Караван Ярмарка
Свободная газета для мыслящих людей

Один против немецких асов. К 100-летию дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина из Кесовой Горы

Алексей Алелюхин принадлежал к когорте удивительных наших летчиков, которых вражеские асы ни разу не сбивали, зато сами были сбиты. За всю войну он совершил 601 вылет, провел 258 боев в воздухе, лично сбил 40 немецких самолетов, в групповых боях сбил еще 17 машин.

Про него можно сказать две удивительные вещи. Первая – он воевал с 22 июня 1941 года и закончил войну 9 мая 1945 года. Вторая – две высшие награды и звание дважды Героя Советского Союза он получил с разницей во времени чуть больше двух месяцев: первую золотую звезду – 24 августа, вторую – 1 ноября 1943 года. Вот таким был наш ястребок, наш земляк из Кесовой Горы.

Один против пяти

Разумеется, для каждого летчика-истребителя свои бои запоминаются надолго. Вот и Алексей Алелюхин в 1958 году на встрече с молодежью вспоминал: «…В один из осенних дней я возвращался на свой аэродром… как вдруг увидел под собой два мессершмита. Под прикрытием облаков они незаметно подкрались ко мне и вот-вот должны были начать атаку. Я нырнул резко в сторону и стал набирать высоту. Немцы разгадали мой маневр и тоже полезли вверх. 6500 метров! Хищные, имеющие прекрасную скорость и маневренность «мессеры», словно пришитые, идут рядом. Обливаясь от волнения холодным потом, я штопором бросаю машину вниз. Немцы делают то же. Тогда я резко тяну ручку на себя, внезапно «переламываю» свой самолет и свечой лезу в облака. Совсем рядом пронеслись вниз фашистские самолеты, не успев даже дать очередь. Теперь наверху оказался я, но в облаках ко мне вдруг пристроился третий мессершмит. И опять моя машина вертикально падает вниз. Я забыл о времени, во рту пересохло, уши заложил звенящий гул мотора, гнуло и ломило спину, голову вжимало в плечи. Я ушел от преследования и этого фашиста, но на помощь немцу пришли еще два самолета. Пять против одного. Вверху, по бокам, в хвосте – всюду враги…

Вывожу самолет вперед, пикирую, делаю вертикальную бочку, убрав на доли секунды газ. Машина резко теряет скорость, и немцы в 30 метрах проскакивают мимо меня, выходят вперед. И как только в бешено прыгающем прицеле появилась ненавистная свастика, я нажимаю на гашетку верхних пулеметов. Ведомый фашистов рыскнул вправо, потом вдруг нырнул круто вниз, за ним потянулся столб черного дыма. Я спикировал, спрятался за дымовой завесой и приготовился к новой атаке. Но фашисты уже трусливо уходили на запад. Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу, я выжимал из мотора все, однако отставал все больше и больше. А когда немцы скрылись в плотной облачности, я бросил взгляд на бензоуказатель и обомлел: стрелка стояла около нуля».

Садился Алексей на своем аэродроме с заглохшим мотором удачно. Бой происходил в небе под Ростовом, где его эскадрилья сбила 22 фрица, из них 6 сбил Алелюхин, в этот раз стало 7 сбитых.

Читатель может спросить, почему наш летчик возвращался на аэродром один? Ведь принято летать парами. Причина проста – Алексея командование отпускало «на охоту» одного, будучи уверенное в его воинском мастерстве, о котором свидетельствует и такой эпизод.

В 1942 году Алексей Алелюхин воевал на Сталинградском фронте, летая на самолете ЛаГГ-3. Однажды он встретился в небе один на один с каким-то немцем, завязался маневренный бой на горизонтали, крутилась «карусель» минут 40 – невиданное дело в то время. Противник оказался достойным нашему ястребку, никто не был сбит, разлетелись – физических сил уже не было. Приземлившись, Алексей не мог сам вылезти из кабины.

