей и документов» КоАП РФ транспортные средства как орудия совершения правонарушения изымаются и помещаются на охраняемую стоянку, – рассказали нашему еженедельнику в ГИБДД региона.

В Госавтоинспекции области пришли к выводу, что использование «Яндекс.Такси» в регионе может быть небезопасным. И еще раз напомнили, что в нашей области легальные такси имеют белый или желтый цвета, а также лицензию на перевозки, цветографическую схему на авто и т. д.

То, что ГИБДД и Минтранс в ходе профилактического рейда поймали целого одного водителя-нелегала, вызывает улыбку. Всем очевидно, что в такси работают тысячи нелегалов. Обратимся к наглядной статистике. Начиная с декабря 2011 года (когда вступил в силу региональный закон «О такси») министерство транспорта региона выдало чуть 4500 разрешений. А теперь внимание: срок более 3800 из них уже истек. Сейчас действуют только 615 разрешений на всю Тверскую область! Часть из них истечет уже в этом году. В ближайшие пару лет будут действительны около 500 разрешений.

Реестр выданных разрешений есть в открытом доступе на сайте Минтранса. Ознакомиться с ним может любой желающий. Отметим, что получить разрешение может только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. На каждую машину выдается отдельное разрешение.

А теперь вспомните, как часто к вам, когда вы заказываете такси, приезжает машина белого или желтого цвета со всеми опознавательными знаками такси? Лично ко мне такие легальные такси не приезжали ни разу.

Но самое интересное, что проверить нелегалов очень трудно. Если на машине нет вообще никаких опознавательных знаков такси, то ГИБДД не может остановить ее в ходе профилактического рейда. Вышеописанный случай произошел с машиной, которая была разукрашена в цвета «Яндекс.Такси». Так что по Твери ездят сотни условных невидимок, которых почти невозможно проверить. Разве что делать контрольную закупку услуг такси, но такая форма пока не практикуется.

«В первую очередь должен состояться разговор»

– Я согласен с тем, что ездить на «Яндекс.Такси» в Твери опасно. Я считаю, что администрации города Твери и министерству транспорта региона нужно организовать совещание, пригласив туда всех перевозчиков в сфере такси. Давайте открыто обсуждать существующие проблемы и вырабатывать план действий по их решению, – говорит Станислав Петрушенко, председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области. – Сейчас никакого диалога нет. Например, в Твери почти отсутствуют стоянки для такси, и об этом никто не говорит. Профилактические рейды, в том числе проверка таксопарков, нужны, но это лишь одна из возможных мер. Для начала нужно услышать друг друга.

Неконтролируемый «Яндекс»

А пока побороть гиганта (а в Твери, по сути, монополиста на рынке такси) пытаются его водители. Один из таксистов отправил запрос в правительство Тверской области и получил любопытный ответ. Приводим выдержку из него:

– Служба заказа «Яндекс.Такси» оказывает информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом, фактически не осуществляет деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В связи с этим у Министерства транспорта Тверской области отсутствуют полномочия по проведению проверки в отношении вышеуказанной службы заказа такси. Контроль за деятельностью служб заказа легкового такси, агрегаторов на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложен.

То есть министерство транспорта региона открыто признается в том, что никак не может повлиять на ситуацию. Для примера: власти Санкт-Петербурга заключили с «Яндексом» соглашение. В его рамках агрегатор в режиме онлайн передаёт в Региональную навигационно-информационную систему данные о такси, подключённых к системе, и регулярно проверяет соответствие их разрешений реестру выданных разрешений. Если действующее разрешение на осуществление перевозок у такси отсутствует, «Яндекс.Такси» обязуется прекратить его доступ к сервису. Почему Тверская область не следует этому примеру?

Как приструнить агрегаторов

На самом деле сделать это очень просто. Это вопрос политической воли. Уже больше двух лет Государственная Дума РФ пытается принять закон «О такси», который обяжет агрегаторов нести ответственность за своих водителей, проверять у них наличие разрешения, организовывать медицинский и технический осмотры перед выходом в рейс.

Тот же «Яндекс.Такси» называет себя информационной площадкой, но, по сути, диктует абсолютно все правила игры, пользуясь дырами в законодательстве. А таксопарки – номинальные посредники между таксистами и агрегатором.

Очередная попытка приструнить агрегаторов предпринята в декабре 2019 года. В Госдуму внесен проект нового закона «О такси».

– К сожалению, пока в плане работы Госдумы на март нет этого законопроекта, – рассказывает Станислав Петрушенко. – Лично я считаю, что агрегаторы должны нести ответственность за своих водителей и качество перевозок.

То есть закон «О такси» снова завис на неопределенный срок. Почему власть не предпринимает очевидные меры по урегулированию отрасли? Создается впечатление, что это кому-то очень выгодно.

Тверские таксисты говорят о том, что средний чек за несколько лет упал на 30–50%. При этом агрегатор и таксопарки забирают себе комиссию в размере около 20%. То есть если вы платите за поездку 120 рублей, то водитель получает чуть меньше 100 рублей. А если машина в аренде, то еще меньше.

Но больше всего вопросов к организации работы такси и качеству перевозок. Мы уже писали в одном из номеров прошлого года о том, что в «Яндекс.Такси» под одной учетной записью может работать несколько человек. А если фото ваших прав оказалось в Интернете, вполне вероятно, что по ним кто-то прошел регистрацию и бомбит на агрегатора в одном из городов нашей большой страны.

В материале «Звоните в «Яндекс», который вышел в конце 2019 года, мы писали о забастовке, которую пытались устроить водители Твери. Со 2 по 5 марта таксисты агрегатора в Саратове, Тюмени и ряде других городов планируют провести всероссийскую акцию «Брат за брата». В ее рамках водители не будут принимать заказы от «Яндекс.Такси» и «Ситимобил».

Главная цель акции – снизить процент комиссии агрегаторов, повысить тариф на перевозки, отменить систему рейтинга водителей. По нашей информации, таксисты из Твери пока не планируют присоединяться к этой акции. Возможно, они не верят, что таким образом можно повлиять на ситуацию.

Игра вслепую

По данным нашего источника, «Яндекс. Такси» разослал сообщение водителям, в котором сообщил, что с 1 апреля закроет для них виденье конечной точки маршрута. Это значит, что водитель, беря заказ. не увидит, куда поедет пассажир и сколько будет стоить поездка.

– Это приведет к конфликтам. Мы, водители, не захотим ездить по убитым дорогам тех же дачных кооперативов за копейки, а пассажиры будут требовать их довезти, – считает один из водителей «Яндекс.Такси» в Твери. – А главное, это нарушает наше право на получение полной и достоверной информации о заказе.

Одно нововведение уже заработало. Пока в тестовом режиме запущен рейтинг пассажиров. Теперь водители могут поставить своим пассажирам оценку от 1 до 5. Средний рейтинг пассажира составляется на основании 40 предыдущих поездок. Заказы для пользователей с хорошей оценкой станут приоритетными для сервиса.

Это новая функция – ответ на жалобы водителей на пассажиров, которые часто безосновательно ставили водителям низкую оценку за поездки.

Михаил АЛЕКСАНДРОВ

126 0
Лента новостей
Прокрутить вверх