Наталья Сердитова: новый век требует нового образования

29.01.2020, 09:15
Мария Орлова и Наталья Сердитова

Наталья Сердитова, проректор Тверского государственного университета по учебно-воспитательной работе, профессор, доктор географических наук, как никто другой, знает о тех трансформациях, которые проходит современная система образования. Она не только профессор, но и мать троих детей, которые как раз сейчас находятся в стадии активной учебы, получения знаний. Что пригодится нынешним учащимся в будущем? Какие навыки должны быть у выпускников школ и вузов и как угнаться за их потребностями системе образования?

Вызов  для преподавателей

– Наталья Евгеньевна, сейчас в вузы приходит поколение, которое уже родилось с гаджетами в руках. В связи с этим многое, что мы должны были запоминать, им запоминать ни к чему – достаточно набрать запрос в поисковой системе. Как и чему их учить в таком случае?

– Ум современных детей формируется совсем в других условиях, по сравнению с более старшим поколением они действительно инопланетяне. У меня по этому поводу есть очень много соображений, и только на эту тему я готова дать отдельное интервью. У нас в семье трое разновозрастных детей. Старшей дочери 23 года, она лингвист, защищает магистерскую диссертацию и как раз ходит в библиотеку, и ей нужны книги, которые еще не оцифрованы, а не гаджеты. Притом что она с гаджетами выросла. Другому ребенку 13 лет. На осенних каникулах он находился на специализированной математической смене в лагере «Компьютерия» и позвонил оттуда мне всего два раза, хотя первый раз оказался без родителей на столь продолжительное время, так ему было интересно, спокойно, комфортно и, главное, весело в компании единомышленников. При этом по телефону первым делом он начал рассказывать мне про матрицы (в седьмом-то классе!) и очень удивился, что я такая продвинутая мама и тоже в матрицах разбираюсь. (Смеется.) Пришлось ему напомнить, что моя кандидатская была в области физико-математических наук. А младшая дочь (8 лет) научилась читать раньше, чем говорить, благодаря специальным обучающим программам на айпаде. (Снова смеется.) Пример с моими детьми очень показательный. Гаджеты – это мощный инструмент образования при правильном их использовании, они расширяют возможности обучения, безусловно. Главное, чтобы была цель, мотив, стимул чему-то научиться, и тогда дети сами выберут кратчайший путь, ведущий к этой цели.

С педагогической точки зрения меня очень волнует один вопрос. Конечно, вся современная система образования преобразуется в связи с происходящей цифровой трансформацией технологических основ всех видов деятельности. Сейчас вся информация, накопленная человечеством за всю свою историю, у студентов и школьников на кончиках пальцев, они могут в любой момент уточнить сведения, получаемые от учителя. При этом 90 процентов доступной информации составляет «информационный мусор». Исключительно важно научить в этом правильно ориентироваться, то есть научиться критическому анализу информации, умению самостоятельно отличать достоверную информацию от ложной и делать это в течение всей жизни.

– То есть задача преподавателя самому научиться разбираться в сложном мире информации. В Тверском университете многие преподаватели люди возрастные, некоторые из них даже электронную почту еще не освоили. И вот эти абсолютно разные поколения сталкиваются на лекциях или семинарах.

– Возрастные преподаватели бывают разные. Дело не в возрасте, а в желании быть современным и актуальным. Сегодня считается, что, чтобы быть современным и актуальным, в течение жизни придется получить образование как минимум в
12 областях. Это не значит, что все время нужно получать новое высшее образование. Надо все время наращивать свои образовательные «матрешки»: приобретать и прокачивать новые навыки, новые пакеты компетенций, причем делать это самостоятельно в течение всей жизни.

У нас в вузе есть преподаватели, которым под 80 лет, но они прекрасно владеют системой LMS (learning management system) единой электронной образовательной среды, действующей у нас в университете.

Кстати, эта система – достоинство, которое я не видела даже в вузах с гораздо более серьезным статусом. Она дает возможность удаленного прямого общения преподавателя и студентов, туда выкладываются все задания, презентации, в ней видно всех студентов, можно ставить оценки, устраивать обсуждения, тестирование. Это внутриуниверситетская многофункциональная система, которая позволяет круглосуточно общаться со студентами.