 А кто был противник? Уже после войны узнали, что это был ас номер два в люфтваффе Герхард Баркхорн, имевший на счету 301 сбитый самолет в боях против Англии и СССР (наши специалисты сомневаются в истинности таких побед, система учета у них была двусмысленной). Так вот, он вспоминал, что он был мокрый, как после душа, и совершал в воздухе все, что умел, но ничего с русским не мог сделать. Мнение такого врага тоже стоило не мало.

Асами не рождаются. Ими становятся

Родился Алексей Васильевич 30 марта 1920 года в селе (ныне поселок) Кесова Гора в бедной семье: отец железнодорожник, мать крестьянка. Когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию, и он в 1939 году поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени Чкалова. Окончив ее в 1940 году, Алексей направляется служить в 69-й истребительный авиаполк Одесского округа. Освоил и летал на И-16, «ишачках», получал хорошие отзывы.

Кстати, его полк потом переформируют в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, прошедший, точнее «пролетевший», путь от Одессы до Берлина. Алелюхин начал службу в полку простым пилотом в звании младшего  лейтенанта, а закончил гвардии майором на посту командира этого же полка.

Боеготовность в полку объявили 22 июня, а тревогу на третий день войны: к аэродрому приближались немецкие бомбардировщики Хе-111. В групповом бою Алелюхин в своем звене сбил один Хе-111, а вскоре он лично на своем И-16 сбил немецкий ПЗЛ-24. К осени 1941 года полк стал летать на новых ЛаГГ-3, а в декабре лейтенант Алелюхин был удостоен первой награды – ордена Боевого Красного Знамени.

Чтобы рассказать обо всем боевом летном пути нашего земляка, нужно написать толстую книгу. Перечислим только, где он вел бои лично, в группе и с полком. Начал в небе под Одессой, затем Харьков, Сталинград, Ростов, Таганрог, Крым, Никополь, Каунас, Варшава, Кенигсберг и Берлин, в небе над которым 27 марта 1945 года Алексей Алелюхин провел свой последний групповой бой, сбив два истребителя Фокке-Вульф-190.

После войны

Такие военные, как Алелюхин, составляли золотой фонд наших вооруженных сил, а потому он был направлен учиться в Военную академию имени М.В. Фрунзе, по окончании которой в 1948 году назначен заместителем командира 151-й гвардейской истребительной авиадивизии в Московском районе ПВО с размещением в городе Калинине. Дивизия обеспечивала ПВО Московской и прилежащих областей.

 В июле 1950 года направлен в командировку в Китай, в октябре переведен в Корею, в которой до февраля 1951 года командовал 281-й истребительной авиадивизией, «решавшей задачи в корейском небе». В 1952 году дивизия выведена из Китая и направлена в Азербайджан. По ноябрь 1952 года возглавлял отдел Управления летной службы и воздушного права Главного штаба ВВС, после чего стал учиться в Военной академии Генштаба и, окончив ее, до 1961 года преподавал в Военно-воздушной академии.

В 1961 году вернулся на службу в войсковые структуры – в штабы авиации Московского военного округа, и в августе 1985 года генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин вышел по возрасту в отставку.

Умер наш ас-истребитель 29 октября 1990 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. На родине в Кесовой Горе в 1957 году при его жизни установили бюст земляку, то же сделали в Борисоглебске, где он учился на летчика, есть школа и улица его имени в родном поселке.

***

Наша тверская земля дала Отечеству несколько сотен Героев и дважды Героев Советского Союза, в том числе летчиков, своими ратными подвигами приближавших День Победы. Их перечень можно увидеть в книге И.А. Долгова «Золотые звезды калининцев» за 1983 год. Например, дважды Герои летчики Василий Иванович Андрианов (1920–1999), Алексей Семенович Смирнов  (1917–1987), как и многие другие, родом из нашей глубинки.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.


яндекс.ћетрика