Разноцветные краски осенних выставок

23.09.2020, 10:25

В сентябре тверские выставочные залы радуют зрителей интересными и разнообразными экспозициями. Вот обзор некоторых из них. 

Портреты и пейзажи «живописца счастья» 

«Страсти Ренуара» — так называется выставка, развернутая в Тверском музейно-выставочном центре, посетив которую, любители живописи смогут полнее познакомиться с жизнью и творчеством самого известного французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара. 

Зритель окунется в легкую и непринужденную парижскую жизнь XIX века и узнает интересные факты о «певце радости жизни», «живописце счастья». Так, он однажды сказал: «Для меня картина должна быть всегда приятной, радостной и красивой… В жизни и так достаточно скучных вещей, не будем создавать еще новых!». 

Благодаря современным технологиям с помощью техники «жикле» воссозданы бессмертные шедевры художника на натуральном холсте, воспроизведены мельчайшие нюансы цвета и светотени, переданы характер и фактура мазка. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюров (трещин красочного слоя или лака). В отличие от художественных копий, выполняемых маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукция – не имитация, а точное, факсимильное воспроизведение подлинника.  

В экспозиции выставки представлены многие известные портреты и пейзажи художника: «Две сестры», «Портрет мальчика в матроске», «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой»», «Две девушки, читающие в саду», «Дитя с игрушками», «Испанский гитарист», «Девушка, расчесывающая волосы», «Сады Эссе в Алжире», «Пейзаж в окрестностях Кана» и другие. 

Много картин, изображающих купальщиц, и среди них «Большие купальщицы». 

В портрете Ренуар видел воплощение идеала беззаботной, здоровой, цветущей жизни, счастья, духовной чистоты. Художник изображал красочные, светлые, радостные лица.  

Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Женщины были для него олицетворением гармонии и красоты, источником вдохновения и главной темой творчества. 

Знаменитая муза портретиста – актриса Жанна Самари говорила: «Ренуар через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет».

Художника и всех его женщин связывало одно: они создавали новые идеалы, вечную красоту, перекрашивая мир в новые цвета. 

Огюст Ренуар стал первым художником, картину которого приняли в луврское собрание еще при жизни. 

Самоизоляция как период творческого вдохновения 

С 4 сентября в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра работает весьма любопытная и оригинальная выставка Вячеслава Шмагина и его учеников из студии современной живописи «Подвал 47» (г. Дубна) под злободневным и понятным ныне даже школьникам младших классов названием «Самоизоляция». 

Время самоизоляции не прошло даром для Вячеслава Шмагина и его учеников. В это время они изрядно трудились, создавая новые картины. Для них период самоизоляции оказался крайне продуктивным: было создано множество работ, готовых удивить зрителя. 

Студия современной живописи была создана в 2003 г. Руководитель и основатель студии Вячеслав Николаевич Шмагин является членом творческого союза художников России и международной федерации художников.  

Мощная энергетика полотен В. Шмагина оказывает сильное эмоциональное воздействие благодаря яркому, насыщенному цвету. Форма и цвет являются для художника выражением его ощущений, чувств и миропонимания. 

По мнению искусствоведов, «Вячеслав Шмагин – мастер, чья творческая индивидуальность сочетает в себе интеллект и высокий профессионализм. Он – экспериментатор со стратегией вечного поиска, сформировавший свой менталитет в условиях диссидентской среды. Неисчерпаемый ресурс творческого потенциала художника основан на понимании бесконечности мира, невозможности его постичь и измерить». 

В экспозиции представлено все, на что способны Шмагин и его ученики:  разные взгляды, разные техники, стили и направления – от наивного искусства до фигуративной и абстрактной живописи. Работы подопечных мастера говорят о пристальном внимании учителя над выработкой индивидуального стиля каждого ученика. Однако есть нечто объединяющее их – это тонкое колористическое чувство, внимательная проработка формы.  И, конечно же, неординарные образы, окрашенные оттенками искрометного юмора.  

Уже названия многих работ привлекают своей оригинальностью и заставляют упорно разгадывать, что же хотел сказать художник своим произведением: «Нажми на кнопку плавно», «Смешная история про печальную жизнь», «Манящая эротека достойной женщины», «Городское отсутствие времени», «В гостях у К. Маркса»…  

На работе И. Першиной «Политика» мы видим крупно выписанные слова «Бла-бла-бла» и «Надоело слушать этот бред». 

Работы заключены в обычные деревянные рамки, к которым прибиты пестро раскрашенные палочки разной длины, ширины и толщины, на иных можно видеть ряд гвоздей, вбитых не до конца. Под некоторыми картинами размещены куски материи различной окраски и даже … старые джинсы, платья, советский вымпел «За спортивные достижения». 

В других работах можно увидеть причудливые комбинации из абстрактных рисунков, журнальных вырезок, открыток, кусков фольги, стекла, кнопок, тыквенных семечек и кое-чего другого. Одним словом – абстракция.  

В общем, есть чему подивиться и на что посмотреть. 

Всего представлено более 70 работ неординарных работ абстрактной живописи.  

Что за техника такая – акватипия 

С 14 по 30 сентября в зале искусств областной библиотеки имени Горького  работает выставка «Мечты и фантазии. Акватипия Г.Н. Орёликова» из фондов Тверского краеведческого музея. 

На экспозиции представлено около 30 работ художника – это натюрморты и неповторимые пейзажи Новгородской и Тверской земли. Творчество мастера являет собой пример трепетной любви к малой родине. 

Акватипия в переводе с латинского языка – «печать с воды». Краски, попадая в воду, расплываются по всей плоскости, оставляя на поверхности причудливые узоры. Затем это изображение переносится на бумагу. 

Геннадий Николаевич не только работает в этой технике, но и совершенствует её. Он вмешивается в процесс и авторскими прорисовками придает изображению смысловую направленность. Эта техника оказалась особенно созвучна художественному мировосприятию мастера, творчество которого всегда отличало стремление к импровизации. 

Многие названия работ говорят сами за себя: «Поздние цветы», «Зимний день», «Горный склон», «Цветущий сад», «Подснежники», «Осенняя тропинка», «Голубые холмы», «Ледяные просторы». Глубоким лиризмом наполнена работа «Грустно». На ней мы видим деревенский домик, окутанный зимней снежной дымкой.  

Несколько слов об авторе. Геннадий Николаевич Орёликов – художник-график, акварелист, дизайнер, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России. С 1967 года работает над созданием музейных экспозиций Тверской области. Персональные выставки художника были организованы в Твери, Москве и Санкт-Петербурге.  

Кстати, 24 сентября в зале искусств Горьковки состоится творческая встреча с Г.Н. Орёликовым. Начало в 16.00.   

Александр АРСЕНОВ 

44 0
Лента новостей
Прокрутить вверх