Так вот, возраст не имеет значения. Есть молодые преподаватели, которым не нравится современный стиль работы. Надо признать, если ты не интересуешься инновациями, никуда не ездишь, не общаешься со своими коллегами, не обмениваешься опытом, то как ученый и преподаватель ты быстро деградируешь. Не обязательно ехать за границу, в России есть очень продвинутые преподаватели и университеты. Интересоваться последними веяниями в твоей сфере – долг ученого.

Где искать кадры

– Как привлечь в ТвГУ квалифицированные современные кадры?

– Нужны как руководящие стратегические приоритеты, так и собственная воля научно-педагогических работников. С давних пор считалось правильным воспитать учеников, вырастить себе смену и затем уступить им место за преподавательской кафедрой, сосредоточившись на научной работе и руководстве аспирантами.

– Тверской государственный университет не попал в число вузов, которые получили статус опорного или федерального. Это как-то ущемляет вуз в правах? И есть ли еще шанс получить такой статус?

– Действительно, наш университет не имеет никакого специального статуса, мы не опорные, мы не федеральные, мы не национально-исследовательские, хотя вуз фигурирует на очень достойных местах в российских и международных рейтингах. Напомню, что в недавнее время университет был победителем национального конкурса вузов по программам стратегического развития (ПСР) и, более того, вошел в 2015 году в число пяти лучших вузов России, реализовавших ПСР. Продолжением программы стратегического развития и являлся конкурс на статус опорного вуза. Только когда был объявлен конкурс, внезапно, кроме высоких пороговых значений показателей, вполне достижимых нашим университетом, появилось новое требование – обязательное объединение с другим вузом. Этого сделать не получилось. А тогда шансы предоставлялись очень хорошие, вакантных мест было больше, чем имеющих возможности преодолеть пороговые показатели.

Вторая волна конкурса опорных вузов прошла без условия объединения, но и без требований к показателям деятельности, в результате чего в конкурсе приняли участие практически все вузы, и решения принимались не на основе показателей деятельности. Скоро ожидается третья волна конкурса, но, какие там будут условия, пока неизвестно.

Когда объявляются гранты, часто ставится условие, какой статус должен быть у вуза. По многим грантам мы технически не проходим, и это обидно, так как научный потенциал нашего университета достаточно высокий.

– Научная работа в ТвГУ сегодня ведется?

– Конечно. Руководить образовательными программами не может человек, у которого нет соответствующего количества научных публикаций, участия в конференциях в данной области знаний. Университет без науки не университет. Но настоящей фундаментальной науки становится меньше. К сожалению, перспективные ученые уезжают в наши «ближайшие пригороды», Москву и Санкт-Петербург.

– А вы вот приехали из нашего «пригорода» – Санкт-Петербурга.

– И счастлива. Я считаю, что для воспитания детей Тверь гораздо привлекательнее мегаполисов. Все близко. И для любого ребенка можно создать условия, когда он сможет выучиться и поступить, куда захочет.

Выдержит ли ТвГУ конкуренцию

– Как вы относитесь к ЕГЭ?

– Несмотря на все недостатки, ЕГЭ – это лучший из всех мне известных способов оценки подготовки по единой шкале. Конечно, это сложная психологическая история, испытание, к которому надо готовиться. Но именно ЕГЭ дал реальные возможности выпускникам из регионов поступить туда, куда они захотели.

– Тверской университет выдерживает конкуренцию по результатам ЕГЭ за абитуриентов со столичными и питерскими вузами?

– Пока выдерживает. Причем что любопытно: много лет самыми востребованными были юридический и экономический факультеты, факультет иностранных языков и международных коммуникаций. Наш третий корпус, где сосредоточены все STEM-направления и где трудится немало выдающихся ученых, не без труда проводил набор на большое количество бюджетных мест. И в этом году произошло чудо! На IT-направления был настоящий бум среди поступающих.

– За наших ребят решения принимают мамы, которые не всегда в курсе, какие навыки будут востребованы лет через пять.

– В этом есть проблема, и еще – в негибкости самой системы образования. В среднем срок обучения в бакалавриате и магистратуре составляет шесть лет. С таким упреждением прогнозировать требования будущего рынка труда очень сложно: происходит технологическая революция. Появятся новые профессии, которые сегодня еще даже не придуманы, отомрут существующие, изменятся требования к подготовке в сохраняющихся.

Кроме того, контрольные цифры приема студентов, а следовательно, и подушевое финансирование высших учебных заведений страны распределяются за год до начала приема. Кто должен работать в системе высшего профессионального образования? Ясновидящие на семь лет вперед?

Дух вуза

– Сейчас большинство тех, кто говорит и пишет на данную тему, сходятся на том, что надо развивать soft skills (мягкие навыки) – умение коммуницировать, учиться, анализировать. Это гораздо важнее для будущего, чем забивать голову студента знаниями по специальности, которые он забудет сразу же после экзамена. В университете главное – дух.

– Безусловно. В этом отношении важна атмосфера, в которой будут учиться и жить студенты, история кампуса. Сейчас поступающие приходят в университет и видят интерьеры из 1980-х. Школы быстрее ухитряются становиться современными. «Сколково» – вот пример современного университетского кампуса, открытое пространство, которое легко трансформируется. Не все упирается в деньги, многое зависит от людей.

На сколковском интенсиве для сотрудников высшей школы «Остров» мы под смотрели много новых способов оживить пространство вуза. Например, у ректората ТвГУ появился деревянный столб с указанием, сколько километров до каждого факультета. Это был квест в день первокурсника. И все студенты реально ощутили, какой большой у нас вуз. На юрфаке в прошлом году делали ремонт: покрасили стены в разные цвета, и сразу другое ощущение. На педагогическом факультете студенты выиграли грант и сами расписали стены. Пустячок, а приятно! А чего стоит арт-кафе «Кафедра»?! Креативное, современное и одновременно душевное пространство!

На «Острове» мы заключили соглашения по сервисам. Выбирали то, что не стоит денег, что нам бесплатно будут помогать делать. Один из сервисов – открытие университетской «Точки кипения».

Запускается курс «Инновационное предпринимательство», на нем будущих ученых научат запаковывать свои проекты и внедрять их в экономику. Сейчас время возможностей и время активных и креативных. Можно из нашего регионального университета сделать локомотив роста. Самое главное – раскачать критическую массу преподавателей. Инерция, к сожалению, есть. Впрочем, это закон физики: любой объект, обладающий массой, обладает инерцией. Выведение из состояния покоя или равномерного прямолинейного движения требует приложения силы.

– Правда ли, что теперь можно прослушать курс на платформах вроде «Курсеры» или «Открытого образования», сдать там все экзамены, получить сертификат и принести его в свой вуз: мол, не хочу слушать лекции профессора ТвГУ, я уже прослушал лекции профессора из Гарварда, причем на английском. И в вузе должны будут перезачесть предмет.

– Для этого еще не готова нормативная база, но, в принципе, такие вещи уже практикуются. И это серьезная конкуренция для преподавателей. Мы тоже готовимся выйти в онлайн с нашими университетскими курсами. ТвГУ выиграл грант, сейчас заканчивается монтаж оборудования. Это не дешевая история – создание массовых онлайн-курсов. Но она себя оправдывает. Высшая школа экономики на онлайн-курсах уже заработала миллион долларов. На российских платформах есть и региональные вузы, которые туда уже встроились. Некуда посадить поток студентов? Вот выход. Как правило, все онлайн-курсы до момента получения сертификата бесплатные, но, как только ты захочешь получить сертификат, надо заплатить вполне доступную сумму. Уже сейчас студенты, которые хотят учиться у лучших профессоров мира, сидят на этих онлайн-курсах.

Кому сейчас нужны дипломы? Работодатели требуют компетенций, им нужны люди, которые придут и убедят, что тебе лучше никого не надо. Мы даем очень широкое образование. А работодателю нужен специалист в узкой области. В то же время нашему выпускнику придется менять профессию (и скорее всего, работодателя) несколько раз в профессиональной жизни. Поэтому фундамент образования должен быть широким и глубоким, позволяющим надстраивать на нем различные профессиональные пакеты компетенций. Получается некоторое противоречие, и тут важен личный выбор студента.

Повторю, сейчас наступило очень интересное время с точки зрения возможностей самореализации. Надо показать, насколько мир многогранен и что будущее создается нами. Каким мы его построим, таким оно и будет. В этом основная задача вуза.

416 0
Лента новостей
Прокрутить вверх